документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- материальные ценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в
порядке плановых платежей;
- материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от
поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные
поставки);
- излишки материальных ценностей, выявленные при их приёмке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и
переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуги связи.
Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-
ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с
поставщиками и подрядчиками» формы №6.
Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или
оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих
случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60
«Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Записи по Кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
(левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с
дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на
производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются
суммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по
Дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об
оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и
товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счёта
указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).
Сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», балансовый, «А-П»,
предназначен для отражения информации о приобретении и оприходовании
материалов.
По Д-ту счета отражается увеличение дебиторской или уменьшение
кредиторской задолженности в момент оплаты поставщикам стоимости
материалов.
По К-ту счета наоборот увеличение кредиторской задолженности или
увеличение дебиторской в момент получения и оприходования материалов в
отчетном периоде.
Остаток по Д-ту показывает сумму дебиторской задолженности, а по К-ту
кредиторской на начало или конец отчетного периода.
Сч.60 А
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 51 Д-т 10,15
Д-т 19
С-до кон
Билет 31. Расчеты с покупателями и заказчиками
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами».
В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям
возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции
на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные
услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику
и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90
"Продажи".
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают
ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
При продаже амортизируемого имущества, т. е. основных средств и
нематериальных активов, а также другого имущества стоимость имущества по
ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 "Прочие доходы
и расходы". Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету
счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.
На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за
поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и
курсовые разницы.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету
счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных
авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.
Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности,
отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи". Отрицательные
суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.
Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета
91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательные - по дебету счета 91 и
кредиту счета 62.
Не востребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается
с кредита счета 62 в дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" или 91
"Прочие доходы и расходы".
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем
или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по
каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно
обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным
документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не
оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок
поступления денежных средств по которым не наступил; векселям,
дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные
средства не поступили в срок.
3. Для синтетического учета реализации продукции собственного
производства, а также реализации товаров, приобретенный для
перепродажи открывается баланс «А-П» сч.62 «Расчеты с
покупателями и заказчиками».
По Д-ту счета отражается увеличение дебиторской задолженности или
уменьшение кредиторской в момент отгрузки продукции покупателю. По К-ту сч.
наоборот, уменьшение дебиторской или увеличение кредиторской задолженности
при поступление денежных средств на р/с или в кассу продавца. Остаток по Д-
ту показывает сумму дебиторской задолженности, а по К-ту кредиторской на
начало или конец отчетного периода.
Сч. 62 «А» по отгрузке
Сч.43
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 90 Д-т 50, 51
С-до кон
Сч. 62 «А» по оплате
Сч.43
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 43,40 Д-т 90
С-до кон
Сч. 62 «П» по предоплате
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 43,40 Д-т 90
С-до кон
Билет 32. Расчеты по претензиям
Предъявление претензии относится к досудебному порядку урегулирования
споров. В ней одна организация указывает другой на совершенные ею
неправильные действия (бездействие) или ошибки, в результате которых
ущемлены ее законные интересы. В претензии содержатся требования устранить
или добровольно исправить эти нарушения. Она должна предъявляться в
письменной форме за подписью руководителя организации (предпринимателя) или
его заместителя, если это предусмотрено законом или уставом организации.
Для учета различных расчетных отношений с другими предприятиями,
организациями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Для учета расчетов по претензиям, предъявленных вашей организацией
поставщикам, подрядчикам и иным организациям, следует открыть к счету 76
субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:
– поставщиком не соблюдены договорные обязательства;
– выявлена недостача поступивших от него ценностей;
– обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на
поставленные товары (работы, услуги).
На субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям" отражают расчеты по претензиям,
предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям,
а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и
неустойкам. В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по
вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и
других организаций с кредита следующих счетов:
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на суммы несоответствия цен и
тарифов, качества, арифметических ошибок и т. п. по уже оприходованным
ценностям;
20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и других
счетов учета затрат - за брак и потери, возникшие по вине поставщиков и
подрядчиков;
учета денежных средств и кредитов банка (51, 52, 66, 67 и др.) - по суммам,
ошибочно списанным со счетов организации;
91 "Прочие доходы и расходы" - по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым
с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за
несоблюдение договорных обязательств.
Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет
счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных
претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов,
с которых они были списаны на счет 76-2 (10, 20, 23, 60 и др.).
Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита
счетов учета денежных средств в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени,
штрафа или неустойки. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы
организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, и
пунктом 3 статьи 250 НК РФ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий
договоров признаются внереализационными доходами организации.
В учете они отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 91-1
– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и
признанные им или присужденные судом.
Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил
их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором
величин;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором
величин.
При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных
организаций недостача списывается так:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76-2
– списана недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором
величин.
Если суд вынес решение взыскать с поставщика эту недостачу, то в его учете
реализация недостающих ценностей сторнируется:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– сторнирована реализация недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 (43)
– сторнирована себестоимость недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– отражена предъявленная покупателем претензия;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51 (50, 52)
– погашена задолженность по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (43)
– списана себестоимость недостающих ценностей.
Билет 33. Учет расчетов с прочими кредиторами и дебиторами
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг
подрядчиками производится на основании заключённых между заказчиками
(покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В
договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей,
выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|