p align="left">Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачас-тую требуется взаимодействие комплекса норм (матери-альных, процессуальных, дефинитивных, оперативных). Институт права -- это обособленная группа юриди-ческих норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, ин-ститут ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулиру-ющих однородные общественные отношения. Она отра-жает более высокий уровень системообразующих свя-зей, характеризуется определенной целостностью, авто-номностью. Отрасли подразделяются на материальные и процес-суальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-про-цессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-про-цессуального права. Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования -- это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен -- трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разум-ные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Общественные отношения выступают в качестве глав-ного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отноше-ний, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом. Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. 4.Норма права: понятие, структура, виды. В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-опре-деленное правило поведения, установленное и обеспе-ченное обществом и государством, закрепленное и опу-бликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем опре-деления прав и обязанностей их участников. Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внут-ренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (сте-пени упорядоченности общественных отношений, обес-печенности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общест-венных отношений. 2. Это форма определения и закрепления прав и обя-занностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязан-ностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обя-зывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декла-ративных, дефинитивных). Различные субъекты право-отношений обычно обладают комплексом прав и одно-временно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функци-онирования любой правовой системы. 3. Норма права представляет собой правило поведе-ния общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. 4. Это 4юрмально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в со-держании, объеме прав и обязанностей, четких указани-ях на последствия ее нарушения. Внешняя определен-ность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа -- нор-мативно-правовом акте. 5. Норма права есть правило поведения, гарантиро-ванное государством. Возможность государственного пра-вового принуждения в случаях нарушения прав граж-дан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права. 6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специ-ализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), преду-смотренного конституцией; изданы легитимными органами государства, избран-ными или назначенными в соответствии с конститу-цией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека; закреплены в договорах, заключенных между субъек-тами права в соответствии с действующим законода-тельством и общепризнанными принципами и нормами международного права. Виды правовых норм Многогранные общественные отношения, разнообра-зие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обу-словливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличитель-ные черты данных норм, обозначить место и функцио-нальную роль, необходимо их классифицировать. Осно-вания классификации могут быть самыми различными. 1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от граж-данского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнитель-ной государственной власти и судебной государствен-ной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы .принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (все-народный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всена-родным голосованием была принята Конституция Рос-сийской Федерации 2. По социальному назначению и роли в правовой системе: нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы -- правила по-ведения), охранительные (нормы -- стражи порядка), обес-печительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), кол-лизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты) (см. схему на с. 277). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отноше-ний, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономическо-го и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и пара-метры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи-мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям обществен-ного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. На-пример, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Рос-сийской Федерации, гласит: «Человек, его права и сво-боды являются высшей ценностью. Признание, соблюде-ние и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависи-мости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: упра-вомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных по-ложительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, кото-рые определены законом как правонарушения). Особен-ность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий ха-рактер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закреп-ляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Охранительные нормы фиксируют меры государст-венного принуждения, которые применяются за наруше-ние правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в со-ответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с исте-чением сроков давности обвинительного приговора суда. Как регулятивные, так и охранительные нормы направ-лены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования. Обеспечительные нормы содержат предписания, га-рантирующие осуществление субъективных прав и обя-занностей в процессе правового регулирования. Соци-альная ценность их зависит от того, насколько эффек-тивно они способствуют созданию механизмов и кон-струкций беспрепятственной реализации права Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностран-ной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11--18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г. Декларативные нормы обычно включают в себя по-ложения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществен-ных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равно-значны». Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия пре-ступления в уголовном законодательстве, сделки в граж-данском праве и т. п.). Коллизионные нормы призваны устранять возникаю-щие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постанов-ления Правительства Российской Федерации настояще-му Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Оперативные нормы устанавливают даты вступле-ния нормативного акта в силу, прекращения его дей-ствия и т. п. 3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, ад-министративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материаль-ные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, власт-но-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный харак-тер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реа-лизации субъективных прав и обязанностей или исполь-зовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу-дарственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории госу-дарства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обу-словленные территориальными, временными, субъектны-ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органа-ми власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представитель-ных или исполнительных органов краев, областей, и др. Локальные нормативные предписания действуют в рам-ках отдельных государственных, общественных или част-ных структур. 6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространя-ются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужа-щих, железнодорожников и т. п.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|