p align="left">После прихода к управлению нотариатом СССР новых руководителей (в 1938 г.) первоочередной задачей стало принятие общесоюзных актов по нотариату. Новый проект Положения о государственном нотариате СССР был разработан отделом нотариата СССР летом 1938 г. Согласно Положению руководство должны были осуществлять старшие государственные нотариусы под контролем Народного комиссариата юстиции республик. Проект поступил в Совет Народных Комиссаров СССР. Однако долгое время этот проект не утверждался. После длительного ожидания было решено принять временные акты о нотариате в переходный период. 20 июля 1940 г. вышло Постановление СНК РСФСР «Об организации и руководстве деятельностью государственных нотариальных контор РСФСР». Нотариальные действия должны были выполнять государственные нотариальные конторы и в отдельных случаях сельсоветы. В областных центрах размещались старшие нотариусы. В 1938 - 1939 гг. продолжался экстенсивный рост нотариальных органов СССР. Прежде всего это было связано с ростом числа нотариальных действий. В 1939 г. было совершено 8387048 нотариальных действий, что было больше, чем в предыдущем году, на 24,5%. В последующие годы рост замедлился. Основной объем нотариальной деятельности затрагивал удостоверение договоров и сделок, принятие мер по охране наследственного имущества и выдаче свидетельств о праве наследования, удостоверение завещаний См. Цветков И. Лучше организовать работу нотариата / И. Цветков // СЮ Нотариат. Сборник. 1942. № 21. С. 15-21.. В отличие от суда и адвокатуры руководство нотариатом административные органы юстиции СССР осуществляли напрямую. Несмотря на это, нотариат оставался одним из самых проблемных органов юстиции. В этой системе совершались многочисленные правонарушения, почти не было лиц с высшим юридическим образованием, мало кто работал свыше одного года. Можно выделить следующие причины такого положения. Во-первых, нотариусы получали самую низкую заработную плату среди сотрудников правоохранительных органов. Во-вторых, НКЮ так и не смог наладить повседневный контроль над нотариусами. В-третьих, вопросы нотариата мало волновали руководство СССР. В то время как правовое регулирование деятельности судов и адвокатуры в целом завершилось, общесоюзные акты по деятельности нотариата так и не были приняты См. Кодинцев. А.Я. Управление системой советского нотариата накануне Великой Отечественной войны / А. Я. Кодинцев // Адвокат. 2007. № 8. С. 56-59.. Великая Отечественная война негативно сказалась на развитии советского нотариата. Накануне войны система нотариата СССР находилась в стадии становления. Не были приняты многие важные нормативно-правовые акты, положение нотариуса было принижено. Война привела к резкому сокращению числа нотариальных действий, совершаемых в СССР. Особенно уменьшилось количество совершения исполнительных подписей (во II полугодии 1941 г. их число снизилось в 1,5 раза). В то же время выросло число заверенных копий документов, которые совершали граждане, эвакуированные из прифронтовой полосы. Изменения, внесенные в наследственное право, привели к резкому увеличению числа нотариальных действий. При этом нотариусам было трудно разобраться с новой практикой, и они допускали многочисленные нарушения. Выдавали свидетельства о праве на наследство не по месту открытия наследства, до истечения 6-месячного срока, не всегда истребовали необходимые документы, утверждали завещания, по которым имущество (в том числе и недвижимость) переходило лицам, не входящим в круг наследников и т.п См. Буднев Н.С. больше внимания нотариальным органам / Н.С. Буднев // Социалистическая законность. 1944. № 3/4. С. 14.. Окончание войны позволило руководству юстиции вновь поставить вопрос о принятии актов по нотариату. Проект Положения о нотариате СССР, разработанный до войны, так и не был принят. Возможно, что советское руководство решило оставить этот вопрос на уровне союзных республик. Кроме того, вопрос о нотариате советское руководство не интересовал вовсе. Общесоюзный акт так и не был принят. В итоге продолжало действовать Постановление ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». Унификации союзного законодательства в этой сфере так и не было достигнуто. Министерство юстиции СССР и Совет Министров СССР выпустили большое количество общих актов по нотариату. Однако ни о какой систематизации данных актов речи не шло. Например, в Азербайджане конторы не выдавали свидетельств о праве наследования, этим занимались суды. На Украине, в Грузии, Узбекистане конторы регистрировали аресты (запрещения), т.е. выполняли функции коммунальных органов и т.д См. Авдюков М.Г. Роль нотариата в охране прав граждан / М.Г. Авдюков, Л.И. Газиянц. - М. : Проспект, 2008. С. 22.. Проект Положения о государственном нотариате РСФСР предварительно был согласован с Министерством юстиции СССР, а затем обсуждался Министерством коммунального хозяйства РСФСР, Госпланом РСФСР, Прокуратурой РСФСР, МФ РСФСР. В новом Положении исчезли пункты о залоговых свидетельствах. Были введены положения об исполнительных подписях на взыскание заработной платы, о наследовании, хранении документов, наложении запрета на строения, морские протесты. По Положению о нотариате от 31 декабря 1947 г. нотариусы, в том числе, заверяли публично-правовые акты. Таким образом, новое Положение отразило существенное расширение функций нотариальных органов в 30 - 40-е годы. Беспокойство вызывала бесконтрольная деятельность местных Советов, произвольно выдававших огромное количество незаконных справок и документов. Они удостоверяли фиктивные документы и незаконные сделки. Госпошлина зачастую не взыскивалась, учета никто не вел. Суть работы нотариусов с недвижимым имуществом сводилась к договорам об установлении права застройки, об отчуждении строений и права застройки, найма жилых помещений, завещания, доверенности, свидетельства о праве наследования См. Кодинцев А.Я. Советский нотариат в послевоенный период / А.Я. Кодинцев // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 1. С. 36-38.. В послевоенный период нотариусы допускали огромное количество нарушений. Можно выделить следующие причины этих нарушений. Во-первых, низкая квалификация нотариусов. Так, при удостоверении документов нотариусы, как правило, не допускали нарушений, связанных с регистрацией простых документов, и часто ошибались при регистрации сложных. Во-вторых, нередко нарушения допускались сознательно с целью извлечения личной прибыли. В-третьих, многие конторы были парализованы наплывом дел при отсутствии помещений и технических работников. Из года в год повторялись одни и те же нарушения. Например, в послевоенные годы допускалось много нарушений при удостоверении договоров отчуждения строений. В Средней Азии, как и в годы войны, нотариусы удостоверяли договоры отчуждения строений вместе с землей. В РСФСР в 1946 году удостоверяли договоры отчуждения строений без справок о принадлежности строений продавцу и об их страховой оценке, по завышенным ценам. На втором месте по числу нарушений стояли нотариальные действия, связанные с наследством. Так, выдавались свидетельства о праве наследования без истребования документов о смерти наследодателя, о родственных отношениях См. Буднев Н.С. За дальнейшее развертывание социалистического соревнования нотариальных контор и судебных исполнителей / Н.С. Буднев // Социалистическая законность. 1950. № 3. С. 27.. Нотариусы Армении в 1952 г. удостоверяли договоры купли-продажи строений, расположенных в сельской местности, без истребования всех необходимых документов, в частности справок о составе колхозного двора и согласии членов колхозного двора См. Кодинцев А.Я. Советский нотариат в середине 50-х годов XX века / А.Я. Кодинцев // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 3. С. 98 - 102.. Только 2 августа 1974 г. был принят первый Закон РСФСР «О государственном нотариате», который содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. 1.4 Нотариат в современной России В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитием предпринимательства, выходом в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата в 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. 11 февраля 1993 г. принят новый закон о нотариате - Основы законодательства РФ о нотариате. С принятием данного закона в российской правовой системе начал формироваться институт свободного нотариата, основными задачами которого являются защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации. Свободный нотариат, именуемый также латинским, практикуется в большинстве стран мира. Это система, при которой нотариус осуществляет публичную функцию, получив от государства частицу его власти, но организует свою работу как лицо свободной профессии См. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: основы законодательства РФ от 22.07.1993 № 5487-1 Статья 1 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.. Основами законодательства о нотариате в Российской Федерации наряду с сохранением государственного нотариата была введена новая - частная форма нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова: в соответствии со ст. 2 указанных Основ при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу См. Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации / О.В. Хышиктуев // Современное право. 2001. № 11. С. 2.. Одной из особенностей реформы нотариата и законодательства о нотариате заключается в том, что отныне в одном экономическом пространстве будут работать два нотариуса: один в государственной конторе, другой - в частной. Разница между ними лишь в том, что первый, передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, другой, занимающийся частной практикой, будет взимать тариф, который остается у него полностью (за исключением налогов и других выплат, предусмотренных законом). По сравнению с советским нотариальным правом, действующие Основы включают в себя принципиально новый подход. С изменением государственного и рыночного механизмов Российской Федерации изменилось и современное нотариальное право. Теперь оно ориентировано на защиту прав и интересов субъектов права с учетом условий рыночной экономики и становления в стране основных принципов демократического развития. Длительное время находившийся на периферии законодательства и юридической практики нотариат за последние несколько лет занял достойное место в правовой системе России. Как справедливо констатирует президент Федеральной нотариальной палаты России Е. Н. Клячин, первые итоги функционирования небюджетного нотариата подтвердили правильность сделанного выбора в 1993 г. принятием Основ законодательства о нотариате См. Клячин Е.Н. Потенциал нотариата - на службу обществу / Е.Н. Клячин // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 20.. В правовой системе России стала складываться новая комплексная отрасль права - нотариальное право, объединяющая систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства. Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России. 2. НОТАРИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ 2.1 Общие положения После перехода России к рыночной экономике, различного род сделки с недвижимостью все прочнее входят в гражданский оборот и являются уже неотъемлемой частью экономики государства. Особенно распространены и широко используются такие формы сделок, как купля-продажа недвижимости, дарение и наследование. Чтобы предотвратить негативные последствия, связанные с неправильным пониманием закона или в силу чьего-то злого умысла необходимо удостоверять подлинность документов. Самая надежная форма удостоверения сделки - нотариальная форма, ибо нотариус несёт персональную ответственность за все совершаемые им действия, следовательно, он, как никто другой заинтересован в правильности и законности совершения любой сделки. Сейчас в нашей стране в рамках осуществления правовой реформы возрожден нотариат так называемого латинского типа, восстановлен институт нотариусов, ведущих частную практику, в полной мере соответствующий мировым стандартам и нашим отечественным традициям. Нотариат основан на принципах независимости, беспристрастности, полной имущественной ответственности нотариуса, страхования его профессиональных рисков. Он обеспечивает конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Обязательно членство нотариуса в профессиональном объединении. Эти принципы распространяются на нотариусов, занимающихся частной практикой. Общество получило эффективный правозащитный механизм, причем беззатратный для государства, потому что нотариат стал внебюджетным См. Долгов В.М. Нотариат - это гарантии и стабильность! [электронный ресурс] / В. М. Долгов // http:// www.notary.ru.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|