реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общие условия организация работы следователя

реферат
p align="left">Также прокурор может лично участвовать в произ-водстве предварительного следствия и в необходимых случаях производить отдельные следственные действия, разрешать отводы, заявленные следователю, отстранять следователя от дальнейшего производства расследова-ния, передавать уголовные дела от одного следователя другому, отменять незаконные и необоснованные по-становления, продлевать срок предварительного рассле-дования, утверждать обвинительное заключение, возвра-щать уголовное дело на дополнительное расследование.

Вопрос 4. Противодействие расследованию преступлений.

Злоупотребление процессуальными правами обвиняемыми

/подозреваемыми/ и их защитниками

Характерной чертой современной криминогенной обстановки являет-ся распространенность тщательно подготавливаемых и маскируемых пре-ступлений при сохранении тенденции к увеличению опасных и тяжких уголовных правонарушений, отличающихся крайней жестокостью и агрес-сивностью. Почти обыденным явлением становятся убийства по найму, совершение преступлений террористическими методами; захват заложни-ков, похищение людей, пытки и глумление над жертвами.

Общие статистические данные свидетельствуют, что в России периода реформ (1996-2004 гг.) коэффициенты преступности вдвое превысили ко-эффициенты предыдущего периода, абсолютное число преступлений так-же возросло почти в два раза. Причем тенденция роста количества противопраних деяний сохраняется.

Отмечается увеличение организованных преступных сообществ и ко-личества правонарушений, совершенных ими. В практику деятельности таких формирований и сообществ прочно вошло использование метода подкупа депутатов, представителей местной администрации, от-ветственных сотрудников министерств, ведомств и учреждений. В период предвыборных избирательных кампаний ими активно практикуется вы-движение представителей криминальной среды в народные депутаты. По-требность в оружии и боеприпасах обусловливает совершение участника-ми организованных преступных группировок нападений на склады воин-ских частей, колонны с боевой техникой, объекты органов внутренних дел и государственной безопасности, установление контрабандных связей с за-рубежными организациями, специализирующимися на поставках оружия.

Возрастает изощренность и замаскированность преступлений, совер-шенствуются способы и средства сокрытия их следов и результатов.

Активизировалось и становится нормой оказание преступниками про-тивоправного воздействия осуществлению уголовного правосудия. Само противодействие раскрытию и расследованию преступлений, объективному и справедливому рассмотрению уголовных дел в судах, по существу, стало противодействием правоохранительным органам в целом и приобре-ло характер опасного социально-правового явления. Как свидетельствует практика, в настоящее время фактически по каждому расследуемому уго-ловному делу, по которым проходят члены организованных преступных групп, оказывается криминальное противодействие осуществлению уго-ловного судопроизводства. Это противодействие включает в себя множе-ство противоправных действий, выражающихся в психическом и физиче-ском давлении на свидетелей, потерпевших, следователей, работников оперативных аппаратов, судей, других участников уголовного процесса фальсификации и прямом уничтожении документальных и вещественны; доказательств и т.д.

Не случайно в последнее время отмечается резкое увеличение число случаев отказов свидетелей и потерпевших от дачи показаний, заведомо ложного свидетельствования на следствии и в суде.

В сложившейся ситуации вопросы обеспечения надежной защиты прав и конституционных свобод граждан, усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией, совершенствования оперативной разработки организованных преступных групп; взаимодействия следственных и оперативных работников; использования в доказывании по уголовным де лам сведений и материалов, полученных оперативно-розыскным путем приобретают особую актуальность и практическую значимость.

В решении этих и других задач в борьбе с преступностью первостепенную роль играют следственные и оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел.

Так, проводившиеся научные изыскания по вопросам оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия в органах внутрен-них дел касались в основном практических ее аспектов или отдельных тео-ретических положений. Эти исследования осуществлялись в иной соци-ально-экономической и криминогенной ситуации и не всегда ориентирова-лись на комплексное применение оперативно-розыскных сил, методов и средств и уголовно-процессуальных мер в борьбе с преступностью.

Кроме того, необходимо отметить наличие множества проблем в ор-ганизационных и тактических вопросах деятельности оперативно-розыскных аппаратов ОВД нормативно-правового регулирования взаимо-отношения и взаимозависимостей сотрудников названных подразделений и иных должностных лиц - участников уголовного процесса.

В последнее время, некоторые исследователи и практики отмечают, что назрела необходимость дальнейшего углубления и ре-шения организационных и тактических аспектов деятельности оперативно-розыскных подразделений ОВД по оперативно-розыскному сопровождению уголовного процесса на судебных стадиях, которые в настоящее время изучены очень слабо, нормативно не урегулированы, а между тем имеют огромное практическое значение Аксенов Р.   Планирование этапа реализации оперативных материалов на стадии возбуждения уголовного дела / Р. Аксенов// Российский следователь. - М., 2002. - 35.-с.12-14;Халиков А.Оперативное сопровождение предварительного расследования / А. Халиков// Законность. - 2004. - №8.-с.25-27; Про оперативное сопровождение // Новая газета, 20 декабря, № 93. Новик, В. Оперативное сопровождение судебного производства по уголовному делу / В. Новик, М. Езупов// Уголовное право. - 2005. - № 4. - С. 95-98; http://www.24rus.ru/newsinfo.asp?ID=30089.

.

В условиях распространенности противодействия криминальной сре-ды решению задач уголовного судопроизводства приоритетное значение приобретает также разработка научных основ организации, методики и тактики оперативно-розыскного обеспечения процесса предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела в суде. При этом сущест-вует потребность исследовать указанные аспекты проблемы с учетом дей-ствия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственных нормативных актов.

Изучение практики раскры-тия и расследования преступлений рассматриваемой категории позволяет сформировать систему типичных мероприятий организационного характера по реализации оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства:

1. Налаживание оперативного поступления сообщения о совершенном преступлении в дежурную часть ОВД и принятие незамедлительных мер по реагированию на него.

2. Проведение оперативно-поисковых мероприятий и неотложных следственных действий на месте происшествия.

3. Криминалистическое обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на первоначальном эта-пе раскрытия и расследования преступлений.

4. Функционирование системы оповещения и взаимного информиро-вания о ходе проведения оперативно-поисковых мероприятий и следствен-ных действий.

5. Совершенствование оперативно-розыскных, криминалистических и иных видов учетов, осуществляемых органами внутренних дел.

На основе детального анализа организационных аспектов первона-чального этапа раскрытия и расследования неочевидных преступлений можно сформулировать следующие выводы:

а) эффективность оперативно-розыскного обеспечения уголовного су-допроизводства в значительной степени может быть реализована хорошей организацией предварительной оперативной готовности органов внутрен-них дел к реагированию на сообщения о совершенных преступлениях, на-ступательным и качественным проведением неотложных следственных действий и оперативно-поисковых мероприятий;

б) надлежащее управление всеми силами и средствами, задействован-ными на первоначальном этапе раскрытия и расследования преступлений, возможно лишь при условии непосредственного осуществления руководи-телями ОВД мер распорядительного характера, касающихся принятия со-ответствующих решений и отдачи распоряжений по привлечению необхо-димых сил и средств;

в) технико-криминалистическое обеспечение неотложных следствен-ных и оперативно-розыскных мер реагирования на общественно опасные деяния имеет своей основной целью обнаружение и фиксацию материаль-ных и иных следов преступления; оно призвано «материализовать» резуль-таты деятельности оперативных работников, следователей, специалистов-криминалистов на начальном этапе раскрытия преступлений, трансформи-руя разнородную информацию, связанную с событием преступления, в до-казательства.

Необходимо также остановиться на характерных просчетах в организа-ции оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства и возможности их преодоления,

Необходимо отметить, что реализация функции оперативно-розыскного обеспечения уголовного процесса, как и любая иная деятель-ность, может сопровождаться промахами, недостатками и просчетами (ошибками) со стороны субъектов ОРД. Ошибки - это выводы субъекта относительно оцениваемого явления, факта, не соответствующие объективной действительности, и вы-текающие из этих выводов неправильные умозаключения и действия не-преднамеренного характера. Во многом они обусловлены трудностями не-преднамеренного характера. Кроме того, ошибкой яв-ляется и добросовестное заблуждение субъекта.

Просчеты в оперативно-розыскном обеспечении уголовного судопро-изводства могут быть определены как любые непреднамеренные нару-шения закона (уголовного, уголовно-процессуального, об оперативно-розыскной деятельности), недостатки и упущения в организации и тактике производства оперативно-розыскных мероприятий. Названные просчеты, исходя из содержания характеризующих их признаков, могут быть подраз-делены (классифицированы) на следующие группы:

а) логические просчёты (непреднамеренное нарушение правил логики в процессе рассуждения по причине небрежности либо неосведомленно-сти) и фактические (несоблюдение или недостаточное соблюдение требо-ваний Закона об ОРД, ведомственных нормативных правовых актов). К ним относятся промахи и упущения в проведении оперативно-розыскных мероприятий, документировании действий преступников, использовании результатов ОРД на предварительном следствии и дознании. Фактические и логические ошибки взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

б) организационно-тактические просчёты (связаны с организацией деятельности оперативно-розыскных аппаратов, информационно-аналитической работой, планированием, комплексным использованием сил, средств и методов ОРД, взаимодействием оперативно-розыскных ап-паратов с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, иными правоохранительными структурами);

в) уголовно-процессуальные ошибки (неисполнение или ненадлежа-щее исполнение требований УПК), допускаемые оперативно-розыскными подразделениями как органом дознания;

г) по воздействию (влиянию на результат) просчёты могут быть несу-щественные (не мешают постижению истины и решению поставленных задач) и существенные (влияют на принятие правильного решения);

д) по характеру обнаружения просчёты подразделяются на явные (очевидные) и скрытые (невыявленные, латентные).

Поскольку для настоящей проблемы особую значимость пред-ставляют просчёты, недостатки в организации деятельности оперативно-розыскных аппаратов ОВД по оперативно-розыскному сопровождению уго-ловного судопроизводства и пути их преодоления, - автором через призму данного аспекта рассмотрены ошибки в организации информационно-аналитической работы, планировании ОРО, комплексном использовании сил и осуществлении взаимодействия оперативно-розыскных аппаратов с другими службами и подразделениями ОВД и иными правоохранительны-ми и государственными структурами.

Вопрос 5. Взаимоотношения следователя с прокурором,

начальником следственного отдела /управления/

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными нормативными актами начальники следственного отдела органов внутренних дел, органов ФСБ, госнаркоконтроля наделены процессуальными полномочиями по контролю за производством предварительного следствия, ст. 39 УПК РФ определяет основные направления деятельности начальника следственного отдела, п.18 ст.5 УПК - а также его заместителя:

1. осуществление контроля за своевременностью деятельности следователей по раскрытию и предупреждению преступлений;

2. принятие мер к наиболее полному всестороннему и объективному производству по уголовным делам.

В этих целях начальник следственного отдела наделен широкими процессуальными полномочиями по контролю за деятельностью подчиненных ему следователей (ч.1-3 ст. 39 УПК РФ).

1. Начальник следственного отдела уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.