реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правоведение

реферат
p align="left">Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачас-тую требуется взаимодействие комплекса норм (матери-альных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права -- это обособленная группа юриди-ческих норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, ин-ститут ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулиру-ющих однородные общественные отношения. Она отра-жает более высокий уровень системообразующих свя-зей, характеризуется определенной целостностью, авто-номностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процес-суальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-про-цессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-про-цессуального права.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования -- это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен -- трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разум-ные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве глав-ного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отноше-ний, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует.

4.Норма права: понятие, структура, виды.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-опре-деленное правило поведения, установленное и обеспе-ченное обществом и государством, закрепленное и опу-бликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем опре-деления прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внут-ренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (сте-пени упорядоченности общественных отношений, обес-печенности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых,

классовых интересов в условиях стабильности общест-венных отношений.

2. Это форма определения и закрепления прав и обя-занностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязан-ностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обя-зывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декла-ративных, дефинитивных). Различные субъекты право-отношений обычно обладают комплексом прав и одно-временно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функци-онирования любой правовой системы.

3. Норма права представляет собой правило поведе-ния общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это 4юрмально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в со-держании, объеме прав и обязанностей, четких указани-ях на последствия ее нарушения. Внешняя определен-ность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа -- нор-мативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантиро-ванное государством. Возможность государственного пра-вового принуждения в случаях нарушения прав граж-дан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специ-ализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), преду-смотренного конституцией;

изданы легитимными органами государства, избран-ными или назначенными в соответствии с конститу-цией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;

закреплены в договорах, заключенных между субъек-тами права в соответствии с действующим законода-тельством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообра-зие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обу-словливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличитель-ные черты данных норм, обозначить место и функцио-нальную роль, необходимо их классифицировать. Осно-вания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от граж-данского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнитель-ной государственной власти и судебной государствен-ной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы .принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (все-народный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всена-родным голосованием была принята Конституция Рос-сийской Федерации

2. По социальному назначению и роли в правовой системе: нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы -- правила по-ведения), охранительные (нормы -- стражи порядка), обес-печительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), кол-лизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты) (см. схему на с. 277).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отноше-ний, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономическо-го и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и пара-метры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи-мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям обществен-ного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. На-пример, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Рос-сийской Федерации, гласит: «Человек, его права и сво-боды являются высшей ценностью. Признание, соблюде-ние и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависи-мости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: упра-вомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных по-ложительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, кото-рые определены законом как правонарушения). Особен-ность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий ха-рактер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закреп-ляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государст-венного принуждения, которые применяются за наруше-ние правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в со-ответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с исте-чением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направ-лены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, га-рантирующие осуществление субъективных прав и обя-занностей в процессе правового регулирования. Соци-альная ценность их зависит от того, насколько эффек-тивно они способствуют созданию механизмов и кон-струкций беспрепятственной реализации права Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностран-ной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11--18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя по-ложения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществен-ных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равно-значны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия пре-ступления в уголовном законодательстве, сделки в граж-данском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникаю-щие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постанов-ления Правительства Российской Федерации настояще-му Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступле-ния нормативного акта в силу, прекращения его дей-ствия и т. п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, ад-министративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материаль-ные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, власт-но-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный харак-тер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реа-лизации субъективных прав и обязанностей или исполь-зовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу-дарственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории госу-дарства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обу-словленные территориальными, временными, субъектны-ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органа-ми власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представитель-ных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам-ках отдельных государственных, общественных или част-ных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространя-ются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужа-щих, железнодорожников и т. п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.