Одна из причин различия между налогооблагаемой и балансовой прибылью
заключается в том, что отдельные позиции, включаемые в налогооблагаемую
прибыль согласно требованиям налоговых органов, не включаются в балансовую
прибыль согласно требованиям к составлению финансовой отчетности. Примером
этого расхождения в российской системе учета могут служить расходы, которые
принимаются для целей налогообложения в пределах, установленных
законодательством. Подобные расхождения, которые не подлежат сторнированию
в последующие периоды и не влияют на налогооблагаемую прибыль будущих
периодов, рассматриваются как постоянные расхождения.
Другая причина расхождений между налогооблагаемой и балансовой прибылью
проявляется, когда одна и та же позиция в результате несовместимости
требований относится на налогооблагаемую и балансовую прибыль в разные
периоды. Такие расхождения рассматриваются как "временные" и подлежат
сторнированию в последующие периоды.
2.2 Предоставление информации по штрафам и пеням
Согласно IAS штрафы и пени, начисленные за нарушение нормативных требований
по налогам и социальному страхованию, как правило, включаются в
общехозяйственные расходы. В российской системе учета такие затраты
относятся за счет чистой прибыли предприятия и не признаются расходами,
уменьшающими доход при налогообложении.
3. Устранение различий
3.1 Пересчет отсроченного налога на прибыль
Расчет налога на прибыль:
Следующая таблица составлена на основании финансовой отчетности предприятия
"Утюг" за 1992 - 1995 гг. В соответствии со своей налоговой политикой,
"Утюг" рассчитывает налогооблагаемую прибыль на основе кассового метода.
Следовательно, для определения суммы налогооблагаемой прибыли в составе
балансовой прибыли необходимо исключить из последней сумму начисленной
дебиторской задолженности. Начисление дебиторской задолженности приведет к
временному расхождению, которое, в свою очередь, явится причиной
образования отсроченного налогообложения.
1992
1993
1994
1995
Балансовая прибыль
23,000
19,000
20,000
22,000
Минус: конечное сальдо дебиторской задолженности
(2,000)
(3,000)
(4,000)
(1,000)
Плюс: Начальное сальдо дебиторской задолженности
3,000
2,000
3,000
4,000
Налогооблагаемая прибыль
24,000
18,000
19,000
25,000
Расчет отсроченного налогообложения
1992
Балансовая прибыль
23,000
Налогооблагаемая прибыль
24,000
Изначальное временное расхождение
(1,000)
Налог по ставке 35 %
(350)
Остаток на счете отсроченных налогов на конец года - актив
(350)
Проводка в IAS:
Д-т "Счет отсроченных налогов"
350
К-т "Прибыли и убытки"
350
1993
Балансовая прибыль
19,000
Налогооблагаемая прибыль
18,000
Временное расхождение текущего года
1,000
Налог по ставке 35 %
350
Остаток на счете отсроченных налогов на конец года
-
Проводка в IAS:
Д-т "Прибыли и убытки"
350
К-т "Счет отсроченных налогов"
350
1994
Балансовая прибыль
20,000
Налогооблагаемая прибыль
19,000
Временное расхождение текущего года
1,000
Налог по ставке 35 %
350
Остаток на счете отсроченных налогов на конец года - пассив
350
Проводка в IAS:
Д-т "Прибыли и убытки"
350
К-т "Счет отсроченных налогов"
350
1995
Балансовая прибыль
22,000
Налогооблагаемая прибыль
25,000
Временное расхождение текущего года
(3,000)
Налог по ставке 35 %
(1,050)
Остаток на счете отсроченных налогов на конец года - актив
(700)
Проводка в IAS:
Д-т "Счет отсроченных налогов"
1,050
К-т "Прибыли и убытки"
1,050
Суммарная информация по налоговым начислениям, отраженным в финансовой
отчетности
1992
1993
1994
1995
Балансовая прибыль
23,000
19,000
20,000
22,000
Начисленный налог на прибыль
8,400
6,300
6,650
8,750
Отсроченные налоговые начисления - кредит
(350)
(350)
(350)
(1,050)
Итого начислено налогов
8,050
6,650
7,000
7,700
3.2 Предоставление информации по штрафам и пеням
В 1995 году на "Утюг" был наложен штраф в размере 350,000 рублей за
несвоевременную уплату налога на имущество и взносов по медицинскому
страхованию. Штраф был отнесен за счет чистой прибыли. В учете согласно IAS
необходимо внести корректировку:
Д-т "Общехозяйственные расходы"
350,000
К-т "Использование прибыли"
350,000
4. Требования к предоставлению информации в финансовой отчетности согласно
IAS
Необходимо представить отдельными позициями следующие суммы:
сумма налога на прибыль от основной деятельности предприятия;
сумма налогов, возникших в результате непредвиденных обстоятельств,
серьезных ошибок в бухгалтерском учете и изменений учетной политики;
налоговые последствия (если они есть) увеличения балансовой стоимости
основных средств в результате переоценки по сравнению со стоимостью их
приобретения или результатами предыдущей переоценки, и
объяснение соотношения между суммой налогов и балансовой прибылью, если оно
не может быть объяснено налоговым ставкам, применяемым в данной стране.
5.8 Правительственные субсидии (гранты) и правительственная помощь
1. Определение
Согласно IAS правительственные субсидии (гранты) - это правительственная
помощь в виде передачи предприятию ресурсов в обмен на согласие (в прошлом
или будущем) с определенными условиями, связанными с деятельностью
предприятия. К субсидиям не относятся такие формы правительственной помощи,
стоимость которых не поддается определению, а также сделки с участием
правительства, которые не отличаются от обычных торговых сделок
предприятия.
В соответствии с IAS субсидии подразделяются на две категории: субсидии,
относимые к активам, и субсидии, относимые к доходам.
Субсидии, относимые к активам - это правительственные гранты, основным
условием предоставления которых является то, что предприятие - соискатель
таких субсидий должно купить, построить или иным способом приобрести
долгосрочные активы. Кроме того, условием предоставления гранта может быть
также ограничение, определяющее вид и местонахождение активов, или период
времени, в течение которого предприятие может получать или использовать
такие субсидии.
Субсидии, относимые к доходам - это все субсидии, кроме субсидий, относимых
к активам.
В российской системе учета сходный способ финансирования рассматривается
как "целевые финансирование и поступления" и учитывается на счете 96.
Целевое финансирование представляет собой средства, полученные от
правительства, региональных и отраслевых фондов, а также юридических лиц,
независимых по отношению к предприятию. Когда средства перечисляются на
расчетный счет предприятия, или когда часть налоговых платежей и отчислений
в различные фонды, производимых предприятием, относится на целевое
финансирование, счет "Целевые финансирование и поступления" кредитуется на
соответствующую сумму. В российской системе учета целевое финансирование
никогда не отражается в отчете о финансовых результатах.
2. Различия между IAS и российской системой учета
В российской системе учета не существует признаваемого в IAS различия между
субсидиями, относимыми к активам или доходам. В IAS существует требование о
предоставлении информации о влиянии таких субсидий на активы либо прибыль.
Следовательно, при предоставлении финансовой отчетности Согласно IAS
российскому предприятию потребуется определить, оказывает ли целевое
финансирование влияние на балансовую стоимость активов или на прибыль.
3. Устранение различий
3.1 Субсидии, относимые к доходам
Администрация города Сибирска совместно с местным центром приватизации
приняли программу разработки новой системы бухгалтерского учета для целей
подготовки отчетности согласно IAS. Предприятие "Утюг" оплатило услуги
консультантов в размере 300,000 рублей из средств, выделенных
правительством. В отчетности согласно IAS необходимо сделать следующие
проводки:
Д-т "Денежные средства"
300,000
К-т "Полученные субсидии"
300,000
Д-т "Общехозяйственные расходы"
300,000
К-т "Счета к оплате "
300,000
Д-т "Полученные субсидии"
300,000
К-т "Прочие доходы (субсидии)"
300,000
3.2 Субсидии, относимые к активам
Для внедрения новой системы бухгалтерского учета были закуплены аппаратные
и программные комплексы на общую сумму 1,000,000 рублей за счет средств,
выделенных правительством и местным центром приватизации. Такую субсидию
следует отразить в учете следующим образом:
Д-т "Денежные средства"
1,000,000
К-т "Полученные субсидии"
1,000,000
Д-т "Основные средства"
1,000,000
К-т "Денежные средства"
1,000,000
Д-т "Общехозяйственные расходы"
200,000
К-т "Начисленный износ"
200,000
Д-т "Полученные субсидии"
200,000
К-т "Прочие доходы"
200,000
4. Требования к предоставлению информации в финансовой отчетности согласно
IAS
В приложения к финансовой отчетности необходимо включить следующую
информацию:
учетная политика, принятая в отношении правительственных субсидий, включая
методы представления в финансовой отчетности;
характер и объем правительственных субсидий, отраженных в финансовой
отчетности, а также информация о других формах правительственной помощи, от
которой предприятие получило прямую выгоду;
невыполненные условия и прочие обстоятельства, связанные с отраженными в
отчетности правительственными субсидиями.
5.9 Непредвиденные доходы и расходы
1. Определение
Непредвиденными считаются доходы и расходы, возникающие в связи с событиями
или операциями, которые явно не связаны с основной деятельностью
предприятия и, соответственно, не ожидается, что они будут повторяться
часто или регулярно. Основным условием, которому такие позиции должны
соответствовать Согласно IAS является то, что такие доходы или расходы
возникают изредка, когда событие или операция приводит к непредвиденным
последствиям.
Не существует единого, унифицированного перечня непредвиденных событий,
поскольку события или операции, которые являются непредвиденными для одного
предприятия, могут не быть непредвиденными для другого в силу различий в их
основной деятельности. Например, убытки, причиненные землетрясением, могут
рассматриваться как непредвиденные для многих предприятий. В то же время,
иски держателей страховых полисов, предъявляемые в связи с землетрясением,
не рассматриваются как непредвиденные для страховой компании, которая
занимается страхованием таких рисков.
Для большинства предприятий примерами непредвиденных событий являются:
экспроприация активов;
землетрясение или другое стихийное бедствие.
В российской системе учета отсутствует концепция непредвиденных событий и,
соответственно, не разработана специальная методика их учета.
2. Требования по предоставлению информации в финансовой отчетности
Как правило, информация о непредвиденных событиях включается в отчет о
прибылях и убытках после строки, отражающей прибыль от основной
деятельности.
В финансовой отчетности должна быть представлена информация о характере и
сумме каждой статьи непредвиденных доходов или расходов, а общая сумма всех
таких непредвиденных статей должна быть показана на первой странице отчета
о прибылях и убытках.
5.10 Прекращение отдельных видов деятельности
1. Определение
Согласно IAS прекращение отдельного вида деятельности происходит в
результате продажи или отказа от вида деятельности, который представляет
собой обособленную и значительную часть деятельности предприятия, причем
такую, для которой можно выделить активы, соответствующую часть прибыли
(убытка) и хозяйственные операции как физически, так и для целей подготовки
финансовой отчетности.
2. Различия между IAS и российской системой учета
Если были произведены операции, подпадающие под определение прекращения
отдельных видов деятельности Согласно IAS информация о результатах таких
операций должна быть предоставлена отдельно.
3. Устранение различий
3.1 Выделение дохода от прекращенного вида деятельности
В 1995 году предприятие "Утюг" продало свою свиноферму, которую содержало в
качестве подсобного хозяйства, трудовому коллективу. Доход от этого вида
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143
|