Табл.4.1.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ( В %)
|Плательщики налога | В части, зачисляемой в|Суммарная |
| | | |
| |бюджет | |
| |федеральный |субъектов | |
| | |РФ | |
|Банки, страховщики, биржи, | | | |
|брокерские конторы, а также |13 |до 30 |до 43 |
|любые организации по прибыли от | | | |
|посреднической деятельности | | | |
| | | | |
|Предприятия промышленности, | | | |
|строительства, торговли, бытового|13 |до 22 |до 35 |
|обслуживания и все прочие | | | |
|организации | | | |
Законодательством РФ однозначно определена ставка налога на прибыль только
в части зачисляемой в федеральный бюджет - 13 %. Ставки налога в части
зачисляемой в бюджет субъектов РФ могут быть разными они определяются
самостоятельно органами государственной власти субъектов РФ но в пределах
ставки установленной законодательством РФ.
Конечно, субъекты РФ могли бы устанавливать ставки налога ниже предельных,
но при напряженности, а во многих случаях дефицитности их бюджетов этого
почти на происходит, почти везде ставки налога составляют 35% и 43%.
Субъекты РФ могут дифференцировать ставки налога, но не по отдельным
плательщикам, а лишь по категориям плательщиков и видам деятельности.
Необязательно, например, банкам, страховщикам, брокерским конторам, а также
по прибыли от посреднической деятельности устанавливать единую ставку
налога 30 %, можно одним установить 30 %, другим 25 %, третьим 28 % - это
дело органов государственной власти субъектов РФ. Точно так же
необязательно предприятиям промышленности, строительства, торговли,
бытового обслуживания и др. Устанавливать единую ставку налога,
зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в размере 22 %, можно с учетом
объективных условий в данном крае, области т.п. установить одной категории
плательщиков ставку 18 %, другим 20 %, третьим 22 % (но не выше 22 %). Этой
возможностью субъекты РФ практически не пользуются.
Ставки налогообложения доходов от отдельных видов деятельности,
отличающиеся от приведенных в табл.5.1, рассматривались выше, здесь только
сгруппируем их в одной таблице:
Табл.4.2.
| N | Виды деятельности |Ставка | Примечание |
|п/п | |налога, % | |
| 1 |Доходы от долевого участия в | 15 | Налог взимается у |
| |деятельности других предприятий | |источника |
| 2 |Дивиденды по акциям, проценты и | | |
| |дисконтный доход по государственным |15 |Налог взимается у |
| |ценным бумагам | |источника |
| 3 |Доходы казино, игорных домов и | 90 | |
| |другого игорного бизнеса | |------- |
| 4 |Доходы от видеодеятельности: | | В составе доходов |
| |видеосалонов, видеопоказа, проката |70 |учитываются доходы от |
| |видео- и аудиокассет и записей на них| |аренды и других видов |
| | | |использования |
| | | |видеосалонов и др. |
Термин "Налог взимается у источника" означает, что начисляет сумму налога и
перечисляет в бюджет организация, выплачивающая доход (а не получающая
его), она несет ответственность за полноту и своевременность уплаты налога.
Например, акционерное общество, начисляя дивиденды акционерам, удерживает и
перечисляет в бюджет налог: у акционеров - физических лиц - по ставке
подоходного налога (12% и др.), у акционеров - юридических лиц по ставке
15% (кроме банков, которые платят налог по ставке 18%).
По п. 3 и 4 табл. 5.2 налогом облагается не прибыль, а доход. Доход
определяется в виде разницы между выручкой и расходами, включаемыми в
себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении
прибыли, за исключением расходов на оплату труда. Это значит, что под
налогообложение по этим видам деятельности попадает не только прибыль, но и
фонд оплаты труда.
У многих акционерных обществ часть акций (как говорят, пакеты акций)
находятся в государственной собственности. Дивиденды по этим акциям
начисляются в общем порядке, по тем же ставкам, что и другим акционерам, но
налогом не облагаются; начисленные суммы дивидендов перечисляюгся в
соответствующие бюджеты в зависимости от того, в чьей собственности
находилось предприятие до приватизации: федеральной, субъекта РФ или
муниципальной, кто является держателем пакета акций. Исчисление налога на
доходы, указанные в п. 3 и 4. табл. 5.2, производится ежемесячно
нарастающим итогом с начала года. Расчет суммы налога представляется в
налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным,
а уплата налога производится в пятидневный срок со дня представления
расчета (т.е. не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным).
При исчислении суммы налога по п. 4 табл. 5.2 следует иметь в виду, что
прибыль от проката (показа) кино- и видеопродукции для детей, произведенной
российскими киностудиями, налогом не облагается (естественно, должен быть
обеспечен раздельный учет такой прибыли).
В течение квартала плательщики налога на прибыль производят авансовые
платежи налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый
период (квартал) и установленной ставки налога.
В соответствии с .Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
от 31 декабря 1995 года №227-ФЗ от уплаты авансовых взносов налога на
прибыль освобождены:
- предприятия, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни;
- малые предприятия;
- бюджетные организации.
В 1995 году к группе плательщиков налога, освобожденных от авансовых
взносов, относились также инвестиционные фонды, но с 1 января 1996 года они
из нее исключены.
При изменении в течение квартала суммы предполагаемой прибыли предприятие-
налогоплательщик по согласованию с финансовыми органами может пересмотреть
сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов налога на прибыль и
представить справку об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до
окончания отчетного квартала.
Авансовые, взносы налога на прибыль производятся не позднее 15-го числа
каждого месяца равными долями в размере одной трети предполагаемой
квартальной суммы налога.
До начала каждого квартала предприятия представляют налоговому органу по
месту своего нахождения справку о предполагаемой сумме прибыли в
предстоящем квартале по следующей форме (табл. 5.3).
Табл. 4.3.
СПРАВКА
об авансовых взносах налога в бюджет, исходя
из предполагаемой прибыли на 2 квартал 1996 года
АО "Металлист" (тыс. руб.)
| N| Показатели | По данным |
| | |плательщика|
|п/п | | |
| 1|Сумма прибыли, исчисленная исходя из планового | |
| |(предполагаемого) объема реализации продукции |240000 |
| |внереализационных доходов и расходов | |
| 2 |Установленная ставка налога на прибыль (всего %) в том | 35|
| |числе: | |
| |а) в федеральный бюджет |13 |
| |б) в бюджет области (или края и т.д.) |15 |
| |в) в местный бюджет |7 |
| 3 |Сумма налога на прибыль, исчисленного исходя из | |
| |предполагаемой прибыли и установленной ставки налога в том |84000 |
| |числе: | |
| |а) в федеральный бюджет |31200 |
| |б) в бюджет области |36000 |
| |в) в местный бюджет |16800 |
Произведя расчет суммы налога, бухгалтер должен проверить его, в том числе
путем определения контрольной суммы:
контроль: 31200 + 36000 + 6800 = 84000 тыс. рублей.
По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики
исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из
фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом
предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая
уплате в бюджет, определяется с учетом (то есть за вычетом) ранее
начисленных платежей.
При этом расчет суммы налога по фактической прибыли может отличаться от
исчисленного, исходя из предполагаемой прибыли. Разница между суммой,
подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной предприятием прибыли
и суммой авансовых взносов налога (исходя из предполагаемой прибыли) за
истекший квартал уточняется (увеличивается или уменьшается) на сумму,
рассчитанную исходя из процентной ставки за пользование банковским
кредитом, установленной в истекшем квартале Центральным банком РФ: в
течение квартала ставка Центрального банка могла меняться, поэтому берется
ставка на середину квартала: на 15 февраля, на 15 мая, на 15 августа, на 15
ноября. Если. например, за первый квартал 1997 года сумма налога,
исчисленного по фактической прибыли, превышает исчисленную, исходя из
предполагаемой прибыли, на 20 млн. рублей, то уточнение суммы налога
производится следующим образом:
- ставка Центрального банка РФ на 13 февраля 1997 года (годовая) 42%;
- ставка ЦБ РФ в расчете на квартал 42:4 = 10,5%;
- сумма, подлежащая взносу в бюджет 20 + (20 х 10.5%) = 20+2,1 =2,1млн.руб.
Корректировка дополнительных платежей в бюджет на процентную ставку
Центрального банка РФ основана на том, что при занижении авансовых взносов
сумм налога на прибыль предприятие использовало в своем обороте средства,
которые должны были принадлежать бюджету, то есть как бы использовало
бюджетный кредит. А за кредит надо платить (естественно, по ставке
рефинансирования ЦБ РФ).
Правда, корректировка производится в обе стороны: как в сторону
дополнительных платежей в бюджет (при занижении авансовых взносов, когда
расчет суммы налога по фактической прибыли оказался больше суммы авансовых
платежей за истекший квартал), так и в сторону возврата предприятию излишне
внесенных средств в бюджет (при завышении авансовых взносов, когда расчет
суммы налога по фактической прибыли оказался меньше суммы авансовых
платежей налога за истекший квартал). Но при определении дополнительных
платежей в бюджет никаких ограничений на установлено, а при определении
сумм, подлежащих возврату из бюджета (или зачислению предприятию в счет
предстоящих платежей) установлены определенные ограничения: возврат из
бюджета излишне внесенных сумм производится в пределах фактически внесенных
в бюджет авансовых платежей налога на прибыль за отчетный квартал, но не
более суммы, оставшейся после возврата налога по результатам перерасчета по
фактически полученной прибыли за отчетный период с начала года.
Если с предприятия, исходя их расчета налога по фактически полученной сумме
прибыли за квартал, причитаются дополнительные платежи в бюджет, то они
распределяются между бюджетами разных уровней пропорционально распределению
между ними налога на прибыль.
Пример
По данным расчета налога от фактической прибыли предприятия - АО
"Металлист" за второй квартал 1997 года, с него причитаются дополнительные
платежи в бюджет в сумме 14 млн. рублей. Распределить указанную сумму между
бюджетами различных уровней.
Как видно из таблицы 4.5.3, суммарная ставка налога на прибыль АО
"Металлист" составляет 35%, а по бюджетам различных уровней соответственно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|