образование приходятся относительно небольшие суммы, снижение которых не
может значительно повлиять на общую сумму расходов.
Такая ситуация объясняется структурой системы образования в России:
школы являются массовыми учебными заведениями, и для содержания
необходимого их количества нужны значительные денежные средства.
Большинство школ в России являются государственными, поэтому эти средства
чаще всего предоставляются за счет бюджета. Это касается и детских
дошкольных учреждений – средств родителей для их содержания недостаточно,
поэтому они в значительной степени финансируются за счет бюджета. Средства,
выделяемые
|Таблица 2.3 |
|Расходы на финансирование образовательных учреждений в 2003 г. |
|(руб.) |
|Наименование статьи расходов |Ассигнования на |Кассовые расходы |Остаток на |
| |отчетный период | |конец периода |
|Расходы на содержание детских дошкольных учреждений|1 089 908 400,00 |1 089 908 262,53 |137,47 |
|- всего, в том числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |493 458 800,00 |493 458 800,00 |0,00 |
|продукты питания |237 466 000,00 |237 466 000,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |196 530 200,00 |196 530 200,00 |0,00 |
|прочие расходы |162 453 400,00 |162 453 262,53 |137,47 |
|Расходы на содержание школ-детских садов, школ |1 766 627 300,00 |1 766 623 060,33 |4 239,67 |
|начальных, неполных средних и средних - всего, в | | | |
|том числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |1 105 998 600,00 |1 105 995 222,58 |3 377,42 |
|продукты питания |6 591 000,00 |6 590 952,37 |47,63 |
|оплата коммунальных услуг |269 097 900,00 |269 097 740,01 |159,99 |
|прочие расходы |384 939 800,00 |384 939 145,37 |654,63 |
|Расходы на содержание вечерних школ - всего, в том |12 640 300,00 |12 640 298,79 |1,21 |
|числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |8 086 000,00 |8 086 000,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |2 419 900,00 |2 419 900,00 |0,00 |
|прочие расходы |2 134 400,00 |2 134 398,79 |1,21 |
|Расходы на содержание школ-интернатов - всего, в |58 313 600,00 |58 313 450,72 |149,28 |
|том числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |25 568 500,00 |25 568 500,00 |0,00 |
|продукты питания |8 046 800,00 |8 046 800,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |6 878 100,00 |6 878 100,00 |0,00 |
|прочие расходы |17 820 200,00 |17 820 050,72 |149,28 |
| |
| |
|Продолжение таблицы 2.3 |
|Наименование статьи расходов |Ассигнования на |Кассовые расходы |Остаток на |
| |отчетный период | |конец периода |
|Расходы на содержание учреждений по внешкольной |90 761 000,00 |90 760 946,65 |53,35 |
|работе с детьми - всего, в том числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |58 080 000,00 |58 080 000,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |8 881 400,00 |8 881 400,00 |0,00 |
|прочие расходы |23 799 600,00 |23 799 546,65 |53,35 |
|Расходы на содержание детских домов - всего, в том |33 305 900,00 |33 305 855,19 |44,81 |
|числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |15 462 500,00 |15 462 500,00 |0,00 |
|продукты питания |5 442 400,00 |5 442 400,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |3 549 100,00 |3 549 100,00 |0,00 |
|прочие расходы |8 851 900,00 |8 851 855,19 |44,81 |
|Расходы на содержание профессионально-технических |185 726 500,00 |185 726 441,58 |58,42 |
|училищ - всего, в том числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |89 082 400,00 |89 082 400,00 |0,00 |
|продукты питания |47 165 000,00 |47 165 000,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |32 149 800,00 |32 149 800,00 |0,00 |
|прочие расходы |17 329 300,00 |17 329 241,58 |58,42 |
|Расходы на содержание прочих учреждений в области |230 891 200,00 |230 890 853,20 |346,80 |
|образования - всего, в том числе: | | | |
|оплата труда с начислениями |64 783 100,00 |64 783 100,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |6 822 600,00 |6 822 602,67 |2,67 |
|прочие расходы |159 285 500,00 |159 285 150,53 |344,13 |
|Расходы на оказание социальной помощи населению |465 945 800,00 |465 945 111,64 |688,36 |
|Итого расходов на образование |3 934 120 000,00 |3 934 114 280,63 |5 719,37 |
[pic]
на содержание прочих учреждений в области образования незначительны по двум
причинам: во-первых, некоторых учреждений (например, детских домов)
немного, поэтому при достаточном финансировании каждого из них общая сумма
средств незначительна; во-вторых, многие учреждения профессионального
образования действуют на платной основе и обеспечивают свою деятельность за
счет собственных средств.
Поэтому самое большое значение с точки зрения расходования бюджетных
средств имеют расходы на финансирование работы школ и детских дошкольных
учреждений. Рассмотрим структуру каждой из этих двух статей, чтобы
определить, по каким направлениям и насколько эффективно расходуются
бюджетные средства.
Основную часть расходов на содержание школ – более 60% - составляют
расходы на выплату заработной платы и уплату налога с нее. 15% выделяемых
средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку
продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме
расходов на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к
которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров,
текущий и капитальный ремонт зданий и т. д.
Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу школы,
однако его трудно считать эффективным. Прежде всего, значительная доля
средств выделяется на оплату коммунальных услуг, в то время как на
приобретение необходимых материалов, учебников и т. п. средств часто не
хватает. Поэтому целесообразно было бы перераспределить средства между
этими статьями: снизить расходы на оплату коммунальных услуг и
освободившиеся средства направить на покупку материалов. Уменьшить расходы
на оплату коммунальных услуг можно путем предоставления школам различных
льгот в этой сфере. Для этого необходимо пересмотреть структуру расходов на
ЖКХ, выделить свободные средства и направить их на предоставление льгот
школам.
Снижение расходов на содержание школ не представляется возможным.
Наоборот, школы нуждаются в дополнительном финансировании, на которое можно
направлять остатки по другим статьям.
Структура расходов на содержание детских дошкольных учреждений
несколько отличается от рассмотренной выше. Во-первых, значительно меньше
доля средств, направляемых на оплату труда, что связано с меньшим
количеством персонала. Во-вторых, существенная часть расходов приходится на
оплату продуктов питания – это объясняется режимом работы дошкольных
учреждений. Но доля расходов на оплату коммунальных услуг и в этом случае
достаточно высока. Поэтому в данном случае также выгодно перераспределить
средства в пользу других статей (например, увеличить расходы на оплату
труда).
Таким образом, основным направлением оптимизации расходов по статье
«Образование» является снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство
и направление освободившихся средств на повышение заработной платы
персоналу, приобретение материалов, продуктов питания и т. п.
2.2.1.3. Структура финансирования расходов на содержание учреждений
здравоохранения
В общей сумме расходов бюджета Москвы по ЮАО расходы на
здравоохранение составляют относительно невысокую долю (около 8%). Однако
сэкономленные по этой статье средства могли бы составить существенную сумму
в абсолютном выражении, и позволили бы профинансировать мероприятия в
других областях.
Структура расходов бюджета на финансирование учреждений
здравоохранения в 2003 г. представлена в табл. 2.4 и на рис. 2.4 [32].
Подавляющая доля средств (74%) направляется на финансирование амбулаторных
лечебных учреждений (поликлиник и т. п.) Суммы финансирования остальных
групп расходов значительно меньше – так, на содержание больниц выделяется
всего 12% расходов.
|Таблица 2.4 |
|Расходы на финансирование учреждений здравоохранения в 2003 г. |
|(руб.) |
|Наименование статьи расходов |Ассигнования на |Кассовые расходы |Остаток на конец |
| |отчетный период | |периода |
|Содержание больниц - всего, в том числе: |82 145 000,00 |82 144 999,95 |0,05 |
|оплата труда персонала с начислениями |38 481 000,00 |38 481 000,00 |0,00 |
|медикаменты, перевязочные средства и прочие |12 382 700,00 |12 382 700,00 |0,00 |
|лечебные расходы | | | |
|продукты питания |11 342 000,00 |11 342 000,00 |0,00 |
|оплата коммунальных услуг |9 209 900,00 |9 209 900,00 |0,00 |
|прочие расходы |10 729 400,00 |10 729 399,95 |0,05 |
|Содержание амбулаторных лечебных учреждений - |519 768 300,00 |519 750 571,89 |17 728,11 |
|всего, в том числе: | | | |
|оплата труда персонала с начислениями |60 724 000,00 |60 724 000,00 |0,00 |
|медикаменты, перевязочные средства и прочие |158 128 500,00 |158 128 500,00 |0,00 |
|лечебные расходы | | | |
|продукты питания |103 899 000,00 |103 899 000,00 |0,00 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|