аспоряжаться недвижимым имуществом унитарное предприятие имеет право только с согласия собственника.Кроме того, в соответствии со статьей 18 согласие собственника требуется на совершение сделок, связанных с:предоставлением займов, поручительств;получением банковских гарантий, с иными обременениями;уступкой требований;переводом долга.Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.Перечисленные виды сделок, в принципе, могут осуществляться с целью вывода части активов унитарного предприятия в аффилированные структуры, неподконтрольные собственнику имущества. Поэтому введен-ное ограничение представляется правомерным и целесообразным.В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение кото-рых без согласия собственника имущества прямо запрещено законода-тельством, может быть расширен посредством включения дополнитель-ных условий в устав государственного или муниципального предприя-тия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практи-ке это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффектив-ной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересован-ности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., ст. 84Из сказанного можно сделать несколько выводов.Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их ор-ганизационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности (в той мере, в которой это не противоречит специальным правилам законодательства о субъектах прав хозяйственного ведения и опера-тивного управления). В связи с этим должна быть обеспечена зако-нодательная возможность для учреждений и унитарных предпри-ятий выступать в качестве покупателей государственного и муници-пального имущества в процессе приватизации. Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собст-венник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.2.2. Федеральное казенное предприятиеОбъективная необходимость и экономические функции казенных предприятий. Государственный сектор - важный элемент смешанной эконо-мики и условие успешного развития современного общества. Мировой и доре-волюционный отечественный опыт показывают, что масштабы и структура огосударствления зависят от состояния народного хозяйства, конкретных исто-рических задач и многих других факторов. Такие изменения происходят в оп-ределенных пределах. Сжатие или расширение государственного сектора без учета этих объективных границ чреваты негативными последствиями для со-циально-экономического развития и безопасности страны.Существуют общественные потребности в продукции и услугах, произ-водство которых по тем или иным причинам не может быть обеспечено ча-стным сектором или передоверено ему. Это и определяет как необходимость государственных и муниципальных (обобществленных, публичных) пред-приятий, так и их количество, сферу функционирования и объем производ-ства Следовательно, политика приватизации должна базироваться на уточненных и предусмотренных в 'законе или иных правовых актах перечне и сферах действия государственных и муниципальных предприятий, что важно для стабилизации народного хозяйства.Хотя государственный сектор - понятие очень широкое и емкое, основу его составляют государственные предприятия. Опирающийся на федераль-ную собственность и собственность субъектов РФ. вместе с хозяйством ор-ганов местного самоуправления, основанным на муниципальной собствен-ности, он образует общественный сектор экономики. Соответственно госу-дарственные и муниципальные предприятия являются общественными (публичными) унитарными предприятиями.На общественный сектор экономики может быть возложен ряд функций воспроизводстваобеспечение деятельности предприятий и отраслей народного хозяйст-ва, которые будучи убыточными или малорентабельными, традиционно не представляют интереса для частного капитала, но развитие которых опре-деляет общие условия воспроизводства. Это относится прежде всего к отраслям экономической и социальной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);оздоровление отраслей, переживающих кризисы (черная металлургия, судостроение, угольная промышленность и др.):помощь жизненно важным сферам экономики в целях достижения нуж-ного уровня жизнеспособности, ускорения НТП и укрепления на этой осно-ве позиций страны в мировом хозяйстве (наука и капиталоемкие отрасли),охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений в сферах производства, потенциально представляющих опасность в экологическом отношении.Осуществление этих функций с позиций обеспечения общественных (обще-государственных и местных) интересов является основным мотивом формиро-вания и работы государственных и муниципальных унитарных предприятий, хотя не исключается и их коммерческая деятельность. Частное предпринимательство изначально подчинено задаче получения прибыли и по своей природе не может быть непосредственно ориентировано на общественные интересы. Общественная потребность частного предпринимателя интересует лишь по-стольку, поскольку' ее удовлетворение приносит прибыль.Действующее законодательство предусматривает два типа унитарных предприятий: основанное на праве хозяйственного ведения имуществом и на праве оперативного управления им. Последний тип принято называть казенным предприятием. Чтобы удовлетворить нужды в отдельных видах уникальной продукции, государство вынуждено использовать общественную собственность для создания предприятий, имущество которых передается им же в оперативное управление. Такие производства выполняют в основном го-сударственные заказы на изделия или услуги особой важности. Здесь экономи-ческой функцией унитарного казенного предприятия является непосредствен-ное удовлетворение общественной потребности в продукции (услугах) особого назначения.Создание казенных предприятий необходимо не только потому, что су-ществуют социально значимые сферы экономики, которые или не пред-ставляют интереса для частного капитала, или участие его нежелательно с точки зрения государственных интересов. Отсутствие эффективной систе-мы государственного регулирования социально-экономического развития, сложные условия современного воспроизводства дают основание предпо-ложить, что такие предприятия смогут содействовать и структурной пере-стройке, развитию "точек роста". Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г., ст.77-84Критерии казенных предприятий. Критерии создания казенного за-вода, (фабрики, хозяйства) на базе ликвидируемого производства были оп-ределены Указом Президента РФ "О реформе государственных предпри-ятий" от 23 мая 1994 г. Указ предусматривает ликвидацию федерального предприятия и формирование на его основе казенного только в отношении промышленного или сельскохозяйственного производства: осуществляюще-го деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий; преобладающим (более 50%)) потребителем продукции, работ и услуг которого является государство; приватизация ко-торого запрещена.Причем основанием для решения о ликвидации государственного предприятия и создании казенного являются: нецелевое расходование федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Таким образом, любое из названных выше трех категорий промышленных или сельскохозяйственных предприятий может быть в порядке наказания ликвидировано при наличии хотя бы одного из трех перечисленных условий только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казенных заводов. Отсюда вытекает,. установленные критерии и условия .носят частный характер, а указ; нечетко "определяет;"общий "порядок .создания казенных производств. Во-первых, могут быть сформированы новые казенные предприятия, а не только на базе ликвидированных. Во-вторых, могут и должны создавать-ся не только промышленные или сельскохозяйственные, но и казенные за-воды других отраслей народного хозяйства. В-третьих, государственное предприятие, отвечающее любому из установленных трех критериев, может быть преобразовано в казенное независимо от того, имеется в наличии ка-кое-либо из трех условий наказания или нет В-четвертых, могут и должны создаваться казенные предприятия не только федеральные, но и субъектов Федерации и муниципальные.Вместе с тем критерии слишком общи, не увязаны с характером дея-тельности предприятия. Показатели убыточности, запрет на приватизацию, поставка государству преобладающей (более 50%) доли продукции сами по себе - не критерии. Например, едва ли могут быть казенными все предпри-ятия, потребителем более 50% продукции которых является государство. Если оно закупает у сельскохозяйственного предприятия свыше 50% выра-щенного зерна или у швейной фабрики более 50% пошитого военного об-мундирования, то вряд ли такие производства нужно переводить в казен-ные. Конечно, казенное предприятие может быть убыточным. Но оно будет отнесено к казенным не из-за убыточности, а потому, что по значимости нуждается в прямом государственном вмешательстве в его деятельность с целью бесперебойного функционирования. Значимое с точки зрения нацио-нальных интересов государственное предприятие может быть казенным не-зависимо от того, приносит оно прибыль или убыток. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г. ст.389-394.То же самое относится к критерию приватизации. Если законодательно определено, что оно не подлежит приватизации, то по всем объективным характеристикам деятельности такое предприятие должно относиться к ка-зенному. Только оно казенное не потому, что не подлежит приватизации, а не подлежит приватизации, потому что по своему значению должно быть казенным. Именно поэтому предприятия, приватизация которых запрещена теми или иными законодательными актами, могут быть отнесены к казен-ным. Так, в соответствии с Указом Президента страны от 13 апреля 1996 г. Правительство РФ постановлением от 12 июля 1996 г. утвердило перечень 480 предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация ко-торых запрещена. Бесспорно, предприятия, вошедшие в этот перечень, должны быть преобразованы в казенные. Именно в таких случаях запрет на приватизацию может быть принят как критерий казенного производства.Однако Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий определен обширный перечень объектов, приватизация кото-рых запрещена. Вряд ли все они могут быть преобразованы в казенные предприятия. Здесь неизбежно возникает проблема отбора. Нужны иные критерии. По нашему мнению, критерии должны быть основаны на оценке: государственного (общественного) значения предприятия, необходимости прямого вмешательства государства в управление им и контроля за его дея-тельностью. Крайне важно, чтобы эти критерии были максимально конкре-тизированы и привязаны к объективной характеристике общественной зна-чимости функционирования предприятия. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.Представляется бесспорным, что производства, осуществляющие дея-тельность, допустимую действующим законодательством исключительно для государственных предприятий, должны быть казенными. Это позволит не только устанавливать их профиль и специализацию, но и определять за-дачи, планы производства, строго контролировать их работу. В числе таких прежде всего вполне обоснованно окажутся предприятия военно-промышленного комплекса, так называемых силовых министерств и ве-домств и т. д.Казенными могут быть гражданские предприятия и объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним отно-сятся морские и речные порты, аэропорты, атомные и крупные гидроэлек-тростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предпри-ятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, на-дежное функционирование и безопасность которой гарантирует государст-во. Имеются в виду железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т. д. Они решают задачи особой обществен-ной важности, государственный контроль их объективно необходим.Из сказанного выше вытекает, что казенными могут быть унитарные производства и службы: осуществляющие деятельность, допустимую зако-нодательством исключительно для государственных предприятий; состав-ляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, функциониро-вание и безопасность которой гарантирует государство; имеющие общественное значение и которые в целях их сохранности и безопасности должны находиться в ведении государства.Эти критерии строго ограничивают количество казенных производств и служб, и с учетом значимости, а также отраслевых и региональных особен-ностей, могут быть конкретизированы для предприятий федеральных, субъ-ектов Федерации и муниципальных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|