p align="left">Деятельность контрразведывательная: разновидность деятельности спецслужб России (ФСБ, СВР, ФСО), которая заключается в противодействии (как правило, тайно) разведывательной и подрывной деятельности спецслужб иностранных организаций и их представителей (включая так называемых инициативников) с целью обеспечения безопасности России. См.:«Спецслужбы России: законы и комментарий», А.Ю.Шумилов учебное Москва, Юристъ, 1997г.стр52 Деятельность органов ФСБ России в пределах полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России. Деятельность оперативно-розыскная - различают определение, изложенное в законе и выработанное теорией. Законодатель изложил определение оперативно - розыскной деятельности в ст.1 ФЗ об ОРД, В соответствии с ней это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно -- розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В определенных законодателем оперативно - розыскных действиях возникают, длятся и прекращаются общественные отношения: а) регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде всего, уголовными и административно - процессуальными). Отдельные правила (части норм) законодатель включил в ФЗ «Об ОРД», например, уголовно - правовые предписания (ч.4 ст. 18), административные (ч.2 ст.7), гражданские (п.3 ч.1 ст. 15), трудовые (ст. 17 и др.), финансовые (ст. 19); б) не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных отраслей права уголовно - розыскные правоотношения. С учетом регулирования ФЗ об ОРД различных правовых отношений оперативно -- розыскная деятельность является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, основными из которых являются уголовно -- розыскная работа -- составная часть уголовно - розыскной деятельности, протекающая в форме оперативно - розыскного или уголовно - розыскного процесса и оперативно - проверочная работа. Основные отличия оперативно -- розыскной деятельности от разведывательной деятельности заключаются в том, что: -разведывательная деятельность имеет собственную цель, отличную от цели оперативно - розыскной деятельности; -в отличие от оперативно -- розыскной деятельности разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами России; -основными «контрагентами» разведывательной деятельности являются, с одной стороны, Россия (в лице своих представителей - Службы Внешней Разведки России и др. спецслужб), а с другой - иностранное государство или международная организация; -разведывательная деятельность регламентирована специальным законодательным актом - Законом о внешней разведке, нормативные предписания которого не распространяются на оперативно розыскную деятельность. Таким образом, оперативно - розыскную деятельность отличает от других видов сыскной деятельности прежде всего цель - защита от преступных посягательств (субъективный момент), а сближает применение спец.сил, средств и методов (объективный момент). Именно эти моменты являются определяющими при выделении из всех перечисленных видов сыскной деятельности общей сферы правоотношений -- уголовно-розыскной. Исходя из вышесказанного к специальным органам обеспечения безопасности можно отнести: 1. В министерстве внутренних дел Российской Федерации. - подразделения криминальной милиции (уголовный розыск, управление по борьбе с организованной преступностью). 2. Органы федеральной службы безопасности. 3. Федеральные органы государственной охраны. 4.Федеральная Таможенная служба Российской федерации в составе министерства экономического развития. 5. Служба внешней разведки Российской Федерации. 6. Министерство юстиции Российской Федерации. - оперативные подразделения Главного управления исполнения наказания. 7. Федеральная Служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См.: Комментарий к ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» Шумилова И.И.Москва 2004.стр152 Каждый из специальных органов обеспечения безопасности характеризуется своими особенностями. А к органам обеспечения государственной безопасности следует отнести: 1. Органы федеральной службы безопасности. 2. Федеральные органы государственной охраны. 3. Служба внешней разведки Российской Федерации. Считаю целесообразным более детальное рассмотрение в последующем именно этих трёх органов. Таким образом, хотя законодатель и не определил понятие «специальных органов обеспечения безопасности», но такое явление имеет место быть. Наиболее целесообразным критерием выделения таких органов, по - моему мнению, является право осуществления разведывательной, контрразведывательной и розыскной деятельности. Система специальных органов обеспечения безопасности имеет свою нормативно - правовую базу, регламентирующую как деятельность данной системы, в общем, так и особенности деятельности различных специальных органов. Для обоснования такого высказывания мной предпринята попытка уточнения понятий «правовые основы», организация управления», «специальные органы», «безопасность». Рассмотрены данные понятия, в общем, и применительно к сфере обеспечения безопасности. Глава 2. Характеристика организации управления в специальных органах обеспечения безопасности в Российской Федерации 2.1 Управление в сфере Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации Решение изучения органов Федеральной службы безопасности более детально вызвано неослабевающим вниманием иностранных спецслужб к происходящим России политическим, экономическим и социальным процессам, тенденциями к расширению террористической деятельности, создающими реальные предпосылки к постоянному возрастанию угроз внешней и внутренней безопасности РФ, а также тем, что материал для проведения исследования доступен освещению в достаточном объеме. Федеральный Закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995г. определяет, что органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации. Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Первый заместитель директора ФСБ России, первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России, заместители директора ФСБ России, руководители служб ФСБ России имеют право представлять ФСБ России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, законодательными (представительными) и судебными органами государственной власти Российской Федерации, а также осуществлять согласование проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и вести переписку от имени ФСБ России по вопросам, отнесенным к их компетенции. См.: «Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности РФ» Н.П.Патрушев, И.Л. Трунов, Научно-практический комментарий. Москва, 2006г. стр147 В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов и войск. Численность и состав коллегии ФСБ России утверждаются директором ФСБ России. Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России. В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации. Построение территориальных органов безопасности в основном соответствует делению РФ на субъекты. Исключение составляют два таких органа - Управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и Управление ФСБ России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области, каждое из которых осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ. Отделы или отделения в городах и районах субъектов РФ органами ФСБ не являются и представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности. К органам федеральной службы безопасности относятся: · федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; · управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); · управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); · управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска; · другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности); · авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности. Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции. См.: «Основы управления в органах безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. Задачи, функции и полномочия пограничных войск определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. В органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Таким образом, структура федеральных органов ФСБ выглядит следующим образом: · Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|