акие сведения являются основанием для проведения ОРМ толь-ко в случаях, если они стали известными оперативно-розыскному органу, а также при условии, что они содержат соответствующую информацию о лицах, призна-ках, событиях или действиях, указанных в п. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД.Сведения, содержащиеся, например, в заявлениях и письмах граждан, становятся поводом к возбуждению уголовного дела толь-ко тогда, когда они содержат информацию, указывающую на совер-шение (подготовку к совершению) деяний, подпадающих под при-знаки какого-либо преступления. Если такие заявления не содер-жат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то могут отсутствовать основания для возбуждения уголовного дела, что, однако, не исключает автоматически наличия оснований для проведения ОРМ.Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совер-шенного противоправного деяния и о лицах, его подготавливающих, со-вершающих или совершивших, являются основанием для проведения ОРМ и в том случае, если нет достаточных данных для решения во-проса о возбуждении уголовного дела, например когда требуется со-брать дополнительные фактические данные, необходимые для при-нятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела. В этой ситуации наличных данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела (не установлено само собы-тие преступления, известны лишь отдельные признаки, по которым в равной мере можно судить о наличии либо отсутствии преступле-ния; первоначальное поведение лица не позволяет оценить его дей-ствия как преступные, но они могут перерасти в таковые и т.д.). Казак А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов внутрен-них дел и права человека. - СПб., 1997. - С. 26.В частности, не образует состава и не является признаком преступ-ления возникновение умысла на его совершение. Уголовно наказуемо только приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению, поэто-му пока такие действия не переросли в реальное преступление, нет осно-ваний для возбуждения уголовного дела, но имеет место практическая це-лесообразность проведения ОРМ, при помощи которых можно предуп-редить преступление либо предотвратить его общественно опасные последствия. В ряде случаев, особенно по экономическим преступлени-ям, невозможно и практически нецелесообразно возбуждать уголовное дело до того момента, пока не будет ясно, что хотя бы один эпизод кри-минальной деятельности содержит в себе все признаки состава преступ-ления. В противном случае никакой уголовной ответственности не по-следует, виновные не откажутся от своих замыслов и действий, а просто перенесут их на более поздний срок и будут более осторожными. Это же касается случаев, когда раскрыть преступление можно лишь при задер-жании виновного с поличным, как, например, в случае получения взятки.Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государ-ственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, как основания для проведения ОРМ могут содержать информацию о таких событиях или действиях, которые не носят характера кри-минальных, а лишь гипотетически создают угрозу безопасности.Под событиями могут рассматриваться реально происходящие или имевшиеся в прошлом факты, обстоятельства, явления, кото-рые могут причинить вред соответствующему виду безопасности или вызвать возможную опасность. События могут рассматривать-ся не только как обстоятельства, вызванные поведением людей, но и как процессы, происходящие независимо от их воли, но в даль-нейшем могущие нанести вред безопасности.В частности, угрозу безопасности могут создавать неуправля-емые технологические процессы (например, сбой в работе ядерного реактора) либо действия, самостоятельно не содержащие какой-либо угрозы, но в совокупности с другими действиями или собы-тиями могущие ее вызвать. Это, например, отключение электро-энергии от установок, производств, цехов с непрерывным техноло-гическим циклом, на объектах химической отрасли или связанных с эксплуатацией, хранением ядерных материалов, отходов, очист-ных объектов и сооружений и др.Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам, т.е. потребностям, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: На-учно-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. - М.: Спарк, 2003. - С. 38.Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исхо-дящая от внутренних и внешних источников опасности, определя-ет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внеш-ней безопасности (ст. 3 Закона «О безопасности»).Осуществление ОРМ используется как одно из эффективных и вспомогательных средств обеспечения безопасности, а также слу-жит целям обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, обо-ронной, научно-технической и экологической областях; обеспече-ния условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, на-учно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обес-печению безопасности РФ (ст. 5 Закона «О внешней разведке»).Проведение ОРМ применительно к обеспечению безопасности носит превентивный, стратегический, глобальный характер.Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, как самостоятель-ное основание для проведения ОРМ следует рассматривать в том смысле, что оперативно-розыскному органу может быть неизвестно о самом факте возбужде-ния уголовного дела в отношении конкретного лица, его сокрытии от правоохранительных органов или уклонении от наказания, на-личии соответствующего поручения о проведении розыска лица, поскольку такое поручение поступает в территориальный орган по месту совершения преступления. Тем не менее все иные оперативно-розыскные органы при отсутствии такого поручения вправе и обязаны проводить ОРМ по выявлению указанных лиц и в случае получения соответствующей информации проводить ОРМ на предмет причастности к соверше-нию преступления, а также установления факта уклонения от на-казания или сокрытия от органов дознания, следствия или суда. Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика приме-нения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыск-ной деятельности»: Научный доклад. - М.: ВНИИ МВД России, 2001. - С. 64.Объявление розыска, не связанного с решением задач ОРД, не является основанием для проведения ОРМ.ОРМ по розыску лиц, без вести пропавших, как правило, прово-дятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, содержащаяся в таких заявлениях, яв-ляется достаточным основанием, позволяющим судить о самом факте исчезновения человека.Обнаружение неопознанных трупов как основание для проведения ОРМ выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда имеется необходимость в проведении ОРМ непосред-ственно на месте обнаружения трупа, при работе по горячим сле-дам, а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения трупа в случаях, когда установить личность, не прибегая к ОРМ, не представляется возможным.Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их про-изводстве, являются самостоятельным основанием для проведения ОРМ в связи с тем, что ст. 38 УПК закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения письменные поручения о про-ведении ОРМ, а также предписывает, что после направления дела прокурору орган дознания может проводить по нему ОРМ только по поручению следователя. В случае когда не обнаружено лицо, со-вершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыск-ные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совер-шившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).Данное обстоятельство не может сковывать инициативы оперативно-розыскного органа, ограничивать их соответствующие права и обязанности, посколь-ку проведение ОРМ, в том числе и в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, мо-жет выходить за рамки расследуемого дела и касаться обстоятельств, которые возможно установить исключительно оперативным путем, т.е. выявить ранее неизвестные преступления либо установить дей-ствия, направленные на совершение новых преступлений, напри-мер подкупа должностных лиц, запугивания свидетелей и др. В этом случае речь идет о реализации такой задачи ОРД, как выявление пре-ступлений, которая не может ставиться в зависимость от текущих задач уголовного процесса или решений следствия.При проведении ОРМ по установлению лица, совершившего преступление, на оперативно-розыскные органы возлагается обязанность информировать следствие лишь о полученных результатах ОРМ, но не о проведе-нии тех или иных ОРМ. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002. - С. 70.Важно отметить, что наличие возбужденного уголовного дела, будучи основанием для проведения ОРМ, не является ограничени-ем в их проведении. Безусловно, выполнение предписаний УПК яв-ляется обязательным и для субъектов ОРД, но эти предписания ка-саются расследования, а не ОРД и только факта, по которому воз-буждено уголовное дело, а не всех иных обстоятельств, которые еще только предстоит установить оперативным путем. Речь может идти лишь о недопустимости проведения ОРМ, которые подменяют след-ственные действия.В качестве самостоятельного данное основание выделено и по-тому, что указанные органы (следователь, прокурор) вправе направ-лять поручения, касающиеся проведения отдельных следственных действий, по содержанию сходных с ОРМ, в частности контроля и записи переговоров.Вид и тактику ОРМ, проводимых по поручениям следователя, органа дознания, прокурора и суда, определяет должностное лицо оперативно-розыскного органа. Оно же несет ответственность за законность и обоснован-ность проведения соответствующих ОРМ. Следователь же вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения ОРМ.Под поручением следует рассматривать письменный документ, исходящий от соответствующего должностного лица, о производ-стве ОРМ или следственных действий. Поручение оформляется по-становлением дознавателя, следователя, прокурора или определе-нием суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие вы-яснению обстоятельства, данные о лицах, розыск которых поручается или проведение ОРМ в отношении которых необходи-мо, и др.Устное указание (поручение) следователя, дознавателя, проку-рора не является основанием для проведения ОРМ.Запросы других оперативно-розыскных органов основаниями для проведения ОРМ являют-ся только тогда, когда они сами базируются на основаниях, указан-ных в ФЗ об ОРД.Запрос может направляться в оперативно-розыскной орган по месту предполагаемого , проведения ОРМ с учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно учитывать, что не все оперативно-розыскные органы наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы до-знания вправе направлять поручения в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц как основание для проведения ОРМ заключается в том, что основанием для применения мер безопасности является нали-чие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и ОРМ.Проведение ОРМ по запросам международных правоохранитель-ных организаций и правоохранительных органов иностранных госу-дарств осуществляется в соответствии с международными догово-рами РФ. Представляется допустимым проведение ОРМ по запро-сам субъектов ОРД иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми оперативно-розыскными органами РФ с такими же субъектами иностранных государств.Указанные запросы являются основанием для проведения ОРМ не сами по себе, а ввиду того, что содержащаяся в них информа-ция относится к фактам конкретных преступлений, лицам, их со-вершившим, разыскиваемым и без вести пропавшим лицам.К международному запросу могут быть приложены постановле-ния, содержащие соответствующие санкции. Тем не менее такие документальные материалы запрашивающей стороны, в том числе содержащие соответствующие санкции на проведение ОРМ, не мо-гут распространяться на деятельность оперативно-розыскных органов РФ. Они лишь подтвер-ждают обоснованность проведения ОРМ.ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, по за-просам международных правоохранительных организаций и право-охранительных органов иностранных государств осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 8 ФЗ об ОРД, и при на-личии судебного решения, полученного в порядке ст. 9 ФЗ об ОРД. Это связано с тем, что согласно международным договорам пору-чения исполняются в соответствии с требованиями внутреннего за-конодательства стороны, исполняющей запрос.В ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД подчеркивается право оперативно-розыскных органов на сбор дан-ных, необходимых для принятия соответствующих решений. Дан-ное право ограничено пределами полномочий соответствующих субъектов ОРД.Решение о допуске к сведениям, составляющим государствен-ную тайну, и к работам, связанным с эксплуатацией объектов, пред-ставляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, принимается ФСБ России; соот-ветственно, и ОРМ по сбору данных, необходимых для принятия решения, осуществляются оперативными подразделениями этих органов.Выдача разрешений на частную детективную и охранную дея-тельность, а соответственно, и проведение проверочных меропри-ятий находятся в компетенции подразделений лицензионно-разре-шительной работы ОВД. Поскольку эти подразделения не являют-ся субъектами ОРД, проведение ОРМ в целях сбора необходимой информации осуществляется оперативными подразделениями ОВД. Осуществление административно-проверочной работы со-трудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы не тождественно проведению ОРМ по рассматриваемым основани-ям. Основанием для ОРМ могут служить результаты администра-тивной проверки, данные, свидетельствующие о предоставлении за-ведомо ложных сведений, подложных документов и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|