p align="left">Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить статус таких лиц в России. Если лицо является гражданином Российской Федерации и одновременно имеет доказательства принадлежности к граждан-ству иностранного государства, то, находясь в России, оно не мо-жет считаться иностранцем. Такое лицо рассматривается как граж-данин Российской Федерации, и на него распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных граждан. Ведь согласно ст. 11 Закона "О граж-данстве" иностранным гражданином признается лишь тот, кто об-ладает гражданством иностранного государства и не имеет граждан-ства Российской Федерации. Если же лицо с двойным гражданством находится на территории России, в гражданстве которой оно не состоит, то его следует считать ино-странцем. Но в этой связи возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем законодательстве пря-мого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда законодательство связывает определенные юридические последствия с принадлежностью лица к конкретному гражданству. В юридической литературе говорится, что третье государство может рассматривать лицо с двойным гражданством как граждани-на любого из государств, гражданином которого оно является. По-лагается, что в вопросе о том, гражданству какой страны должен отдаваться "приоритет", необходимо исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек (так называемый принцип наиболее тесной связи). Аналогичный подход мы можем встретить и в законодатель-стве ряда зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о междуна-родном частном праве, лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается гражданином того государства, с которым оно более тесно связано Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон-ституционно-правового статуса: Лекция. -- Омск: Юридичес-кий институт МВД России. -- 1996. -- 28 с.. 1.3. Проблема интернирования. Мы считаем необходимым кратко затронуть данную проблему, так как, несмотря на множественные усилия со стороны миротворческих и гуманитарных организация, политическая ситуация в мире (в некоторых его регионах) по-прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликта привыч-ный уклад жизни любого государства претерпевает значительные изменения. Это касается практичес-ки всех жизненно важных сфер общества, которые начинают работать в особом, чрезвычайном режи-ме. Такой особый режим, связанный с войной, на-прямую влияет на правовое положение иностран-ных граждан и особенно граждан неприятельских государств, а также граждан государств, оказываю-щих различную поддержку неприятелю, находя-щихся на территории воюющих сторон. Такие иностранные граждане могут быть интернирова-ны. Под интернированием следует понимать санк-ционированное государством временное ограни-чение прав и свобод граждан враждебного государ-ства, исходя из интересов обеспечения государ-ственной безопасности воюющей стороны Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. - 2000. - №2. - С. 2 - 5.. Основанием для интерниро-вания граждан враждебного государства может служить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания или желание властей обеспечить их личную безопасность от послед-ствий военных действий. 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РФ Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в России. Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РФ, имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ. В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей. В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством. Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям. Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ. Иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права. Передвижение по территории РФ и место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят общих основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются такие же как и к гражданам России. Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах). Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ. 3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 3.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране. Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граж-дан. В статье 5 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" говорится, что иност-ранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином за-конном основании, считаются временно пребывающими. Они обя-заны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания. Принадлежность к той или иной категории имеет важное прак-тическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иност-ранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, та-ких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование ме-дицинской помощью, предоставление социального обеспечения. Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законода-тельство относило иностранцев к той или иной категории в зави-симости от времени пребывания их в стране. Действующее законо-дательство проводит такое разделение, руководствуясь не критери-ем длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством. Отмечая важную практическую роль деления иностранных граж-дан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса. 3.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям. В работах по конституционному и между-народному праву уже предприняты попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям. Анализ разно-образных точек зрения на вопрос о классификации иностранных граждан позволяет сделать определенные выводы. Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конститу-ционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматри-вать в отрыве друг от друга. В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев: -- иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями; -- иностранные граждане, наделенные определенными имму-нитетами и привилегиями; -- иностранные граждане, получившие убежище Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон-ституционно-правового статуса: Лекция. -- Омск: Юридичес-кий институт МВД России. -- 1996. -- 28 с.. К первой группе относятся постоянно проживающие и вре-менно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, кото-рые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталки-ваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граж-дане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различ-ных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналис-ты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие. К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломати-ческих и консульских представительств В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и бо-лее 200 консульских представительств., члены правительствен-ных и парламентских делегаций, работники межправительствен-ных организаций и некоторые другие лица. В зависимости от характера и объема предоставляемых приви-легий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане мо-гут быть разделены на следующие подгруппы: -- пользующиеся полным иммунитетом; -- пользующиеся частичным иммунитетом. К иностранным гражданам, пользующимся полным иммуни-тетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, по-веренных в делах), члены дипломатического персонала представи-тельств (советники, торговые представители и их заместители, во-енные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипло-матических представительств и члены семей дипломатического пер-сонала представительств, если они проживают вместе с указанны-ми лицами и не являются российскими гражданами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|