ст. 5 ФЗ об ОРД не только определена обязанность оперативно-розыскных органов обес-печивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан пере-чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не-обходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жиз-ни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.Это имеет исключительно важное значение, поскольку здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в ст. 23 - 25 Конституции РФ, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом, применительно к объектам ОРД. В ст. 5 ФЗ об ОРД это четко определено фразой «при проведении опера-тивно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь об их объек-тах.Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий орган, прокурору или в суд.Обеспечение этих и иных конституционных прав, безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, но эта обязанность рассматривается не применительно к объектам ОРМ, а по отношению ко всем ли-цам без исключения и безотносительно к ст. 5 ФЗ об ОРД.Таким образом, к числу гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД относятся: 1) пере-чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не-обходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жиз-ни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции; 2) обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно- розыскной деятельности; 3) возможность обжалования указанных конституционных прав в порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий орган, прокурору или в суд (контроль и надзор за ОРД).Наиболее важными представляются гарантии, предусмотренные п. 2, 3, которые и станут предметом рассмотрения во второй главе дипломной работы, где будет раскрыта их сущность.ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1. Обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Итак, одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД является обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то есть обязанность субъектов ОРД соблюдать эти самые права и свободы. Отличие данного понятия от понятия «обеспечение прав и свобод» состоит в том, что последнее, как уже говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия также понятие контроля и надзора за ОРД, и пере-чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не-обходимо при проведении ОРМ. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. В ст. 17 - 64 Конституции названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией (ст. 64). Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно ФЗ об ОРД предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Это означает, что согласно закону в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за органами, осуществляющими ОРД. Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод челове-ка и гражданина в досудебном производстве. - М.: МПСИ, 2003. - С. 48.В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека. Что является гарантией соблюдения органами, осуществляющими ОРД, прав и свобод человека? Ответ лежит на поверхности - строгое соблюдение требований ФЗ об ОРД относительно оснований и условий осуществления ОРД, соблюдение принципа законности.Конкретизация оснований проведения ОРД предусмотрена ст. 7 ФЗ об ОРД, условий ограничения конституционных прав граждан - ст. 8 ФЗ об ОРД. Основания и условия ограничения прав граждан при производстве ОРД являются важнейшими (но не единственными) гарантиями соблюдения прав и свобод человека и гражданина.Понятие «основание» подразумевает причину, достаточный по-вод, оправдывающий что-либо. Применительно к ОРМ сам по себе повод является и достаточным основанием для их проведения.В ФЗ об ОРД (ст. 7) понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обсто-ятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рас-сматриваются фактические данные, сведения о фактах (информа-ция), которые требуют проверки для подтверждения или опровер-жения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных дей-ствий либо тех и других в совокупности.Основаниями для проведения ОРМ являются фактические дан-ные, достаточные для предположения о совершении деяния, под-падающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угро-зу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.По своей природе (происхождению) данные, являющиеся осно-ванием для проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уго-ловного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а так-же непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем.Законодатель не ставит жестких ограничений или критериев по-явления таких данных. Основания для проведения ОРМ тесно свя-заны с целями и задачами ОРД. Рассматривая основания в соотно-шении с целями и задачами, можно сделать вывод, что для прове-дения ОРМ достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных при-знаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавлива-ющих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах. В случае оконченного общественно опасного деяния, когда уже очевидны данные, указывающие на признаки преступления, речь идет о реа-лизации задачи раскрытия преступления, обнаружения лица (лиц), его совершившего, а если такое лицо установлено и скрылось, то о его розыске и т.д.Сказанное вытекает из таких задач ОРД, как: выявление, предуп-реждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (см. ст. 2 ФЗ об ОРД). Для ре-шения этих задач необходимо и достаточно обоснованного предпо-ложения о причастности лиц к совершению преступления, о призна-ках преступления, о событиях, гипотетически носящих характер уг-розы. В случае если лицо скрылось от следствия и суда, то сам этот факт уже является основанием для реализации одной из задач ОРД, а соответственно, и проведения по этому факту ОРМ. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (правовое регу-лирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учеб. пособие. - М., 2000. - С. 61.Основания, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД, относятся не к ОРД в целом, а к проводимым ОРМ как в их совокупности, так и приме-нительно к отдельным ОРМ. При этом результаты проведения од-ного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. В про-цессе проведения ОРМ применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т.д.) возможно по-лучение оперативно-розыскной информации относительно собы-тий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения ОРМ.В процессе ОРД происходит накопление различной попутной информации, изначально не имеющей отношения к расследуемым событиям или действиям, однако в процессе ее сопоставления воз-можно получение новых данных, обоснованных предположений, выводов, выдвижение версий, которые требуют проверки, а соот-ветственно, и проведения дополнительных ОРМ. В этих случаях проведение ОРМ всегда является обоснованным (имеющим фак-тические основания).Первоначальное получение информации возможно из любых источников, в том числе изначально не имеющих отношения к ОРД (данные источники могут рассматриваться в качестве повода).В частности, такие данные могут содержаться в письменных заявле-ниях или сообщениях, приложенных к ним документах, протоколе устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной, публикациях средств массовой информации, в материалах проверки по административ-ным правонарушениям, в непосредственном обнаружении признаков пре-ступления должностными лицами, не являющимися субъектами ОРД, или конфидентами, в актах аудиторских проверок и др.Следовательно, в любом случае, как при работе по раскрытию конкретных преступлений, так и применительно к их выявлению либо добыванию оперативно значимой информации, имеют место соответствующие основания как оперативно-розыскного характе-ра, так и не связанные с ОРМ или даже е ОРД в целом. Сведения могут быть получены как путем оперативно-тактических действий, так и без проведения таковых. Полученная информация может рас-сматриваться как результат ОРМ и как предпосылка к их проведе-нию. Соответственно, если имеются основания для проведения хотябы одного ОРМ, например опроса автора публикации в СМИ, то по результатам проведения первого ОРМ могут быть получены ос-нования для дальнейшего проведения другого или аналогичного ОРМ, но по отношению к иным объектам.В случае если в поступившей информации содержатся сведения о каких-либо из обстоятельств, исключающих производство по уго-ловному делу (см. ст. 24 УПК), то это не исключает оснований для проведения ОРМ.Если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных УПК к делам частно-публичного обви-нения (возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего), то ОРМ по этим делам проводятся в обычном порядке, в том числе и при отсутствии заявления потерпевшего (потерпевшей). Это связа-но с необходимостью установления обстоятельств совершенного преступления, выяснения причин отказа от заявления, установле-ния возможных угроз в отношении жертвы или близких родствен-ников либо других данных как о событии преступления, так и о его последствиях.Эта позиция подтверждает требования УПК. В частности, в ст. 147 УПК отмечается, что если потерпевший по делу частно-публичного обвинения в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные инте-ресы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жа-лобы потерпевшего. Соответственно, и оперативно-розыскные органы вправе устанавливать указанные обстоятельства (причины) оперативным путем. ОРМ могут проводиться и после прекращения уголовного дела в случае примирения потерпевшего с обвиняемым.Если деяние, предусмотренное гл. 23 УК, причинило вред ин-тересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также ин-тересам граждан, общества или государства, то уголовное дело воз-буждается по заявлению руководителя этой организации или с его согласия (см. ст. 23 УПК). По таким преступлениям ОРМ прово-дятся также в общем порядке уже потому, что необходимо устано-вить, имело ли место причинение вреда только указанной органи-зации или также интересам других организаций, граждан, общества или государства.Законодатель обобщенно обозначает основания как возбужден-ное уголовное дело, сведения, поручения, запросы, постановления.Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ обозначено наличие возбужденного уголовного дела. Сам факт возбуж-дения дела свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, свидетельствующих о совершении или подготовке преступления) и, соответ-ственно, для начала предварительного расследования, что находит процессуальное отражение в постановлении о возбуждении уголов-ного дела. В противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. Однако факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает иных оснований для проведения ОРМ, а явля-ется лишь процессуальным решением по конкретному случаю.Понятие «возбуждение уголовного дела» обозначает как началь-ную стадию уголовного судопроизводства, так и одно из решений, актов, завершающих эту стадию.Это объективно обязывает оперативно-розыскные органы принимать исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их со-вершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличе-ние виновных, установление события преступления и иных обсто-ятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Данная обязанность не изменяется в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело -- органом дознания или предварительного след-ствия.Сведения как основания для проведения ОРМ представляют со-бой известия, сообщения или иную информацию, в результате ко-торых сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих опе-ративный интерес.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|