. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.Исходя из изложенного, один из вариантов схемы управ-ления казенными предприятиями мог бы выглядеть следую-щим образом.При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным пред-приятием требует знания отраслевых особенностей произ-водства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недо-пущения превалирования ведомственных интересов жела-тельно включать не менее 50 процентов независимых спе-циалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким обра-зом комиссия могла бы исполнять функции постоянно дей-ствующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу дея-тельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управ-лении производством.Попытка установить оптимальный правовой статус руко-водителей госпредприятий (как казенных, так и коммерчес-ких) осуществлена Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению госу-дарственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руково-дителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обя-зательные условия, которые должны содержаться в кон-тракте, включая порядок и условия его досрочного растор-жения и -даже ответственность менеджера за ущерб, при-чиненный предприятию в результате его действий или без-действия.Гражданско-правовой характер контракта в принципе дает возможность федеральным органам устанавливать права и обязанности руководителя по управлению предприя-тием без оглядки на законодательные ограничения, установ-ленные КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязан-ностях хозяйственного руководителя, кроме его отчетности, порядок и сроки которой должны быть установлены Пра-вительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно, вопросы управлений' казенным предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах. До их издания как вновь назначаемые руководители, так и менеджеры, у «которых истек срок трудовых контрактов, оказываются в полной зависимости от усмотрения работников аппарата соответствующего госоргана. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г., ст.77-842.3 Управление государственным унитарным предприятиемПрава собственника имущества унитарного предприятия.Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия1) принимает решение о создании унитарного предприятия;2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;Права собственника имущества, указанные в первых двух подпунк-тах пункта 1 статьи 20 представляются очевидными - по меньшей мере, они логично вытекают из норм, записанных в других статьях Закона об унитарных предприятиях. Вместе с тем; обратим внимание на то, что права руководства унитарного предприятия ограничены и в принятии решений об участии в некоммерческих объединениях -- то есть при осу-ществлении отношений, которые вряд ли могут оказать какое-либо не-посредственное влияние на финансовые показатели его деятельности.3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;Реализация этого права на практике, прежде всего, означает, что собственник имущества может (и должен) устанавливать перечень показателей финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а также контролировать их выполнение. По существу, такое положение более характерно для предприятий, действующих в рамках плановой экономики (административной системы). Однако, по-видимому, у разработчиков закона имелись достаточно веские основания для введения нерыночных методов управления.На федеральном уровне состав плана финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий пока не утвержден. После принятия Закона об унитарных предприятиях такая мера представляется вполне рациональной. По нашему мнению, не менее эффективной мо-жет оказаться разработка типовых планов или программ деятельности унитарных предприятий на отраслевом уровне. Подчеркнем, что речь идет не о бизнес -планировании (основной целью которого является ра-ционализация использования ресурсов и достижение максимальной рентабельности), а именно о планировании деятельности (аналог техпромфинплана), целью которого является централизованное установление основных показателей, определение необходимых видов ресурсов и частичное наделение ими.4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;Положения данного пункта представляются недостаточно точными: из текста непонятно, кем разрабатывается проект устава - собственником имущества или руководством создаваемого предприятия; в общем случае руководитель унитарного предприятия может быть назначен и назначается до начала формирования уставного капитала. Также не вполне понятно, какова процедура внесения изменений в устав унитар-ного предприятия - предоставлено ли право разработки и внесения та-ких изменений исключительно собственнику имущества, или руководи-тель унитарного предприятия имеет право (или обязан) разрабатывать и представлять на утверждение проект изменений в устав, исходя из фи-нансового состояния предприятия и изменений законодательной и нормативной базы.5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;Порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия ус-тановлен отдельными статьями Закона об унитарных предприятиях. Что же касается права формирования уставного фонда (а в названии статьи 20 речь идет именно о правах), то это, скорее, обязанность, так как никто иной формировать уставный фонд унитарных предприятий не может.7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;В отношении руководителя и главного бухгалтера Трудовым кодексом РФ, вступившим в силу с 1 февраля 2002 года, предусмотрены до-полнительные условия и обязанности. Поэтому трудовые договоры с ни-ми должны были быть пересмотрены еще в 2002 году. Если этого сдела-но не было, вступление в силу Закона об унитарных предприятиях является обстоятельством, которое делает такой пересмотр обязательным. Кроме того, при заключении (перезаключении) трудовых договоров с руководителями унитарных предприятий следует учитывать, что отдельными статьями Закона об унитарных предприятиях установлены особенности выполнения ими трудовых обязанностей и ужесточена ответственность за результаты деятельности предприятия. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 установлено, что назначение на должность руководителя федерального унитарного предприятия, а также согласование приема на работу главного бухгалтера унитарного предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти.9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. То есть предполагается, что отчетность заинтересованным пользователям (в число которых входят и собственники имущест-ва унитарных предприятий) должна представляться уже утвержденной. Поэтому представляется логичным, что реализация данного права, по-видимому, потребует уточнения законодательства о бухгалтерском учете или издания дополнительных подзаконных актов, не противореча-щих документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Скорее всего предполагается, что показатели деятельности уни-тарных предприятий после составления и представления годовой отчет-ности должны рассматриваться на балансовых комиссиях (или иных мероприятиях, аналогичных общему собранию акционеров акционерных обществ или участников обществ с ограниченной ответственностью). Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 установлено, что утверждение бухгалтерской отчетности федеральных унитарных предприятий производится федеральным органом исполнительной власти.10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;О праве собственника имущества давать разрешение на движение активов унитарных предприятий подробно говорилось выше. О контроле за использованием и сохранностью имущества - см. комментарий к статье 26 Закона об унитарных предприятиях. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 установлено, что согласие на распоряжение недвижимым имуществом федеральных унитарных предприятий осуществляется Минимуществом РФ, прочим имуществом - федеральным органом исполнительной власти.12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Феде-ральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совер-шении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;Все права собственника имущества, указанные в подпунктах 12-15 пункта 1 статьи 20, прямо вытекают из требований других статей Зако-на и в определенной мере являются следствием ограничений самостоя-тельности (хозяйственной и в принятии решений) руководства унитарных предприятий.Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 установлено, что открытие филиалов и представительств, а также совершение крупных сделок согласовывается с федеральным органом исполнительной власти; участие в иных юридических лицах - с Минимуществом РФ.16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;Данное изменение можно считать одним из наиболее значимых нововведений Закона об унитарных предприятиях. Ранее унитарные предприятия, как и иные коммерческие организации, имели право самостоятельно выбирать себе аудиторскую фирму, а количество и сроки проведения аудиторских проверок определялись в соответствии с договором, заключенным с этой организацией. Передача права выбора аудитора и принятия решения о проведении проверок (в том числе и внеочередных) существенно сужает самостоятельность унитарных предприятий как хозяйствующих субъектов и служит инструментом дополнительного контроля за их деятельностью. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 установлено, что утверждение аудитора федеральных унитарных предприятий осуществляется Минимуществом РФ.17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.. Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий, вправе:изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;доводить до казенного предприятия обязательные для испол-нения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.Дополнительные права собственника имущества казенного предприятия обуславливаются требованиями других статей закона и в целом представляются экономически и законодательно обоснованными. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтож-ной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения. Витрянский В. Эти загадочные унитарные предприятия // Экономика и жизнь, № 32-33, 1998г., ст.14.Понятие оспоримых и ничтожных сделок содержится в статье 166 ГКРФ.Оспоримой является сделка, недействительная по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом.Ничтожной является сделка, недействительная независимо от такого признания.Статьями 167-169 установлены следующие особенности оспоримых и ничтожных сделок.Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|