p align="left">Приведенные соображения позволяют определить процессуальные функции в уголовном судопроизводстве, как виды (компоненты, части) уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу. Большинство правоведов определяет уголовно-процессуальные функции следователя как направ-ления, виды, компоненты части его уголовно-процессуальной деятельности Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981; Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: про-цессуальные функции. М., 1986., обусловленные назначением уголовного судопроизводства. Таким образом, процессуальные функции следователя являются своеобразным связующим звеном между предназначением судопроизводства и правовым положением следователя Дубинский А.Я. Уголовно-процессуальные функции / Проблемы повышения уголовно-процессуальной деятельнос-ти в условиях перестройки. Ижевск. 1989.. Следовательно, можно выстроить последовательный логический ряд понятий, в котором каждое предыдущее обуславливает необходимость последующего: назначение уголовного судопроизводства - уголовно-процессуальная деятельность следователя - уголовно-процессуальные функции - процессуальные полномочия следователя. Назначение уголовного судопроизводства определено в ст. 6 УПК РФ. Законодатель определил следующим образом назначение уголовного судопроизводства: 1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод; 3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, а также отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Исходя из указанных в законе направлений предназначения уголовного судопроизводства можно определить непо-средственные задачи следователя, которые необходимо решать по каждому уголовному делу, чтобы добиться результата, который находился в рамках очерченных ст.6 УПК РФ: - установление следователем обстоятельств, подлежащих доказыванию (п.1,2,3,6 ч.1 ст.73 УПК РФ); - установление вредных последствий совершенного деяния, принятие следователем мер по их устранению, возмещению причиненного ущерба (п.4 ч.1 ст.73 УПК РФ); - выявление причин общественно опасного деяния и условий, способствовавших его совершению, принятие следователем мер к их устранению (ч.2 ст.73 УПК РФ); - правильное прекращение следователем уголовного дела, то есть обеспечение привлечения обвиняемого в совершении преступления к уголовной или иной ответственности, ограждение от ответственности невиновного и реализация всех вытекающих из этого решений (п.5,7 ч.1 ст.73 УПК РФ). Достижение указанных задач следователем в ходе уголовно-процессуальной деятельности. Последняя, представляет собой систему действий, предусмотренных и регламентируемых уголовно-процессуальным законодательством. Содержание деятельности следователя включает процессуальные действия по установлению оснований процессуальных решений, принятию и реализации их. Закон также предписывает следователю воздержаться от определенных действий, если производство таковых противоречит режиму законности или в конкретной ситуации отсутствуют основания для их выполнения. В процессуальной теории высказаны различные суждения о системе процессуальных функций следователя. Наиболее предпочтительные суждения в юридической литературе по этому вопросу высказаны А.П. Гуляевым и А.М. Лариным. Первый автор пришел к выводу, что следователь осуществляет сле-дующие процессуальные функции: 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении; 2) иссле-дование обстоятельств дела; 3) обвинение в совершении преступления; 4) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления; 5) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, исполнение приговора в части конфискации имущества; 6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; 7) розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно; 8) разрешение уголовных дел Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М. 1981. Второй автор утверждает, что следователь осуществляет следующие процессуальные функции: 1) исследование обстоятельств дела; 2) уголовное преследование; 3) защита; 4) устранение и возмещение вреда; 5) возражение против гражданского иска; 6) обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном деле; 7) предупреждение преступлений; 8) процессуальное руководство и разрешение дела Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: про-цессуальные функции. М., 1986.. Нельзя считать удачным не только название, но и содержание п. 4 "ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления" упомянутой выше классификации функций предложенной А.П. Гуляевым, ибо оно не в полной мере раскрывает комплекс процессуальной деятельности следователя, его характерные черты по реализации прав участников предварительного следствия. Обоснуем данное утверждение. При производстве предварительного следствия по уголовному делу следователь, в соответствии со ст.11 УПК РФ, обязан разъяснить права участвующим в деле лицам и обеспечить их осуществление. Вопрос 3. Культура предварительного следствия. Этика взаимоотношений следователя с участниками предварительного следствия Судебная реформа, проводившаяся в последнее десятилетие, в ходе которой активно высказывались об усилении роли следователя, поднятия его престижа, вселив надежду, ничего от неё не оставила после при-нятия УПК РФ. Если еще УПК РСФСР содержал, хотя и порой формальные признаки независимости и самостоятельности, то по новому закону следователь представлен только исполнителем чужих решений. Здесь необходимо вспомнить те тенденции, в кото-рых развивалась научная мысль в ходе судебной ре-формы и подготовки нового уголовно-процессуально-го закона. Многие процессуалисты, оценивая право-вое положение следователя, предложили исправить ситуацию, если не пересмотром функции следователя, то хотя бы обеспечением подлинной самостоятельнос-ти и независимости. Большое внимание проблеме обеспечения процес-суальной самостоятельности было уделено в «Концеп-ции судебной реформы в РСФСР», принятой Верхов-ным Советом Российской Федерации 24 октября 1991 года, которая констатировала, что в нашем уголовном процессе не обеспечена процессуальная самостоятель-ность следователя. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Известно, что самостоятельность следо-вателя и его личная ответственность должны отличать следователя от чиновника администрации - они явля-ются необходимым условием успешности и законнос-ти расследования дела. Провозглашенная законом про-цессуальная самостоятельность следователя является декларацией, лишенной реальных гарантий. Закон од-новременно предоставляет право прокурору давать сле-дователю указания по любым вопросам расследова-ния. Это указания являются обязательными. Только в некоторых случаях следователь вправе не согласиться с ними и передать дело вышестоящему прокурору, кото-рый поручает расследование другому следователю или отменяет указание.» Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С.108-109. Было отмечено, что норма о са-мостоятельности следователя на практике не реализу-ется, так как для части следователей прокурор является непосредственным руководителем, от решения кото-рого зависят многие служебные вопросы, а следовате-ли органов внутренних дел вообще находятся в двойном подчинении. Несомненно, что ограничения самостоятельности следователя приводят и к недостаткам в расследовании уголовных дел, обеспечении прав участников процесса В.С. Шадрин в недостаточной процессуальной само-стоятельности видит одну из причин незаконного и нео-боснованного привлечения граждан к уголовной ответ-ственности, «обеспечение же процессуальной самостоятельности в свою очередь является важным условием надлежащего обеспечения прав и интересов личности при производстве расследования» Шадрин В.С. Обеспечение прав личности и предварительное расследование в уголовном процессе. // Государство и право. 1994. №4. С.100.. Страдают не только незаконно привлечённые к уголовной ответственности, но и ущемляются интересы потерпевшей стороны, дру-гих субъектов, вовлечённых в процесс. Ограничение са-мостоятельности значительно снижает творчество, ини-циативу и активность в работе следователя, отсюда и от-ношение к результатам расследования. В.П. Божьев и А.И. Трусов отмечают, что следова-телем можно считать такое лицо, которому «...доста-точно надёжно гарантированы процессуальная само-стоятельность, независимость и подчинение только закону…» Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя. // Следователь. 2002. №10. С.43-46. Аналогичная точка зрения высказывалась и иными авторами Ларин АМ. Преступность и раскрываемость преступ-лений // Государство и право. 1999. № 4. С. 83-89; Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя // 3аконность. 2000. № 4. С. 28-29; Колоколов Н.А. Про-ект УПК РФ: суждено ли нам сейчас пройти тернистый путь от иллюзий к реальности // Следователь. 2001. № 4. С. 13-16.. Вышеизложенные взгляды, анализ научной литературы и изучение мнения практических работни-ков показали, что большинство считают определённую действующим законом процессуальную самостоятель-ность следователя недостаточной. Несмотря на стремления укрепить правовое поло-жение следователя, придать данной процессуальной фигуре истинную самостоятельность, она оказалась значительна урезана. По новому законодательству установлен судебный контроль за применением мер пресечения и другими мерами процессуального принуждения, тем самым нормы уголовно-процессуального законодательства приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Хотя основной закон наделяет суд правом принятия решений только по четырём процессуальным действиям, то по УПК РФ - более двадцати действий следователя требуют согласия суда. Согласно УПК РФ, следователь только по решению суда проводит такие следственные действия, как: - производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц; - производство обыска и выемки в жилище; - производство личного обыска, за исключением предусмотренных кодексом случаев; - производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках или иных кредитных организациях; - наложение ареста на почтово-телеграфные отправ-ления, их осмотр и выемка её в учреждениях связи; - наложение ареста на имущество, включая денеж-ные средства физических и юридических лиц, находя-щиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; - контроль и запись телефонных и иных переговоров. Решение суда на действия следователя требуется также: - при избрании меры пресечения в виде заключе-ния обвиняемого под стражу; домашнего ареста; - при продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста; - при помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психи-атрический стационар для проведения судебно-меди-цинской или судебно-психиатрической экспертизы; - на прослушивание телефонных и иных переговоров; - при временном отстранении обвиняемого от дол-жности. Введение судебного контроля на предварительном следствии - необратимый процесс на пути построения демократического государства, интеграции России в мировое сообщество. Наиболее существенное ограни-чение прав и свобод личности возможно только на ос-новании судебного решения. Но при этом должна обес-печиваться эффективность и оперативность деятельно-сти органов следствия, осуществляющих уголовное преследование, что на наш взгляд новый уголовно-про-цессуальный кодекс не решает. Нет и ответа на вопрос участия судьи при окончательном рассмотрении дела после санкционирования следственных мероприятий. Возможно, что при расследовании сложных уголовных дел судья неоднократно будет оценивать доказательства, решать вопросы о мерах процессуального принужде-ния и после этого он должен вынести беспристрастный объективный вердикт. Несмотря на передачу от прокурора суду полномо-чий, затрагивающих наиболее важные конституцион-ные права и свободы человека и гражданина, проку-рорский надзор за деятельностью следователя не толь-ко сохранен, но и расширен. Суд не вправе без согласо-вания с прокурором не только решить вопрос по суще-ству, но даже принять к рассмотрению ходатайство сле-дователя. Следователь теперь обязан согласовывать с прокурором все решения о возбуждении ходатайства о проведении следственных мероприятий перед судом. Согласие прокурора также требуется на решения следователя о возбуждении уголовного дела, о прекра-щении уголовного Дела в связи с примирением сторон, изменением обстановки, с деятельным раскаянием, об избрании меры пресечения в виде залога, о выемке предметов и документов, содержащих государствен-ную или иную охраняемую федеральным законом тай-ну, о соединении уголовных дел.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|