реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общие условия организация работы следователя

реферат
p align="left">Приведенные соображения позволяют определить процессуальные функции в уголовном судопроизводстве, как виды (компоненты, части) уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу.

Большинство правоведов определяет уголовно-процессуальные функции следователя как направ-ления, виды, компоненты части его уголовно-процессуальной деятельности Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981; Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: про-цессуальные функции. М., 1986., обусловленные назначением уголовного судопроизводства. Таким образом, процессуальные функции следователя являются своеобразным связующим звеном между предназначением судопроизводства и правовым положением следователя Дубинский А.Я. Уголовно-процессуальные функции / Проблемы повышения уголовно-процессуальной деятельнос-ти в условиях перестройки. Ижевск. 1989..

Следовательно, можно выстроить последовательный логический ряд понятий, в котором каждое предыдущее обуславливает необходимость последующего: назначение уголовного судопроизводства - уголовно-процессуальная деятельность следователя - уголовно-процессуальные функции - процессуальные полномочия следователя.

Назначение уголовного судопроизводства определено в ст. 6 УПК РФ. Законодатель определил следующим образом назначение уголовного судопроизводства:

1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод;

3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, а также отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Исходя из указанных в законе направлений предназначения уголовного судопроизводства можно определить непо-средственные задачи следователя,

которые необходимо решать по каждому уголовному делу, чтобы добиться результата, который находился в рамках очерченных ст.6 УПК РФ:

- установление следователем обстоятельств, подлежащих доказыванию (п.1,2,3,6 ч.1 ст.73 УПК РФ);

- установление вредных последствий совершенного деяния, принятие следователем мер по их устранению, возмещению причиненного ущерба (п.4 ч.1 ст.73 УПК РФ);

- выявление причин общественно опасного деяния и условий, способствовавших его совершению, принятие следователем мер к их устранению (ч.2 ст.73 УПК РФ);

- правильное прекращение следователем уголовного дела, то есть обеспечение привлечения обвиняемого в совершении преступления к уголовной или иной ответственности, ограждение от ответственности невиновного и реализация всех вытекающих из этого решений (п.5,7 ч.1 ст.73 УПК РФ).

Достижение указанных задач следователем в ходе уголовно-процессуальной деятельности. Последняя, представляет собой систему действий, предусмотренных и регламентируемых уголовно-процессуальным законодательством. Содержание деятельности следователя включает процессуальные действия по установлению оснований процессуальных решений, принятию и реализации их. Закон также предписывает следователю воздержаться от определенных действий, если производство таковых противоречит режиму законности или в конкретной ситуации отсутствуют основания для их выполнения. В процессуальной теории высказаны различные суждения о системе процессуальных функций следователя. Наиболее предпочтительные суждения в юридической литературе по этому вопросу высказаны А.П. Гуляевым и А.М. Лариным. Первый автор пришел к выводу, что следователь осуществляет сле-дующие процессуальные функции:

1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении;

2) иссле-дование обстоятельств дела;

3) обвинение в совершении преступления;

4) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления;

5) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, исполнение приговора в части конфискации имущества;

6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

7) розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно;

8) разрешение уголовных дел Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М. 1981.

Второй автор утверждает, что следователь осуществляет следующие процессуальные функции:

1) исследование обстоятельств дела;

2) уголовное преследование;

3) защита;

4) устранение и возмещение вреда;

5) возражение против гражданского иска;

6) обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном деле;

7) предупреждение преступлений;

8) процессуальное руководство и разрешение дела Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: про-цессуальные функции. М., 1986..

Нельзя считать удачным не только название, но и содержание п. 4 "ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления" упомянутой выше классификации функций предложенной А.П. Гуляевым, ибо оно не в полной мере раскрывает комплекс процессуальной деятельности следователя, его характерные черты по реализации прав участников предварительного следствия. Обоснуем данное утверждение.

При производстве предварительного следствия по уголовному делу следователь, в соответствии со ст.11 УПК РФ, обязан разъяснить права участвующим в деле лицам и обеспечить их осуществление.

Вопрос 3. Культура предварительного следствия. Этика

взаимоотношений следователя с участниками предварительного

следствия

Судебная реформа, проводившаяся в последнее десятилетие, в ходе которой активно высказывались об усилении роли следователя, поднятия его престижа, вселив надежду, ничего от неё не оставила после при-нятия УПК РФ. Если еще УПК РСФСР содержал, хотя и порой формальные признаки независимости и самостоятельности, то по новому закону следователь представлен только исполнителем чужих решений.

Здесь необходимо вспомнить те тенденции, в кото-рых развивалась научная мысль в ходе судебной ре-формы и подготовки нового уголовно-процессуально-го закона. Многие процессуалисты, оценивая право-вое положение следователя, предложили исправить ситуацию, если не пересмотром функции следователя, то хотя бы обеспечением подлинной самостоятельнос-ти и независимости.

Большое внимание проблеме обеспечения процес-суальной самостоятельности было уделено в «Концеп-ции судебной реформы в РСФСР», принятой Верхов-ным Советом Российской Федерации 24 октября 1991 года, которая констатировала, что в нашем уголовном процессе не обеспечена процессуальная самостоятель-ность следователя. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Известно, что самостоятельность следо-вателя и его личная ответственность должны отличать следователя от чиновника администрации - они явля-ются необходимым условием успешности и законнос-ти расследования дела. Провозглашенная законом про-цессуальная самостоятельность следователя является декларацией, лишенной реальных гарантий. Закон од-новременно предоставляет право прокурору давать сле-дователю указания по любым вопросам расследова-ния. Это указания являются обязательными. Только в некоторых случаях следователь вправе не согласиться с ними и передать дело вышестоящему прокурору, кото-рый поручает расследование другому следователю или отменяет указание.» Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С.108-109. Было отмечено, что норма о са-мостоятельности следователя на практике не реализу-ется, так как для части следователей прокурор является непосредственным руководителем, от решения кото-рого зависят многие служебные вопросы, а следовате-ли органов внутренних дел вообще находятся в двойном подчинении.

Несомненно, что ограничения самостоятельности следователя приводят и к недостаткам в расследовании уголовных дел, обеспечении прав участников процесса В.С. Шадрин в недостаточной процессуальной само-стоятельности видит одну из причин незаконного и нео-боснованного привлечения граждан к уголовной ответ-ственности, «обеспечение же процессуальной самостоятельности в свою очередь является важным условием надлежащего обеспечения прав и интересов личности при производстве расследования» Шадрин В.С. Обеспечение прав личности и предварительное расследование в уголовном процессе. // Государство и право. 1994. №4. С.100.. Страдают не только незаконно привлечённые к уголовной ответственности, но и ущемляются интересы потерпевшей стороны, дру-гих субъектов, вовлечённых в процесс. Ограничение са-мостоятельности значительно снижает творчество, ини-циативу и активность в работе следователя, отсюда и от-ношение к результатам расследования.

В.П. Божьев и А.И. Трусов отмечают, что следова-телем можно считать такое лицо, которому «...доста-точно надёжно гарантированы процессуальная само-стоятельность, независимость и подчинение только закону…» Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя. // Следователь. 2002. №10. С.43-46.

Аналогичная точка зрения высказывалась и иными авторами Ларин АМ. Преступность и раскрываемость преступ-лений // Государство и право. 1999. № 4. С. 83-89; Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя // 3аконность. 2000. № 4. С. 28-29; Колоколов Н.А. Про-ект УПК РФ: суждено ли нам сейчас пройти тернистый путь от иллюзий к реальности // Следователь. 2001. № 4. С. 13-16.. Вышеизложенные взгляды, анализ научной литературы и изучение мнения практических работни-ков показали, что большинство считают определённую действующим законом процессуальную самостоятель-ность следователя недостаточной.

Несмотря на стремления укрепить правовое поло-жение следователя, придать данной процессуальной фигуре истинную самостоятельность, она оказалась значительна урезана.

По новому законодательству установлен судебный контроль за применением мер пресечения и другими мерами процессуального принуждения, тем самым нормы уголовно-процессуального законодательства приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Хотя основной закон наделяет суд правом принятия решений только по четырём процессуальным действиям, то по УПК РФ - более двадцати действий следователя требуют согласия суда. Согласно УПК РФ, следователь только по решению суда проводит такие следственные действия, как:

- производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц;

- производство обыска и выемки в жилище;

- производство личного обыска, за исключением предусмотренных кодексом случаев;

- производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках или иных кредитных организациях;

- наложение ареста на почтово-телеграфные отправ-ления, их осмотр и выемка её в учреждениях связи;

- наложение ареста на имущество, включая денеж-ные средства физических и юридических лиц, находя-щиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Решение суда на действия следователя требуется также:

- при избрании меры пресечения в виде заключе-ния обвиняемого под стражу; домашнего ареста;

- при продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

- при помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психи-атрический стационар для проведения судебно-меди-цинской или судебно-психиатрической экспертизы;

- на прослушивание телефонных и иных переговоров;

- при временном отстранении обвиняемого от дол-жности.

Введение судебного контроля на предварительном следствии - необратимый процесс на пути построения демократического государства, интеграции России в мировое сообщество. Наиболее существенное ограни-чение прав и свобод личности возможно только на ос-новании судебного решения. Но при этом должна обес-печиваться эффективность и оперативность деятельно-сти органов следствия, осуществляющих уголовное преследование, что на наш взгляд новый уголовно-про-цессуальный кодекс не решает. Нет и ответа на вопрос участия судьи при окончательном рассмотрении дела после санкционирования следственных мероприятий. Возможно, что при расследовании сложных уголовных дел судья неоднократно будет оценивать доказательства, решать вопросы о мерах процессуального принужде-ния и после этого он должен вынести беспристрастный объективный вердикт.

Несмотря на передачу от прокурора суду полномо-чий, затрагивающих наиболее важные конституцион-ные права и свободы человека и гражданина, проку-рорский надзор за деятельностью следователя не толь-ко сохранен, но и расширен. Суд не вправе без согласо-вания с прокурором не только решить вопрос по суще-ству, но даже принять к рассмотрению ходатайство сле-дователя. Следователь теперь обязан согласовывать с прокурором все решения о возбуждении ходатайства о проведении следственных мероприятий перед судом.

Согласие прокурора также требуется на решения следователя о возбуждении уголовного дела, о прекра-щении уголовного Дела в связи с примирением сторон, изменением обстановки, с деятельным раскаянием, об избрании меры пресечения в виде залога, о выемке предметов и документов, содержащих государствен-ную или иную охраняемую федеральным законом тай-ну, о соединении уголовных дел.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.