p align="left">Для дальнейшей активизации этого процесса необходимо на уровне постановлений пленумов Высшего Хозяйственного и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права. Это внесло бы ясность и стабильность в договорную практику, испытывающую в настоящее время немалые трудности при применении и понимании многих важных норм ГК. Заметным шагом на пути этого процесса стало содержащееся в «Обзоре судебной практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за подачу энергии по договорам энергоснабжения», утвержденном постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № 2, указание нижестоящим судам на необходимость при рассмотрении споров о взыскании штрафных санкций за нарушение норм и правил пользования энергией «руководствоваться общими принципами гражданского права об ответственности за нарушение договорных обязательств» (п. 4) [323]. Российский ученый Н.М. Коркунов в своих лекциях по общей теории права, изданных в 1904 г., писал: «Если каждый закон может быть заменяем новым…, то, конечно, и судебная практика не может быть обречена на неподвижность и застой. Но с другой стороны, постоянство судебной практики и обусловливаемая ими определенность юридических отношений представляет, конечно, весьма важное значение. Одно из первых условий правосудия, это то, чтобы законы применялись ко всем одинаково, а это невозможно без однообразной устойчивой практики. Суд поэтому всегда склонен поддерживать то именно начало, которое уже принято предшествующей практикой» [185, с. 288]. Однако возникает вопрос о том, не равнозначно ли признание права суда выносить решение в соответствии с требованиями принципа, а не конкретной правовой нормы, в тех случаях, когда суд придет к выводу о противоречии ее принципу, признанию судебной практики в качестве самостоятельного источника права. На наш взгляд, ответ на данный вопрос отрицательный, поскольку применение принципов происходит в данном случае в рамках обычного процесса правоприменения. Российские ученые справедливо отмечали, что для гражданского законодательства «характерно значительное число норм с относительно определенными и неопределенными элементами». Действительно, такие положения как разумность, добросовестность, справедливость, безусловно требуют «конкретизации в судебной практике, придании юридической значимости самым различным фактическим обстоятельствам по усмотрению суда. Поэтому возрастает роль судейского усмотрения и связанного с ним судебного толкования, что требует совершенно нового подхода судей к разрешению дел, творческого применения права» [386, с. 11]. Поскольку в ст. 2 ГК закреплен открытый перечень принципов гражданского права, суды наделяются правом выводить тот или иной принцип из текста гражданского законодательства, определяться путем его толкования с учетом всех относящихся к рассматриваемому спору факторов и обстоятельств. Это непростой, привычный и неизбежный для правоприменительной практики путь, на котором решающее слово остается за судами. Только в таком случае из декларативных и в достаточной мере абстрактных идей принципы превратятся в реалии, требующие неукоснительного соблюдения. Данная задача достаточно сложная, но ее решение не только будет эффективным с точки зрения практики применения права, но и повысит авторитет судебной системы. Давая оценку судебной практике, необходимо исходить из того, что презумпция добросовестности и разумности должна распространяться и на судей, поскольку деятельность судебных органов по определению направлена не на разрушение основ правопорядка. Их целью является вынесение обоснованных и справедливых решений, используя все предоставленные законом возможности, в том числе и потенциал, заложенный в принципах гражданского права. Суды способны в большей степени, чем законодатель, оценить состояние гражданского законодательства, поскольку его пробелы и противоречия выявляются в процессе правоприменительной деятельности. Высокая квалификация судей Республики Беларусь наряду с предоставленным ст. 3 ГК пленумам Высшего Хозяйственного Суду Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь правом законодательной инициативы создает реальные правовые основы для формирования законодательства и правоприменительной практики в точном соответствии с положениями Конституции и требованиями принципов гражданского законодательства Республики Беларусь. Одной из причин недостаточно эффективной реализации конституционного и гражданско-правового принципа судебной защиты является именно несовершенство гражданского законодательства (пробелы, коллизии и др.). Представляется, что решение этой проблемы возможно путем активизации процесса применения принципов гражданского права для решения подобных проблем. «От грамотного использования принципов в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности» [428, с. 225]. На наш взгляд, руководство принципами гражданского права в практической деятельности правоприменительных органов является свидетельством высокого уровня правосознания и правовой культуры указанных лиц. Можно выделить несколько направлений, по которым может осуществляться реализация принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия: прямое указание на несоответствие правовых норм принципам гражданского права; использование принципов при вынесении решений по конкретным делам; наполнение сформулированного законодателем гражданско-правового принципа конкретным юридическим содержанием; выработка формулировок определений принципов, не имеющих правовых дефиниций в действующем законодательстве и выводимых из него путем толкования гражданско-правовых норм. В процессе правоприменительной деятельности первый этап простого сопоставления гражданско-правовых норм с требованиями отдельных принципов гражданского права должен последовательно перейти во второй этап - глубокого анализа сути правовых норм и требований принципов гражданского права, образующих систему. В постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также в разъяснениях Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь обнаруживается устойчивая тенденция обращения к принципам гражданского права. Суды уже опираются на гражданско-правовые принципы, применяя их для решения конкретных гражданских и хозяйственных споров, однако количество таких решений остается незначительным. В связи с этим необходимо выработать четкие ориентиры применения правовых принципов судами Республики Беларусь с тем, чтобы обеспечить единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь. В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них предписаний в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности, а также в поведении субъектов гражданского права. Реализацию принципов следует рассматривать одновременно и как длящийся процесс, и как результат правового регулирования. Как свидетельствует практика, законодательная фиксация принципа еще не означает его окончательного и безусловного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость. С этой целью предлагается научно обоснованный комплекс мер по реализации требований принципов гражданского права в нормотворческой деятельности, имеющий целью обеспечение стабильности гражданского законодательства, единства и единообразия нормотворческого процесса в условиях готовящейся систематизации гражданского законодательства: – расширить и уточнить перечень принципов нормотворческой деятельности, исходя из специфики данного вида деятельности. Изложить ст. 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в новой редакции следующего содержания: «Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах верховенства права, верховенства закона, объективности, системности актов законодательства, единства и непротиворечивости правовых норм, научности, стабильности законодательства, связи нормотворческой деятельности с правоприменительной практикой»; – в кодифицированных актах гражданского законодательства (Инвестиционном кодексе Республики Беларусь, Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о земле, Жилищном кодексе Республики Беларусь, Воздушном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о недрах), а также в Законах Республики Беларусь, сфера регулирования которых характеризуется значительной спецификой, закрепить принципы (основные начала) законодательства, которые должны применяться в случаях возникновения коллизии правовых норм или при наличии пробелов в законодательстве; – законодательно закрепить требование соблюдения принципов права (в том числе и гражданского) как необходимого условия процесса разработки и принятия актов гражданского законодательства. При включении в текст законопроекта правовых принципов следует анализировать их связь со всеми остальными положениями законопроекта [10-А; 39-А; 43-А]. С целью реализации требований принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия по гражданским и хозяйственным делам, обеспечения единообразия судебной практики, а также гарантированности прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь целесообразно путем принятия постановлений пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание нижестоящих судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права (проект постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь прилагается) [10-А; 39-А; 43-А; 46-А]. ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновные научные результаты диссертации1 Авторская концепция становления и развития принципов гражданского права, включающая:- определение закономерностей и совокупности факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на процесс становления и развития принципов гражданского права и их реализацию; - выявление основных этапов становления и развития принципов гражданского права как основополагающих начал систематизации и кодификации гражданского законодательства.Предложенная концепция позволяет определить влияние указанных выше факторов посредством отражения их в принципах гражданского права на процесс формирования гражданского законодательства и прогнозировать тенденции его дальнейшего развития с целью наиболее эффективного регулирования гражданско-правовых отношений. Под закономерностями формирования и развития принципов гражданского права следует понимать обусловленность изменений в понятии, содержании и пределах реализации принципов влиянием определенных факторов. К числу факторов, в значительной степени определяющих процесс формирования и развития принципов гражданского права, относятся экономические, социальные, политические и идеологические факторы. Вместе с тем анализ истории развития белорусского гражданского права позволил доказать, что на начало формирования законодательства, основанного на подлинных частноправовых началах, не в меньшей мере повлияли географическое положение страны, уровень правовой культуры, правосознания и профессионализма законодателей, идеалы равенства и справедливости.Генезис принципов гражданского права свидетельствует о закономерном возрастании их значения, усилении их роли в нормотворческой и правоприменительной деятельности, придании им статуса регулятора общественных гражданско-правовых отношений. Наибольшее значение принципы гражданского права приобретают в условиях правового государства. Конституционные положения в государстве, провозглашающем себя правовым, должны базироваться на принципах правового государства, а отраслевые принципы - на положениях Конституции и представлять собой конкретизацию конституционных принципов применительно к конкретной отрасли права. При этом принципы гражданского права в условиях правового социального государства не следует рассматривать как некий «идеальный тип». Необходимо исходить из того, что ограничения принципов гражданского права допустимы, но только на основании закона и при условии четкого соблюдения принципов правового государства [6-А; 8-А; 13-А; 19-А; 38-А; 39-А; 50-А; 53-А].2. Авторское определение понятия принципов гражданского права как закрепленных в нормах гражданского законодательства либо вытекающих из его положений основных начал, стабильных руководящих положений, определяющих сущность отрасли и цели гражданско-правового регулирования, имеющих общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.Поскольку в гражданском законодательстве закреплен открытый перечень принципов гражданского права, представляется обоснованным на законодательном уровне закрепить признаки, позволяющие идентифицировать то или иное начало гражданского законодательства в качестве его отраслевого принципа. К числу сущностных признаков принципов гражданского права, позволяющих квалифицировать отдельные положения законодательства как его основные начала, следует отнести: нормативность, объективность, стабильность, фундаментальный характер и общеобязательность. Совокупность данных признаков целесообразно сконцентрировать в понятии принципов, которое необходимо закрепить в ст. 2 ГК Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|