Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности
http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). 3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ, ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра Гражданского права
Дипломная работа на тему: «Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности» |
Выполнила: --- | ----________________ | | Проверила: --- | ----________________ | | | Набережные Челны, 2003 г. Оглавление - Введение 4
- 1. Правовая природа государственного унитарного предприятия 6
- 1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях 6
- 1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 12
- 1.3. Государственная собственность как основа возникновения унитарного предприятия 28
- 2. Виды государственных унитарных предприятий 40
- 2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения 40
- 2.2. Федеральное казенное предприятие 48
- 2.3 Управление государственным унитарным предприятием 69
- Заключение 84
- Список литературы 86
- Нормативная база 86
- Учебная и методическая литература 89
ВведениеВ настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России.Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется несколькими причинами.Во-первых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистов, так и юристовВо-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.Отмеченное выше обусловливает актуальность темы исследования в связи с научным осмыслением правового положения государственных унитарных предприятий.Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые автором на защиту:1. разработаны теоретические основы правового положения государственных унитарных предприятий на основе разных отраслей2. показано сочетание публично-правовых и частно-правовых в регулировании правового положения унитарных предприятий ,что позволило дать дать характеристику государства как субъекта не только публичного, но и частного права, а государственного унитарного предприятия как выразителя публично-правовых и частно-правовых интересов. 1. Правовая природа государственного унитарного предприятия1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятияхУнитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только госу-дарственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собствен-ности Российской Федерации, субъекту Российской Феде-рации или муниципальному образованию.С января 1995 г. основы правового положения унитар-ных предприятий определяются ГК РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302; 2001, № 17, ст. 1644) было установле-но, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным пред-приятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного веде-ния (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предпри-ятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300).Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение госу-дарственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и му-ниципальных унитарных предприятиях. Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус уни-тарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, мо-гут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.На основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предпри-ятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря; далее - Закон). Закон является специальным актом гражданского законо-дательства, регулирующим правовое положение государ-ственного унитарного предприятия и муниципального уни-тарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликви-дации унитарного предприятия, а также ряд других отно-шений.Закон действует со дня его официального опубликова-ния в отношении всех унитарных предприятий на терри-тории Российской Федерации Начиная с указанной даты уставы существующих унитарных предприятий применяются в части, не противоречащей Закону, и подлежат приведению в соответствие с его нормами до 1.07.2003 г. Основы статуса унитарных предприятий установлены ГК РФ. Он определяет понятие и основы правового поло-жения таких предприятий (ст. 113), особенности унитар-ных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения и опера-тивного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохране-ния прав на имущество при переходе предприятия к дру-гому собственнику (ст. 300). Основные требования к содер-жанию уставов унитарных предприятий и порядку утвер-ждения этих учредительных документов в ГК РФ опреде-лены в общих нормах ст. 52, а также в специальных пра-вилах его ст. 113-115.Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, ре-гулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предпри-ятий (ст. 113-115 ГК РФ).Государственная регистрация унитарных предприятий с 1.07.2002 г. осуществляется по общим для регистрации всех юридических лиц правилам, установленным ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431), а после введения в действие Закона - также с учетом положений его ст. 10.Сравнительный анализ содержания п. 6 ст. ИЗ ГК РФ и ст. 1 Закона позволяет сделать два важных вывода:а) правовое положение государственных и муници-пальных унитарных предприятий может определяться только нормами, содержащимися в ГК РФ и Законе. По-этому если в других нормативных правовых актах имеют-ся нормы, посвященные правовому положению унитарных предприятий, то указанные нормы могут применяться лишь при условии, что они полностью соответствуют по-ложениям ГК РФ и Закона. Нормы других правовых актов, конкретизирующие правила ГК РФ и Закона о статусе унитарных предприятий и тем более не соответствующие или противоречащие им, после вступления Закона в силу не подлежат применению. Не случайно Президенту РФ и Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом (см. п. 2 ст. 38 Закона);б) права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганиза-ции и ликвидации таких предприятий определяются Законом в соответствии с ГК РФ. В то же время при-менительно к данной группе общественных отношений ни ГК РФ, ни Закон не исключают правовое регулирова-ние при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому указанные отношения могут быть регламентиро-ваны и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.Помимо отношений, прямо названных в ст. 1, Закон регулирует отношения, связанные с имуществом и устав-ным фондом унитарного предприятия (ст. 11-19 гл. III), определяет статус руководителя такого предприятия, ус-танавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки, а также о совершаемых в особом порядке сделках, признаваемых крупными, и рег-ламентирует ряд других важных отношений (ст. 21-28 гл. IV). Указанные отношения могут регулироваться не только Законом, но и другими нормативными правовыми актами с соблюдением правил п. 1 ст. 37 Закона.Наиболее общие отношения, связанные с управлением унитарными предприятиями, были урегулированы, в част-ности, Указом Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» (СЗ РФ, 1994, №5, ст. 393).Поскольку имущество унитарного предприятия при-надлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), государственному образованию (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию, принципиальное значение для создания унитарных пред-приятий имеют нормы, установленные в постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разгра-ничении государственной собственности в Российской Фе-дерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР, 1992, № 3, ст. 89), дей-ствующем в редакции постановлений Верховного Совета РФ от 23.05.1992 г. № 2824-1, от 27.01.1993 г. № 4375-1, от 21.07.1993 г. № 5475-1 с учетом постановления Конституци-онного Суда РФ от 10.09.1993 г. Важное значение имеют также нормы ФЗ от 17.07.2001 г. «О разграничении госу-дарственной собственности на землю» (СЗ РФ, 2001, № 30, ст. 3060).Следует обратить внимание на то, что в системе право-вого регулирования унитарных предприятий большой удельный вес имеют подзаконные нормативные правовые акты. Особенно много их было принято за время, прошед-шее с момента введения в действие части первой ГК РФ до принятия Закона. Среди указанных правовых актов наиболее важное значение имеют, в частности:постановления Правительства РФ:от 12.08.1994 г. № 908 «Об утверждении Типового уста-ва казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяй-ства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, № 17, ст. 1982), действующее с изменениями и дополнениями, вне-сенными в него постановлениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999 г., 27.11.2000 г., 7.06.2001 г.;от 6.10.1994 г. № 1138 «О Порядке планирования и фи-нансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, № 28, ст. 2989), действующее с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999 г., 27.11.2000 г., 7.06.2001 г.; от 5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и исполь-зования находящихся в федеральной собственности адми-нистративных зданий, строений и нежилых помещений» (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 264);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|