сохранность товаров и тары; обеспечить строгое соблюдение установленного
порядка приёмки товаров по количеству и качеству, а также их хранение и
отпуска; правильно и своевременно документально оформлять и учитывать
поступление, перемещение и выбытие товаров; обеспечить своевременное
представление в бухгалтерию всех документов по товарным операциям, их
тщательную проверку в отношении правильности оформления, законности и
целесообразности операции; своевременно и тщательно проводить
инвентаризацию товаров и тары.
С учётом вышесказанного тема работы, посвящённая учёту и анализу
реализации товаров и выявление их влияния на формирование доходов
предприятий в условиях рыночных отношений, представляется достаточно
актуальной и не безынтересной.
1. основы организации учёта и анализа реализации товаров на предприятии и
формирование его доходов.
1.1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ.
Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций управления. В
странах с развитой рыночной экономикой его считают языком бизнеса,
предпринимательства.
Своевременный, полный и объективный бухгалтерский учет дает
возможность коллективу предприятия вести хозяйство экономно, расчетливо, не
допуская потерь, непроизводительных затрат, постоянно изыскивать резервы
роста объема товарооборота, увеличивать прибыль и рентабельность.
Бухгалтерский учет в торговле ведется таким образом, чтобы в максимальной
степени удовлетворять потребности управления в информации. Являясь одной из
функций управления хозяйственной деятельностью, он обеспечивает правильное,
полное и своевременное документирование хозяйственных операций; контроль за
сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов; состояние
платежной и финансовой дисциплины; определение финансовых результатов и их
использование; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных
процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми
и банковскими органами, поставщиками и покупателями, кредиторами; выявление
внутренних резервов, их мобилизация и эффективное использование ЭВМ для
обработки учетной информации; выявление внутренних резервов, их мобилизация
и эффективное использование.
Организация бухгалтерского учета в торговых предприятиях включает ряд
элементов: систему документирования операций при помощи соответствующих
форм первичного учета; документооборот в соответствии с графиком выполнения
учетных работ; организационную структуру учетного процесса и распределение
служебных обязанностей в бухгалтерии; организацию хранения бухгалтерской
документации и регистров.
Система документирования совершаемых хозяйственных операций является
важнейшей составной частью организации бухгалтерского учета в торговле. Для
отражения информации о совершаемых хозяйственных операциях в регистрах
бухгалтерского учета применяются различные первичные документы. Они должны
содержать достоверные данные и своевременно оформляться. Первичные
документы для придания им юридической силы должны иметь следующие
обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дата
составления; дата составления; содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном
выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их
расшифровки. Записи в первичных документах должны производиться чернилами,
химическим карандашом, шариковыми ручками, при помощи средств механизации.
Для обеспечения рациональной организации учета, своевременного и
полного отражения в учете всех его объектов необходимо правильно
организовать документооборот. Он представляет собой движение документов в
учетном процессе, начатое моментом их составления и законченное сдачей на
хранение в архив. Этапы, которые проходят все документы показаны на рисунке
1.1.1.
Рис 1.1.1. Схема документооборота
Важным условием организации документооборота выступает разработка
организации плана документооборота. В нем устанавливаются сроки сдачи
документов в бухгалтерию всеми структурными подразделениями предприятия,
когда и куда документ представляется, кто его принимает и обрабатывает и
куда он записывается.
График выполнения учетных работ предусматривает перечень учетных
работ, которые надо выполнить в бухгалтерии на основании поступивших и
обработанных документов, в которых указываются наименование и номер
соответствующих учетных регистров (журналов-ордеров, разработочных таблиц и
т.д.), первичные документы на основании которых они составляются, сроки
исполнения и кто составляет. Он увязывается с планом документооборота.
Распределение обязанностей между счетными работниками должно строиться
на основе продуманной системы. К важнейшим принципам управления счетным
аппаратом относятся: точное распределение обязанностей между сотрудниками,
четкое планирование работы и правильные взаимоотношения между ними.
Распределение обязанностей строится таким образом, чтобы была обеспечена
взаимозаменяемость работников.
Организационная структура учетного процесса предусматривает ведение
учета, составление отчетности и контроль за соблюдением финансовой и
сметной дисциплины в структурных подразделениях организации.
Важным элементом организации бухгалтерского учета является
обеспечение надлежащего хранения бухгалтерских документов и учетных
регистров. За соблюдение сроков хранения первичных документов, учетных
регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в
архив отвечает главный бухгалтер предприятия.
1.2. РОЛЬ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА В РАЦИОНАЛЬНОМ ТОВАРОДВИЖЕНИ. АНАЛИЗ
ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА.
Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется
следующими значительными тенденциями в экономике: ростом массового
производства на крупных предприятиях, удаленных от основных производителей
готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не
для выполнения уже заключенных договоров; увеличением числа уровней
промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости
приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с
точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
Основными функциями оптового предприятия являются: сбыт и его
стимулирование, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивка
крупных партий товаров на мелкие, складирование, транспортировка,
финансирование (при предоставлении в отдельных случаях покупателям права
оплаты товара после его реализации или при оплате товара до его поставки, а
иногда и до его изготовления), принятие риска, информирование о рынке, о
конкурентах, новых товарах, динамике цен, услуги по управлению и
консультированию.
Основные преобразования в организации оптовой торговли в Республике
Беларусь направлены на создание конкурентной среды (демонополизация,
приватизация), предоставление права ведения оптовой торговли другим
юридическим и физическим лицам, создание условий для работы на основе
самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового опыта, т.е.
от строгого фондирования к продаже товаров.
Концепция структурной перестройки оптовой торговли республики
предполагает превращение оптовых структур в саморегулирующиеся системы,
способные спрогнозировать события на потребительском рынке, создание
разнообразных параллельных оптовых предприятий, снятие препятствий на
добровольное выделение из оптовых предприятий структурных подразделений,
малых форм организации оптовой деятельности, исключение вмешательства в
деятельность опта, снятие ограничений на межрегиональный оборот, создание
оптово-розничных фирм.
Основное назначение оптовой торговли состоит в организации
бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и
промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и
предложения.
Главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы
оптового предприятия, является оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями
другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей
перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и
материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В
результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного
потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу
производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте
товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Объем товарооборота, его структура, виды и формы товародвижения,
предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
В зависимости от назначения товарных ресурсов, степени завершенности
оптовой продажи оптовый товарооборот подразделяется на следующие виды:
Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров
организациям и предприятиям розничной торговли и общественного питания,
расположенным в районе деятельности оптового предприятия, поставки
внерыночным потребителям (для промышленной переработки и промышленного
потребления, по фондам спецодежды, спецобуви и т.п.) и на экспорт. К
оптовой реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в
розницу по прямым договорам, в том случае, если оптовое предприятие
участвует в организации этих поставок, поставки внерыночным потребителям,
на экспорт и по клирингу. Для оптовой реализации характерно, что она
завершает движение товаров в оптовом звене и составляет почти 2/3 валового
оптового товарооборота.
Внутрисистемный оптовый товарооборот – это отпуск товаров одними
оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и
внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как
правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным
коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует
процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый
товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый
товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов
оптового товарооборот делится на:
. складской;
. транзитный.
Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов
оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот в свою
очередь подразделяется: транзитный товарооборот без участия в расчетах
(организуемый) и транзитный товарооборот с участием в расчетах.
Иными словами, торговое предприятие участвует в этом процессе либо как
посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное
вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара.
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия,
относятся:
. объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
. объем товарооборота в сопоставимых ценах;
. ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров
(руб.. проценты);
. однодневный объем товарооборота (руб.);
. объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника
торговой группы;
. объем товарооборота на 1 м кв общей площади, в том числе торговой
площади;
. время обращения товаров, дни оборота;
. скорость товарооборота, число оборотов.
Повышению показателей товарооборота способствует рациональная
организация товародвижения. Организация товародвижения важный элемент
деятельности оптового предприятия. На рисунке 1.1 показано место каждого ее
элемента в общей системе товародвижения на оптовом торговом предприятии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|