должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики
установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия
администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные
результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной
учетной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах
собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией
предприятия решения реализуют цели собственников.
Внешний контроль учетной политики, избранной предприятием, может быть
осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными
контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями.
Аудиторский контроль. Информация об учетной политике как неотъемлемая
составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов
аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие
избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности
этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого
предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам.
Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь
предприятию.
Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с
необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на
предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит
основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится
очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в
отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности
бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на
информацию об учетной политике, избранной предприятием.
Основой для аудиторского исследования учетной политики является
внутренняя документация предприятия, в том числе организационно-
распорядительная документация, внутренние правила и регламенты, проекты
организации бухгалтерского учета, проектная документация на организацию
автоматизированного ведения учета, учетная документация, бухгалтерская
отчетность и др.
Анализ всех названных документов, позволит аудитору составить
достаточно полное представление об учетной политике и ее реализации на
практике.
Контроль налоговых органов. В отличие от аудиторского исследования
учетной политики предприятия контроль налоговых органов преследует лишь
одну цель – установление соответствия избранных предприятие способов
ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям налогового
законодательства. При этом совершенно очевидно, что налоговые органы не
волнует проблема соответствия установленных правил характеру и особенностям
деятельности конкретного предприятия.
Проверка налоговых органов может осуществляться в пределах и порядке,
установленных законом. В частности, подчас возникает вопрос о правомерности
требований налоговой инспекции о сопровождении бухгалтерского отчета,
представляемого в налоговую инспекцию, подробной справкой об учетной
политике. В основе их – положения налогового законодательства о праве
налоговых инспекторов требовать от предприятий предъявления различных
материалов и пояснений, связанных с ведением бухгалтерского учета и
составлением финансовой отчетности. Проблема состоит в том, каким должен
быть объем запрашиваемой информации, какие данные необходимы инспекции для
оценки учетной политики. Очевидно, что речь должна идти лишь о наиболее
существенных методических вопросах учета. Организация и техника учета могут
заинтересовать налогового инспектора только при проверке предприятия на
месте.
2. 2. Комментарии к технико-методологическим и организационным правилам
(принципам) учетной политики
2.2.1. Учетная политика предприятия: методический и технический аспекты
2.2.1.1. Методика разработки учетной политики организации
Методику разработки учетной политики организации можно строить на
базе:
1) замкнутого финансово-хозяйственного цикла;
2) рабочего плана счетов.
Чаще всего используют рабочий план счетов. Этот метод, несколько более
формализован, нежели метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла.
Метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла строится на
кругообороте материальных ценностей и денежных средств, определяемом по
схеме:
инвестиции в собственную организацию -> производственный процесс
-> реализация продукции (работ, услуг) -> получение денежных средств.
Учет уставного капитала. Источники средств организаций делятся на
собственные и заемные. Собственные источники включают в себя уставный
капитал, прибыль текущего года и прибыль прошлых лет, сосредоточенную в
фондах и резервах. Заемные источники включают в себя кредиты, займы и
кредиторские задолженности.
Формирование уставного капитала оформляется в бухгалтерском учете так:
Д 75 - К 85 - регистрация уставного капитала;
Д 51 - К 75 - внесение денежных средств учредителями в размере 50%
уставного капитала;
Д 01, 10, 12, 41, 50, 51 - К 75 - внесение недостающей части
уставного капитала.
Следует выделить два момента учета уставного капитала:
1) возможность или необходимость его увеличения либо уменьшения;
2) формирование уставного капитала при участии зарубежного
учредителя (участника).
Возможность или необходимость увеличения либо уменьшения уставного
капитала обусловлена двумя обстоятельствами. Увеличение уставного капитала
расширяет финансово-экономические возможности организации и создает ей
дополнительную рекламу. Как правило, оно тесным образом увязывается с
дивидендной политикой (распределением чистой прибыли по результатам работы
организации за отчетный период или финансовый год).
Начисление дивидендов и их выплата в бухгалтерском учете коммерческих
организаций оформляются с помощью проводок:
Д 88 - К 70, 75 - начисление дивидендов учредителям, работникам и не
работникам организации;
Д 70, 75 - К 68 - удержание подоходного налога (налога на доходы);
Д 70, 75 - К 50, 51 - выплата дивидендов.
Увеличение уставного капитала (сумма добавочного капитала) отражается
следующим образом:
Д 75 - К 85;
Д 88 - К 75.
Уменьшение уставного капитала чаще всего связано с обесценением
активов организации. В результате обесценения активов уставный капитал,
номинально оставаясь прежним, фактически уменьшается и не может служить
гарантией выполнения организацией обязательств перед кредиторами. В
бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Д 85 - К 75;
Д 75 - К 88.
Поскольку все изменения уставного капитала затрагивают интересы
кредиторов, эти изменения обязательно фиксируются в учредительных
документах.
Если одним из учредителей организации является иностранный учредитель
(участник), то при формировании уставного капитала возникает вопрос об
учете курсовых разниц. Следует иметь в виду, что сумма уставного капитала
принимается на расчетный счет только в рублевом эквиваленте, а размер
уставного капитала не может изменяться.
В бухгалтерском учете формирование уставного капитала при наличии доли
зарубежного учредителя (участника) фиксируется следующим образом:
Д 75 - К 85 - доля иностранного учредителя;
Д 51 - К 75 - поступление денежных средств;
Д 75 - К 87 - добавочный капитал, возникший как следствие появления
курсовой разницы.
В дальнейшем доля иностранного учредителя (участника) валютной
переоценке не подвергается.
Учет прибыли и ее распределение. Главным источником динамичной
хозяйственной деятельности организации является прибыль. Она может быть
получена в результате операций по реализации продукции (работ, услуг) и
других материальных ценностей:
Д 46, 47, 48 - К 80 - прибыль от реализации.
Кроме того, прибыль может возникнуть в результате совершения
хозяйственных операций, не являющихся реализационными, как разница между
доходами и расходами по этим операциям. Наиболее типичным примером является
прибыль от сдачи помещений и оборудования в аренду.
Арендные отношения в настоящее время являются объектом пристального
внимания налоговых органов, поэтому в учетной политике данный вопрос должен
быть отражен достаточно четко. Дело в том, что эти отношения иногда
рассматриваются в качестве операций по реализации услуг. Оформление в
бухгалтерском учете арендных отношений как реализация услуг арендодателя
требует применения счета 46, начисления НДС, налога на прибыль, налога на
жилищный фонд и налога на пользователей автодорог.
При вне реализационных операциях уплачиваются только НДС и налог на
прибыль. В бухгалтерском учете у арендодателя в этом случае делаются
проводки:
Д 76 - К 80 - начислена арендная плата;
Д 80 - К 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - начислен НДС
по арендной плате;
Д 80 - К 02 - начислена амортизация по основным средствам, сданным в
аренду;
Д 80 - К 60 - списаны расходы подрядчика на ремонт сданных в аренду
основных средств;
Д 19 - К 60 - НДС по ремонтным работам на арендованных основных
средствах;
Д 51 - К 76 - получена арендная плата;
Д 60 - К 51 - оплачен ремонт основных средств;
Д 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - К 19 - произведен
зачет с бюджетом по НДС.
В конкретных условиях хозяйствования различие рассмотренных подходов
может оказаться незначительным.
Прибыль, полученная организацией, может быть использована на создание
резервов под обесценение ценных бумаг и по сомнительным долгам:
Д 80 - К 82 - сумма сомнительных долгов, определяемая по каждому
конкретному долгу в отдельности в зависимости от вероятности его
возвращения.
Отчисления из прибыли в счет указанных резервов не уменьшают
налогооблагаемую базу по прибыли. При их использовании делается проводка:
Д 82 - К 62 - компенсация непогашенной дебиторской
задолженности.
Если часть резервов не была использована, то в конце года она
возвращается на счет прибыли организации:
Д 82 - К 80 - неиспользованная часть резервов по сомнительным долгам
и под обесценение ценных бумаг.
Еще одним резервом организации, формируемым из прибыли, является
резервный капитал, который предназначен для сглаживания последствий
предпринимательских рисков. Отчисления в резервный капитал отражаются
проводкой:
Д 80 - К 86.
Сейчас льгот по налогу на прибыль при создании резервного капитала
нет: налогооблагаемая база не изменяется. В отличие от резерва по
сомнительным долгам и резерва под обесценение ценных бумаг сумму резервного
капитала в конце финансового года не присоединяют к прибыли, а показывают в
разделе IV баланса в составе собственного капитала.
Важным источником средств предприятия является сумма чистой прибыли,
оставшаяся с прошлых лет.
В настоящее время есть существенные расхождения в толковании
нормативных документов по вопросам использования чистой прибыли текущего
года и прошлых лет (соответственно применения счетов 81 "Использование
прибыли" и 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)").
Согласно п.17 приказа Минфина России от 21 ноября 1997 г. N 81н счет
81 "Использование прибыли" надлежит применять только для отражения платежей
из чистой прибыли в бюджет, в социальные и внебюджетные фонды (в том числе
штрафы и пени). Счет 88 надлежит использовать для отражения других
платежей, например, сверхнормативных расходов, выплат дивидендов и премий.
Письмом Госналогслужбы России от 13 марта 1998 г. N 13-0-16/70 четко
определен субсчет, по дебету которого следует показывать эти суммы, субсчет
88-1 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|