p align="left">Кроме того, к ним относятся еще и представители иностран-ных государств (главы государств, правительств и т.д.), члены пар-ламентских и правительственных делегаций, приезжающие для уча-стия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители ино-странных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопро-вождающие их (если они не являются гражданами Российской Фе-дерации). К этой группе примыкают сотрудники некоторых меж-дународных организаций (ООН, СБСЕ и т.п.). 3.3. Беженцы и вынужденные переселенцы. Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, по-лучившие в Российской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или под-данства. Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало необходимость привести нормы российского права в соответствие с вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем он имеет и ряд существенных особен-ностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отли-чие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической за-щитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (под-данными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международно-го права беженцы не подлежат выдаче на территории того государ-ства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища. Беженец -- прибывшее или желающее прибыть на терри-торию Российской Федерации лицо, не имеющее граж-данства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жи-тельства на территории другого государства вследствие со-вершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться наси-лию или иному преследованию по признаку расовой или на-циональной принадлежности, вероисповедания, языка, а так-же принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец. Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, поки-нувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, про-живавший на территории республики, входившей в состав CCCР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям. 4. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РФ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации. Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации; 2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; 2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; 3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления; 4) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата. Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они: 1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда; 2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: 1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; 2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; 3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; 4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства. За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае, если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, ус-тановленных в государстве для иностранцев. В этой связи суще-ствует необходимость более подробно разобраться в вопросах, свя-занных с сущностью и содержанием этих режимов. Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как ус-тановленный и контролируемый государством порядок приобрете-ния и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей. В литературе по международному и государственному (консти-туционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетани-ях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наи-большего благоприятствования Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон-ституционно-правового статуса: Лекция. -- Омск: Юридичес-кий институт МВД России. -- 1996. -- 28 с.. 5.1. Национальный режим. Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль-ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление нацио-нального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич-ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики. По соглашению между СССР и Францией о торго-вых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. француз-ские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица на-иболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посред-ников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|