реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правоведение

реферат
p align="left"> Структура правовой нормы

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную струк-туру.

Во-первых, названная структура -- идеальная логи-ческая конструкция, призванная регулировать взаимоот-ношения между людьми. Это своеобразная модель воз-можного поведения, сформировавшаяся в ходе общест-венного развития, отражающая стремление людей со-здать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Тра-диционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обсто-ятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипоте-зу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, со-гласно которому должны действовать участники право-отношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтерна-тивная диспозиция дает возможность участникам право-отношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содер-жит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции пра-вовой нормы. По степени определенности санкции под-разделяются на абсолютно определенные (точно ука-занный размер Щтрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Во-вторых, структура юридической нормы есть объективированнвгй-результат отражения в норме опреде-ленного общественного отношения. Фактическое обще-ственное отношение, подлежащее правовому оформле-нию, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внут-реннему строению. Оно достаточно жестко предопреде-ляет характер связи и количество структурных элемен-тов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отно-шения. Следует также иметь в виду сложность логичес-ких связей между субъектами отношения, количествен-ные характеристики субъектов и объектов, распростра-ненность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное об-щественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в право-вой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отно-шений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих консти-туционного оформления, зачастую достаточно констата-ции в праве их наличия. В структуре многих консти-туционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отно-шения определенного вида и выступает как законо-мерная реальность правовой системы конкретного об-щества.

В-третьих, структуру правовой нормы нужно рассмат-ривать как единство идеальной и реальной структуры.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных эле-ментов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имею-щая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменя-ясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенно-го вида общественных отношений в нужном для законо-дателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в из-вестной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государ-ственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элемен-тов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особеннос-тями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

В-четвертых, структуру правовой нормы можно пред-ставить как систему диалектически взаимосвязанных эле-ментов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указан-ные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложив-шимися общественными отношениями, а также специфи-ческими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие зако-нодателя, который формирует направленность структур-ных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутренне строение, обусловленное фактическими общ. Отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

5.Понятие источников права, виды.

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значе-ния термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реа-гирует на потребности общества, развитие обществен-ных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также при-знать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкцио-нированный обычай и договор. В отдельные историчес-кие периоды источниками права признавали правосо-знание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источни-ком права тогда, когда он закрепляет уже давно сложив-шиеся отношения, одобряемые населением. В рабовла-дельческих и феодальных обществах обычаи санкциони-ровались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев -- отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в при-дании нормативного характера решению суда по кон-кретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосак-сонской правовой системе, «ratio de,cidendi». Из преце-дента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке пре-цедент как источник права оценивался только отрицатель-но, однако в последнее время тон критических высказы-ваний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную док-трину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт -- доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспо-римых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относи-тельно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осу-ществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкова-ния и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений норма-тивных актов нарушители преследуются и наказывают-ся на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграниче-ния юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие прави-ла поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государ-ства имеет разветвленную структуру органов с опреде-ленными правотворческими полномочиями и значитель-ным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разно-великой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и пре-цеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определен-ный, правовой режим.

Итак, нормативный акт -- это официальный доку-мент, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

6.Конституция РФ как основной закон

В Российском государстве, в сущности, единствен-ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави-тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные догово-ры России; б) нормативные акты органов государствен-ной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо-венство ее в системе нормативных актов Российского го-сударства определяется следующим: 1) Конституция при-нята на референдуме в результате свободного волеизъяв-ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ-ные начала, принципы, нормы общественного и государ-ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос-новных прав человека и фиксирует структуру и компетен-цию высших органов государственной власти и управле-ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа-те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер-жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ-ного закона, определяющие компетенцию высших орга-нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако-нов (ст. 104--108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Фе-дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова-ло более половины от общего числа членов этой палаты

Содержание закона образуют первичные нормы, ко-торые в отдельных случаях получают дальнейшую кон-кретизацию и развитие в подзаконных актах.

7.Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Все нормативные акты имеют определенные вре-менные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По обще-му правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную си^у, момент пре-кращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обрат-ная сила закона»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.