реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

реферат
p align="left">Местное самоуправление можно определить как особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социально-политической системы осуществляется не извне, а автономно на собственной основе, при широком и активном включении ее структуры в решение внутренних проблем.

Понятие местного самоуправления в странах современного мира, как правило, включает два вида органов: местный представительный орган, избираемый населением соответствующий административно- территориальной единице и принимающий решения по наиболее важным местным вопросам, а также исполнительный орган, призванный в первую очередь, выполнять решения представительного органа и осуществлять оперативное управление.

Специалисты различают три модели местного управления. В англосаксонской некоторые должностные лица могут избираться непосредственно населением. Широкими полномочиями обладают комитеты местных представительных органов. Центральное правительство осуществляет контроль за местными органами посредством судов, а также через министерства.

В континентальной Европе и некоторых других странах распространена французская модель. Здесь присутствует сочетание прямого государственного управления и местного самоуправления. В рамках данной модели нередко, представительные органы создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанные законом в качестве территориальных коллективов.

Кроме того, в федеративных странах национальные Конституции регулируют лишь общие положения о местном самоуправлении, возлагая правовое регулирование на субъекты федерации.

В унитарных государствах местное управление регулируется по разному. Как правило, центральное правительство посылает своего представителя до средних звеньев государственного управления.

В компетенцию местных органов в первую очередь входит: "принятие местного бюджета, коммунальное обслуживание, охрана окружающей среды, чистка улиц, канализации, школы, больницы, охрана общественного порядка. Полномочия местных органов управления делятся на обязательные и факультативные.

Общий надзор центральное правительство осуществляет через уполномоченных префектов, которые назначаются министром внутренних дел, администрацией главы государства.

В Республике Казахстан в первые годы независимости функционировала система Советов народных депутатов. Сами по себе Советы первоначально представляли определенные каналы выхода местных интересов, но в дальнейшем были сильно интегрированы во властеуправленческую вертикаль тоталитарного государства. Конечно, местные органы решали непосредственные вопросы локального уровня, но их формально-репрезентативный характер не способствовал компетентности депутатов, которые в большинстве своем реально утверждались по партийным спискам и проходили полу формальные электоральные процедуры.

После приобретения суверенитета в 1991-1993 г.г. в республике сложилась уникальная ситуация когда местные советы и вновь образованные местные администрации находились по многим вопросам в конкурентном положении.

На наш взгляд в функции государственного управления не должны входить мелочная опека и влезание в местные вопросы, если они не касаются заранее определенных общенациональных задач.

Органы местного самоуправления должны состоять из представительных органов и созданных при них исполнительных комитетов, функции и сфера компетенции местного самоуправления могли бы включать: регулирование общественных отношений на подведомственной территории, управление коммунальным хозяйством, распоряжение бюджетными и иными финансовыми ресурсами, координация, контроль и содействие развитию в отношении предприятий, учреждений, организаций, взаимодействие с органами государственной власти или местного самоуправления, организация населения в осуществлении управления делами общества и государства.

Конституция 1995 г. попыталась отразить признание института, однако существующая законодательная база еще недостаточна для возникновения полноценного местного самоуправления. По большому счету в целом уже сформировались центральные и местные государственные органы. Местное самоуправление, на наш взгляд, должно занять пустующие ниши, а также функционировать там, где местное государственное управление не эффективно. Некоторые из функций, с которыми недостаточно эффективно справляется местная государственная власть, можно перепоручить в исполнительные органы или же совместное ведение органов самоуправления, представляется правильной точка зрения о том, что проблемы местного самоуправления являются не политической концепцией, а проблемой государственного управления в целом. Развитие самоуправления возможно лишь на основе правильного и конкретного распределения компетенции между центральными и местными органами власти. Иными словами, центральные власти в определенной степени должны быть заинтересованы в передачи части своих полномочий местным органам управления.

Местное управление при унитарном устройстве практически находится на самоуправленческих началах, а местные представительные органы и есть органы местного самоуправления. В связи с этим существующие в Казахстане маслихаты находятся в двояком положении, и их исполнительные органы по логике вещей должны быть местные администрации, но последние по ключевым вопросам местного управления выведены из под контроля маслихатов, а акимы местных администраций назначаются вышестоящими руководителями исполнительной власти.

В Казахстане, на наш взгляд, для начала необходимо определить социальные ниши, которые могли бы занять органы местного самоуправления. Одним из застойных форм территориального общественного самоуправления - кооперативы собственников квартир, решающие вопросы коммунального хозяйства.

Конституция - основа политико-правовых мер государства, направленных на гармоничное развитие административно-территориальных единиц, в частности, местного самоуправления [27].

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, № 633 от 23.06.20 01г., 20 октября 2001 года в 28 регионах Республики Казахстан были проведены экспериментальные выборы сельских акимов.

Конституция Республики Казахстан, определяя казахстанское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении [28].

Поскольку организация и проведение данных выборов освещались в прессе недостаточно, а информация не предоставлялась в полном и системном виде, отделом социально-политических исследований КИСИ при Президенте РК в ноябре-декабре 2001 года был осуществлен анализ результатов прошедшего мероприятия, для чего были организованы поездки сотрудников в сельские округа, в которых имел место эксперимент. В Алматинской области - Енбекшиказахский район, Жанашарский сельский округ и Южно-Казахстанской - Толебийский район, Верхне-Аксуйский сельский округ. Эксперимент выявил несовершенство законодательной базы:

решение такого важного вопроса как законодательное установление всех моментов, касающихся избрания соответствующих акимов, прошло без участия парламента. Тем самым порядок избрания акимов сельского уровня всецело зависит от исполнительной власти;

не определено, каким образом будет формироваться местный бюджет, так как бюджеты сельских и поселковых советов не имеют закрепленных источников дохода или хотя бы долгосрочных нормативов распределения налогов, сборов и платежей с территории, поэтому бюджеты местных самоуправлений будут по-прежнему являться частью бюджета области и района и никак не зависеть от эффективности работы выборного акима (мнение одного из участников эксперимента: "Данные выборы - не нужны, так как местные акимы не имеют никакой власти, даже собственного бюджета у них нет");

отсутствие четкой регламентации: в рамках, какой из ветвей власти должен находиться выборный аким, каков баланс его подотчетности перед местным населением и перед вышестоящим органами власти и др.

хотя срок, на который избираются акимы, определен в два года, тем не менее, не определен механизм переизбрания акимов (мнение одного из участников эксперимента: "Трудность состоит и в том, что районные акиматы не могут уволить прежнего акима, так как в законе не оговорен механизм снятия с должности назначенного акима, это является недочетом");

не прописано в ясной форме, каким образом определяется пропорция между количеством избирателей и количеством выборщиков. Так, например, в Верхне-Аксуйском сельском округе Толебийского района ЮКО проживает 1307 избирателей, а количество выборщиков, определенных ЦИКом, - 17 человек, в то время как по Жанашарскому сельскому округу на 3030 избирателей - 19 выборщиков;

- не определен статус выборщиков, и в целом не разъяснены механизмы формирования групп выборщиков, критерии их отбора;

- отсутствие возможностей для политических партий участвовать в данных выборах [29].

«В этих выборах был выдержан принцип Европейской хартии местного самоуправления, т.е. население прямыми выборами избирало членов представительного органа, а затем члены представительного органа -- руководителя исполнительного органа, т.е. акима. Но необходимо понимать, что в чистом виде ни одну зарубежную модель местного самоуправления в казахстанскую действительность перенести нельзя. У нас свои традиции, особенности, своя ментальность. Учитывая опыт других транзитных стран и исторический опыт Казахстана, нам необходимо выработать собственную систему местного самоуправления». [30]

В процессе демократизации политической власти и общественной жизни в Республике Казахстан одной из немаловажных проблем является реформа местного самоуправления. Местное самоуправление - один из краеугольных камней в здании современной демократии. Вопросы повседневной жизни, такие, как жилье, коммунальные услуги, личная безопасность, социальная защита и т.д., не могут полностью решаться только лишь государственными органами. И нельзя путать понятия органов местного самоуправления с органами местного управления, так как они имеют отличие.

Органы местного самоуправления - это органы, которые избираются непосредственно гражданами. Органы местного управления - это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: самоуправление - избираемые органы, управление - назначаемые. Однако выборность - не единственное свойство и качество органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны обладать определенным комплексом полномочий и самостоятельностью.

Закон о местном самоуправлении и другие нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию конституционной нормы, так и не приняты, несмотря на предусмотренный для этого Конституцией двухлетний срок. ... 23 января был принят закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», который поставил местное самоуправление в еще более неопределенное положение [31].

Децентрализации органов власти в условиях транзитного общества из самых важных вопросов демократического развития. Процесс децентрализации органов власти подчинен своим закономерностям, к ним можно отнести определенные количественные и качественные общественные сдвиги и изменения которые являются результатом демократизации общества, разделения властей, трансформации государственной власти. Приобретения населением политических прав и свобод, введения частной собственности, процесса разгосударствления и приватизации, распада сверхцентрализованного государства. В настоящее время возникло значительное число предпосылок в социально-экономической, политической, культурной областях жизни казахстанского общества, которые могут стать фундаментом для децентрализации органов власти.

Децентрализация - передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих. В первом подходе предполагается процесс переноса баланса власти с центрального на более низкий (местный) уровень. Можно сказать, что децентрализация приближает правительство к народу, создавая условия для демократизации управления.

Внедрение работающей системы децентрализованного управления - это сложнейший, долгий процесс, требующий детальной разработки. Реформа децентрализации требует неослабного внимания и постоянной корректировки, а иногда ее необходимо проводить в несколько этапов.

Без дифференцированного подхода к местным условиям сейчас уже невозможно проводить успешную экономическую политику. Перенос акцента в продвижении рыночных реформ на местный уровень отражен в Послании Президента страны «Казахстан - 2030» [10].

Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". Осуществляемая в рамках этой программы центральными властями политика регионализации в принципе может рассматриваться как существенный элемент децентрализации органов власти.

3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

3.2 Права человека, их генезис, социальные корни

В период усиления эволюционных процессов, изменения отношений собственности, перехода от общества внеэкономического принуждения к обществу естественных экономических отношений и создания гражданского общества активизируются поиски направлений преобразования юстиции.

Знаменательной вехой в проводимой судебно-правовой реформе явилось введение института присяжных заседателей в уголовное судопроизводство. Теперь в соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции Республики Казахстан «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.