Органы обеспечения безопасности
13 ОГЛАВЛЕНИЕВведение Глава 1. История развития и общее понятие органов обеспечения безопасности в России 1.1 Возникновение и развитие правовых основ обеспечения безопасности в России 1.2 Понятие специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации Глава 2. Характеристика организации управления в специальных органах обеспечения безопасности в Российской Федерации 2.1 Управление в сфере Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации 2.2 Управление в системе Федеральной Службы Охраны и органов внешней разведки Российской Федерации Заключение Список нормативных актов и литература Приложения ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время управление в органах безопасности считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: органами безопасности, их подразделениями, сотрудниками подразделений, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками. В этой связи может сложиться впечатление о существовании достаточно четкого и однозначного понимания того, что же представляет собой данный феномен - управление. Однако реальное положение дел обстоит далеко не так хорошо. Проблема защиты интересов человека, общества и государства существовала всегда, существует сейчас и будет существовать, пока будет жизнь на Земле. Сегодня эта проблема приобретает особое значение для России, так как Россия переживает весьма сложный для нее период -- переход к рыночной экономике, к новым экономическим отношениям. И роль государства со сменой права на собственность не ослабевает в рамках национальной (государственной) безопасности. Любое ослабление роли государства в управлении общественными процессами столь же губительно и для личности, и для общества, как и превращение государства в монстра, в орудие господства класса номенклатуры, подчинение ему интересов личности и общества. В современный период, к сожалению, не существует даже единого общепринятого определения управления как научной категории. Понятие «управление» объединяет в себе несколько различных значений. Так же нет общепринятого понятия «специальные органы» и понятия «управление в специальных органах». В последнее время в Российской Федерации были проведены большие реформы, касающиеся федеральных органов государственной власти. Эти изменения вызваны многими внешними и внутренними факторами, происходящими в нашей стране в последнее время. Недостаточность литературы и нормативных правовых актов, касающихся деятельности специальных органов и управления в них, затрудняет вопрос наиболее полной, детальной осведомлённости и понятия самой проблемы управления в специальных органах в современный период. Степень изученности темы. Выбранная мною тема находит отражение в специальной литературе, но не так полно как хотелось бы. Недостаток данной литературы, на мой взгляд, в том, что она освещает лишь тот или иной аспект правовых основ организации управления. Авторы исследуют либо основы управления в специальных органах безопасности, либо правовую регламентацию их деятельности, либо особенности возникновения и развития. Наиболее широко данная проблема исследовалась такими видными учеными юристами как Шумилов А.Ю, Воронцов С.А, Махинин В.И, Малков В.Д, Сурков В.К. и другими. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых основ организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие основы организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключения, списка нормативных актов и литературы, и 5 приложений. В первой главе «История развития и общее понятие органов обеспечения безопасности в России» нами изучено понятие возникновения и развития правовых основ обеспечения безопасности в России, понятие специальных органов обеспечения безопасности в РФ. Во второй главе «Характеристика организации управления в специальных органах обеспечения безопасности в РФ» исследовано управление в сфере Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, управление в системе Федеральной Службы Охраны и Службы Внешней Разведки Российской Федерации. Методологические основы. Сравнительно-правовой и общенаучный методы использованы в качестве основных, что позволило выявить ряд особенностей в организации управления в специальных органах обеспечения безопасности в РФ. В процессе работы были использованы и другие методы: исторический, системно-структурный, логико-юридический. Исторический и системный методы позволили проанализировать развитие законодательной базы организации управления в специальных органах обеспечения безопасности. Теоретической базой послужили положения Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности», Федеральный Закон «Об Оперативно-розыскной деятельности», Федеральный Закон «О Федеральной службе безопасности РФ», Федеральный Закон «О внешней разведке», Федеральный Закон «О государственной охране», Положение «О ФСБ России». Были исследованы, а также изучены работы видных авторов в области вопросов управления в специальных органах, исследовавших эту проблему. Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование, в котором произведено обобщение теории и практики управления в специальных органах обеспечения безопасности. Научная и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней материалы и выводы могут быть использованы для более углубленного изучения данной темы в курсе административного права. Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать особенности развития правовых основ деятельности специальных органов обеспечения безопасности, обосновать содержание, формы, методы и средства организации управления в органах безопасности; уточнить технологию формирования правовых основ организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: 1) описать процесс возникновения и развития правовых основ существования специальных органов обеспечения безопасности; 2) уточнить и дополнить определение понятия и системы специальных органов обеспечения безопасности в РФ; 3) систематизировать правовые основы организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности. Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения: 1. Существование органов обеспечения безопасности обусловлено необходимостью обеспечения состояния защиты личности, общества, государства. В связи с этим необходимо внести в нормативные правовые акты определение понятия « специальные органы ». 2. Так как в Российской Федерации идёт реорганизация в системе специальных органов, то необходимо внести изменения в законодательство, чтобы ликвидация специальных органов базировалась на федеральном законе, а не на волеизъявлении главы государства. 3. Специальными органами обеспечения безопасности являются не все органы, обеспечивающие безопасность, а лишь те из них, которые законодатель наделил правом осуществления разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельностью. 4. Органы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации являются одним из наиболее значимых элементов в системе специальных органов обеспечения безопасности. Глава 1. История развития и общее понятие органов обеспечения безопасности в России 1.1 Возникновение и развитие правовых основ обеспечения безопасности в России Понимание закономерностей формирования и развития правовых основ деятельности специальных органов обеспечения безопасности невозможно без освещения исторического ракурса данной проблемы. Ведь именно знание условий возникновения и изучение особенностей развития позволят разобраться в специфических особенностях нынешних реалий и построить модели будущих. Первые сообщения о русской разведке датированы с точностью не только до года, но даже до дня. Как сообщает придворный священник императора франков Людовика 1 Благочестивого Пруденций (в сочинении, известном под названием «Вертинских анналов»), 18 мая 839 года его величество принимал в небольшом городке Ингельгейме, расположенном на берегу Рейна, посланцев народа Рос - то есть государства Русь. Прибыли неожиданные гости вместе с посольством византийского императора Феофила, но в отличие от греков вызвали у Людовика подозрение. Представители малознакомой - или даже вовсе незнакомой - восточной страны. « Тщательно доисследовав причину их прибытия, - записал Пруденций, - император узнал, что они действительно принадлежат к народу свеонов. Считая их скорее разведчиками, чем искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет ». См.: Государева дела искатели» //Наука и религия - 1994г - №4 - стр.2 Неизвестно, чем закончилось посещение Людовика 1 русскими, поэтому неизвестно и то, были ли первые официальные представители Киева разведчиками, но очень вероятно, что были. Даже известный историк русской церкви Е.Е.Голубинский, писал, что соглядатайство составляло «обычай» русских, желавших, по его мнению, в данном случае сделать «поприщем для своих набегов западноевропейскую державу». Строительство восточнославянского государства, интересы его внутренней стабильности и внешней безопасности требовали хорошей ориентировки в окружающем мире, знаний о том, как и чем, живут «за морем» иные народы. Поэтому можно считать правдоподобным сообщение Никоновской летописи, повествующее о событии 1001 года: «Того же лета посла Володимер гостей своих, аки в послех (как послов) в Рим, а других в Иерусалим и в Египет и в Вавилон, съглядати земель их и обычаев их». Такая маскировка существовала во всем мире испокон веков и существует доныне. За точку отсчета начала организованной деятельности спецслужб на Руси, по-видимому, следует принять 1565 год, когда царем Иваном 4 (1533 - 1584) был создан прообраз будущей политической полиции. См.: Государева дела искатели» //Наука и религия - 1994г - №5 - стр.54 Для борьбы с «изменой» внутри государства Иван 4 создал опричное войско, в основном состоявшее из дворян. Опричнику вменялось в обязанность выискивать, а затем изгонять или истреблять государевых противников, доносить обо всем, что видит, и с людьми не из опричнины сношений не иметь. Доносы и подозрения перерастали под пытками в «тайные заговоры» Насилие, не сдерживаемое законом и нравственными нормами, разрасталось, затрагивая все население: от крестьянина до дворянина. Политический розыск, получивший развитие в 16 веке, постепенно превратился в важнейший атрибут неограниченной монархической власти. См.: Государева дела искатели» //Наука и религия - 1994г - №5 - стр.55 Государственные преступления стали обозначаться термином «слово и дело государево», что означало наказуемость не только действий в отношении царственной особы, но и словесного оскорбления. Для политического розыска в рассматриваемый период особо важное значение приобрели доносы. Постепенно донос стел для населения гражданской обязанностью. Не донесение о возможных государственных преступлениях каралось весьма строго. За удачный же донос модно было получить имущество осужденного. Центрального органа, занимающегося исключительно государственными преступлениями, до конца 17 века в России не было. Наиболее важные дела рассматривались Боярской думой. В 1564 году создается Приказ тайных дел, руководство которым взял на себя царь Алексей Михайлович. Однако расследование государственных преступлений не было основной задачей этого органа. В обязанности приказа входило управление имениями царя, его заводами и др. Становление спецслужб на Руси продолжил Петр 1, создавший Преображенский приказ и Тайную канцелярию. Преображенский приказ и Тайная канцелярия были наделены равными правами. Следующий шаг по пути дальнейшей перестройки аппарата политического сыска был сделан в 1727 году, когда к расследованию политических дел был привлечен Сенат. В 1729 году Преображенский приказ был ликвидирован. Расследование политических преступлений было передано двум высшим органам - Верховному тайному совету и Сенату. См.: Государева дела искатели» //Наука и религия - 1994г - №12 - стр.27 6 апреля 1731 года императрица Анна Иоанновна своим указом восстановила канцелярию тайных розыскных дел. Канцелярия получила право расследования политических преступлений на территории всей России. Нельзя забывать и о полицейской функции возникшей одновременно с появлением государства. Уже в первых образованиях восточных славян (6-8 века), позднее в Киевской Руси функции полиции выполнялись дружиной князя. В период образования единого Русского государства (вторая половина 15 - первая половина 16 века) полицейские функции осуществляли органы дворцово-вотчинного управления (в центре), а также наместники и волостели (на местах). С конца 15 века к ним присоединились временные уполномоченные великого князя, направляемые на места с самыми разными поручениями, в том числе и для борьбы с разбоями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|