оценка платежеспособности и финансового состояния
Проводя аудиторскую проверку, аудитор должен проверить не только
состояние бухгалтерского учета, законность совершения финансово-
хозяйственных операций в проверяемой организации, но и качественно провести
анализ показателей ее финансовой деятельности. Целью анализа является
оценка финансовых результатов и финансового состояния организации в
анализируемом отчетном периоде и определение ее потенциала в предстоящей
перспективе. Анализ проводится по показателям бухгалтерской отчетности и
используются показатели бухгалтерского баланса и других форм отчетности, а
также данные других учетных регистров: главной книги, журналов-ордеров,
ведомостей и других форм. Финансовое состояние предприятия включает анализ
доходности и рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и
кредитоспособности, использования капитала. Финансово устойчивым является
такой экономический субъект, который за счет наличия собственных средств
может обеспечить покрытие средств, вложенных в активы предприятий, не
допуская неоправданных дебиторской и кредиторской задолженностей, и в
установленные сроки расплачивается с партнерами по своим обязательствам.
Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования
Аудиторы (фирмы), наряду с проведением аудиторских проверок, могут
оказывать экономическим субъектам, предпринимателям и физическим лицам
услуги в виде проведения консультаций по широкому кругу вопросов. При
проведении консультации в целях достижения наибольшего суммарного эффекта
аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умение
специалистов-универсалов и узких специалистов, их глубокие знания в
отдельных областях. При этом аудитор, проводящий консультацию, должен
обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом,
выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза,
разработки предложений для совершенствования финансово-хозяйственной
работы, общения с людьми, планирования изменений, помощи клиентам в
накоплении опыта.
Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность
консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления
желаемых изменений в организации-клиенте.
В экономической литературе можно найти множество различных путей
осуществления процесса консультирования (от 3 до 10 фаз). Рассмотрим
наиболее простую из них 5-ти фазную модель: подготовка, диагноз,
планирование действий, внедрение и завершение.
Таблица 1
Фазы процесса консультирования
|Фазы |Этапы в фазе |
|Подготовка |Первый контакт с клиентом |
| |Предварительный диагноз проблемы |
| |Планирование задания |
| |Предложения клиенту относительно задания |
| |Контракт на консультирование |
|Диагноз |Обнаружение фактов |
| |Анализ и синтез фактов |
| |Детальное изучение проблемы |
|Планирование |Выработка решений |
|действий |Оценка альтернативных вариантов |
| |Предложение клиенту |
| |Планирование осуществления решений |
|Внедрение |Помощь в осуществлении |
| |Корректирование предложений |
| |Обучение |
|Завершение |Оценка |
| |Конечный отчет |
| |Расчет по обязательствам |
| |Планы на будущее |
| |Заключительный контакт |
В конкретной ситуации в данной модели некоторые фазы могут быть
передвинуты, внедрение может начинаться до окончания планирования действий.
Консультант имеет в своем распоряжении разнообразные методы вмешательства,
способствующие изменениям в отдельных людях, группах, организациях.
Наиболее часто применяемыми методами являются:
. обучение и повышение квалификации;
. обучение действиями;
. планирование повышения эффективности работы предприятия;
. проведение собраний;
. инструктирование и рекомендации.
Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для
поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно,
несколько методов.
В процессе консультирования должен соблюдаться прогрессивный подход:
компетентность, использование знаний и опыта в интересах клиента,
беспристрастность и объективность в работе, конфиденциальность, выполнение
требований этического аспекта.
Практика проведения консультирования показывает, что наибольшее
количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с налоговым
законодательством, и особенно до начала начисления клиентом тех или иных
налогов. Консультирование по вопросам налогового планирования, аудитор
должен вначале хорошо изучить структуру и особенности хозяйственной
деятельности обратившегося за консультацией клиента. И только после такого
изучения на основе действующих нормативных документов по налогообложению,
оказать помощь в расчете налоговых платежей в стадии их планирования.
Консультирование по правовым вопросам
Оказывать такие услуги могут только аудиторские фирмы, в штате которых
имеются юристы-консультанты или юридические структурные подразделения.
Практика их работы показывает, что наибольшее количество консультаций
связано с взаимоотношениями предприятий с налоговыми органами; с
юридической защитой интересов предприятий на действия налоговых органов
после проведения ими проверки. Другими видами правовых консультаций
является консультирование по вопросам правового применения отдельных
положений ГК РФ, КЗОТ РФ и др. правовыми актами. Чтобы оказывать
консультационные услуги по правовым юридическим документам, аудиторские
фирмы должны располагать высококвалифицированными специалистами – юристами,
в совершенстве владеющими и умело пользующимися на практике особенностями
применения нормативных документов.
Консультирование правовой ответственности обработки данных
Наиболее быстро растущей областью консультативных услуг является помощь
в разработке пакетов программ в выборе и внедрении современных ПК.
Консультанты помогут внедрять новые системы и разрабатывать программы
обучения для служащих, вырабатывать и осуществлять политику поощрения
новаторства, использовать технику для снижения трудоемкости работ.
Консультанты обычно указывают, какие марки ПК наиболее надежны и
совместимы с поколением предыдущих моделей, могут рекомендовать недорогие и
апробированные программы, могут осуществлять обучение персонала, для чего
выбирают необходимые средства обучения и упражнения. Хотя аудиторские фирмы
по действующему законодательству, практически не несут ответственность (за
исключением, если таковая оговорена заключенным двусторонним договором),
неправильное консультирование заказчика и возникновение у него какой-либо
ответственности в результате допущения ошибки, отрицательно сказывается на
имидже аудиторской фирмы.
Технологические основы аудита
Начальная стадия аудиторской проверки
Договор на проведение аудиторской проверки юридически отражает и
фиксирует интересы сторон[4]. Однако, есть существенные отличия от
договоров, используемых в предпринимательстве. В нем присутствует интерес 3-
й стороны – пользователя информации – потенциального потребителя информации
о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического
субъекта. Аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и
перед заинтересованными пользователями при нанесении им ущерба в результате
некачественной проверки. Аудитору при составлении договора необходимо
стремиться правильно сформулировать потребности клиента и учесть
собственные интересы. Качество проведения аудиторской проверки,
бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от
четкости составления договора на проведение аудита.
Учитывая специфику аудита в России, следует в договоре на аудиторскую
проверку отразить возможность аудитора отказаться от выдачи аудиторского
заключения или определить сроки представления клиентом документов,
необходимых для проверки, поскольку часты случаи, когда клиенты приглашали
аудитора, а бухгалтерский отчет еще не готов к проверке, что очень
осложняет работу. Целесообразно для аудитора предусматривать в договоре
пункт, обязывающий клиента оказывать помощь аудитору в ходе проверки, также
выделять работников для оказания помощи при проведении инвентаризации,
предоставлять транспорт и гостиницы аудитору в случае необходимости его
выезда в командировку.
Планирование аудита
Программа проведения аудиторской проверки. Оценка системы внутреннего
контроля клиента, как критерий для планирования проверки.
Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять
аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в
финансовой отчетности клиента.
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным
причинам: это дает аудитору возможность получить достаточное количество
свидетельств о положении дел клиента, поможет удержать в разумных пределах
затраты на аудит и позволит избежать недоразумений с клиентом.
Задачи планирования аудита:
. установление этапов и сроков работы с клиентом;
. определение затрат;
. рациональное использование рабочего времени специалиста;
. подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с
клиентом;
. определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для
формирования аудиторского мнения;
. распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и
ответственности;
. создание условий для осуществления последовательного контроля за
аудитом;
. обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по
вопросам финансового планирования.
Планирование аудита состоит из 6 основных этапов:
1. Предварительное планирование.
2. Сбор общих сведений.
3. Сбор информации о правовых обязанностях клиента.
4. Оценка существенности аудиторского риска.
5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска
контроля.
6. Разработка общего плана аудита и программы аудита.
Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе
аудиторской работы; включает в себя принятие решения о согласии начать или
продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент
обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения
аудиторских обязанностей (формирование штатов), заключение договора с
клиентом, составление письменного обязательства перед клиентом.
Сбор общих сведений – общая информация о предприятии, необходимая от
того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности
отчетности. Основными источниками информации о предприятии являются:
. обсуждение с работниками управления, встречи с высшим руководством и
исполнительным персоналом, несвязанным с ведением учета, которое
позволит получить информацию «из первых рук»;
. посещение и осмотр основных участков, производственных единиц,
складов, которые предоставляют возможность убедиться в наличии и
сохранении активов, составить представление об условиях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|