Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан 2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан 3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 3.2 Права человека, их генезис, социальные корни 3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы заключается в необходимости анализа институтов гражданского общества в Республике Казахстан. В начале 90-х гг. прошлого столетия в государственном устройстве был отражен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Набирал силу процесс становления многопартийности, появились первые НПО и независимая пресса. Вместе с тем, в силу определенных причин, процесс демократического развития не мог развиваться линейно. Кризис советской экономики 1980-х гг., существенно углубившийся в результате распада народнохозяйственных связей после развала в 1991 г. СССР, привел к почти полной остановке большинства промышленных предприятий республики. Гигантскими темпами нарастала инфляция, очевиден был крах прежней денежно-финансовой системы, доставшейся в наследство от Советского Союза. Следствием экономического коллапса стало резкое обострение социальных проблем в стране, грозившее общей внутриполитической дестабилизацией. Неуверенность в завтрашнем дне вызвала огромную миграционную волну, в результате которой страна потеряла свыше 2,5 млн своих бывших сограждан. Серьезную опасность таили в себе и внешние угрозы суверенитету и национальной безопасности Казахстана. Все это требовало незамедлительных и решительных действий со стороны руководства республики, которое, оказалось, вынуждено пожертвовать темпами демократизации ради сохранения самой государственности Казахстана. Взятый в эти годы на вооружение принцип «сначала -- экономика, потом -- политика» [1] позволил сконцентрировать все усилия госаппарата на экономических приоритетах, одновременно не дав стране скатиться в политическую анархию. Тем не менее, со временем все отчетливее проступала необходимость дальнейшего проведения демократических реформ, составляющих стержень стратегического курса политического руководства страны. Еще в 2000 г. в Послании к казахстанскому народу Президент Н.А.Назарбаев отмечал: «Главный политический урок конца XX в. состоит в универсальности формулы демократизации... Поэтому мы должны ясно представлять себе, что отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь в никуда». Такой подход к демократизации вытекал из ясного осознания того факта, что на сегодняшний день наиболее эффективной формой экономического развития признается рыночное хозяйство, основанное на принципах свободного предпринимательства и конкуренции, а формой политического устройства, в наибольшей степени отвечающей этим отношениям, является именно демократия. Их сбалансированность, в свою очередь, обеспечивает внутреннюю стабильность государства. С другой стороны, демократизация -- не одномоментный акт, а перманентный процесс, для успешного течения которого должны быть созданы адекватные предпосылки. Основными из них являются: наличие социальной базы демократической идеологии; рыночная экономика; правовое государство; политический плюрализм, закрепленный в многопартийной системе; набор базовых прав и свобод человека. Не менее важно также наличие политической воли руководства страны к проведению демократических реформ, поддерживаемого большинством населения и политического истеблишмента. Наконец, необходимым условием выступает отсутствие непреодолимых внутренних и внешних угроз стабильности государства. Анализ казахстанских реалий показывает, что к настоящему времени требующиеся предпосылки и условия для дальнейшего развития демократических процессов в стране созданы. Этот вывод основывается на следующих фактах. Осуществив в течение 1994--1999 гг. ряд радикальных мер по санации экономики (банкротство нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных активов, создание законодательной базы для развития частного предпринимательства, либерализация регулирующих функций государства в области экономических отношений, развитие банковского сектора, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций и др.), руководству страны удалось добиться вывода отечественной экономики на траекторию устойчивого развития. «С 2000 г. по настоящее время темпы роста ВВП составили по 9--10% ежегодно. Столь же высокими темпами роста отличался и ВВП на душу населения, увеличившийся с немногим более $700 в 1995 г. до $4500 в 2006 г. Экономическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат сделали Казахстан привлекательным для иностранных инвесторов, вложивших за эти годы свыше $41 млрд в экономику республики. Серьезно возросли финансовые возможности государства и частного капитала. Только в Национальном фонде сумма накоплений в 2006 г. составила 1 трлн 80 млрд тенге. Казахстанские банки и нацкомпании активно инвестируют средства в активы за рубежом». [1, с.32] Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека. В сентябре 2002 г. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а год спустя Казахстан присоединился к Международным пактам о правах человека (ратифицированы Парламентом РК в 2005 г.). В том же 2003 г. Указом Президента РК был введен мораторий на смертную казнь. Важным показателем процессов демократизации стало развитие основ гражданского общества и его институтов. В этом плане ситуация, как отмечается в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006--2011 гг., характеризуется тем, что «на сегодняшний день в Казахстане официально зарегистрированы и действуют 12 политических партий, 5820 НПО самой различной направленности, 3340 общественных фондов, 1072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций. Эти и другие институты гражданского общества стали важным ресурсом дальнейшей демократизации страны». [2] Притом характерной чертой развития Казахстана стало тесное взаимодействие между гражданскими институтами и государством. Одно из центральных мест здесь занимает проведение общереспубликанских гражданских форумов. Они являются эффективной диалоговой площадкой для обсуждения имеющихся проблем и путей их решения на принципах равноправного партнерства и сотрудничества обеих участвующих сторон. На это, в частности, указывает опыт прошедших в 2003 и 2005 гг. общенациональных гражданских форумов, в ходе которых была политически легитимизирована роль неправительственного сектора в демократизации страны, а также положено начало в оформлении системного механизма взаимодействия гражданского общества, государственных структур и бизнеса. Сложившиеся объективные предпосылки демократизации, усиления гражданского общества дополняются также и субъективными факторами, позитивно влияющими на возможности этого процесса. К числу наиболее важных из них относятся наличие политической воли руководства страны к проведению демократической модернизации, широкая общественная поддержка действующей власти по данному вопросу (в том числе включая партийные структуры), возросший уровень политической культуры населения. Немаловажным моментом является также и существование механизма выработки общереспубликанской программы демократических реформ в лице соответствующей Государственной комиссии, созданной в конце прошлого года Указом Президента РК. При этом представительство в Госкомиссии всех зарегистрированных партий обеспечивает консенсус политической элиты страны в определении основных параметров реформ. Общие контуры вектора демократического развития Казахстана на сегодняшний день в целом практически определены. В результате ратификации Парламентом РК в 2005 г. международных пактов по правам человека на качественно новый уровень будет выведено отечественное законодательство в области защиты прав и свобод населения. Цель работы - рассмотреть основные направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе развития нашего государства. Задачи работы: 1. Рассмотреть конституционные основы формирования гражданского общества в Республике Казахстан. 2. Раскрыть основные пути развития институтов гражданского общества. 3. Рассмотреть особенности института омбудсмена. 1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Республика Казахстан с момента обретения независимости приняла две Конституции (в 1993г и в 1995 г.). В Конституцию 1995 года в последующие годы были внесены изменения. Это говорит, что Республика Казахстан только формирует конституционное законодательство. Республика Казахстан на основе общемировых понятий, принципов и т. д. создает свою Конституцию, которая отвечает требованиям нашей страны и создана с учетом отечественных особенностей. Власть народа - это основная мысль, которую несет нам Конституция. В момент становления РК, как независимого государства, именно, построение конституционного строя явилось первой и наиважнейшей задачей первого Правительства. Термины "конституционный строй", " основы конституционного строя" вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х годов. Их появление связано, главным образом, с разработкой и обсуждением Конституции Республики Казахстан 1993 года. С ее принятием оба понятия стали выступать в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений. Прежде всего, необходимо установить: что следует понимать под конституционным строем. Думается, что можно его рассматривать как систему определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции. Однако это слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко можно подвести самые разнообразные общественные отношения, взаимосвязи, в том числе не имеющие прямого отношения к конституционному строю. В ряде случаев под конституционным строем понимаются гарантии полного подчинения государства праву. Совокупность этих гарантий и дает конституционный строй. Представляется, что данное понятие еще в меньшей степени, чем предыдущее, раскрывает суть конституционного строя, ибо слишком абстрактно. Получается, что любое государство творит у себя отвечающее его интересам право и действует в соответствии с ним. Эта обязанность в ряде зарубежных стран возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их общественные объединения. Государство может создать право, нормам которого очень удобно будет подчиняться любым государственным органам, выражающим его интересы. Для решения этого вопроса обратимся к таким уже известным понятиям, как государственный строй и общественный строй. Государственный строй охватывает: форму правления, форму государственного устройства, политический режим, то есть организацию государства и порядок осуществления государственной власти. Устройство общества, его организация включает в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические идеологические, религиозные и другие устои общества. Теперь обратимся к разделу 1 Конституции Республики Казахстан "Общие положения" В, ст. 1,2 Конституции четко провозглашается форма РК как государства; ст.З закрепляет принадлежность всей власти в РК народу; далее раскрывается механизм реализации государственной власти (п. 4 ст. 2). Иначе говоря, здесь фактически устанавливается устройство государства или, как еще принято именовать, государственный строй, организация государства. В п. 1 ст. 1 Конституции провозглашается положение человека в обществе, фиксируется, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства Республики Казахстан. Но права и свободы человека и гражданина являются элементами не государственного строя, а организации, устройства общества. То же самое можно сказать об отношениях, регулируемых ст. 5 п. 5 ст. п.З и некоторыми другими статьями Конституции Республики Казахстан. Таким образом, понятием "конституционный строй" интегрируются в единое целое общественные отношения, которые образуют в своей совокупности государственный и общественный строй или устройство, организацию государства и общества. Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных норм, причем те из них, которые содержаться в разделе 1 Конституции, образуют своеобразный институт основ конституционного строя. Своеобразие это обусловлено специфическими чертами составляющих его норм. Так, нормы названного института фиксируют важнейшие для устройства государства и общества принципы, то есть это нормы-принципы. Они обладают наивысшей юридической силой даже по сравнению с другими нормами Конституции и составляют первичную нормативную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативно-правовых актов. Можно сказать, что нормы, содержащиеся в разделе 1, и составляют институт основ конституционного строя, есть конституция в конституции. Другими словами, все иные разделы Конституции содержат нормы, которые развивают, конкретизируют исходные принципы, составляющие основу конституционного строя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|