p align="left">Лиды мягких новостей заинтересовывают читателя, стараются его заинтриговать и, кроме того, устанавливают более дружественный, свободный и непринужденный тон. Вот их некоторые варианты: 1.лид -- «временное умолчание» (о главных героях или причинах события). Происшествие передается в самых общих чертах, вызывая у читателя желание узнать недосказанное. (В необычайную ситуацию попал человек, признанный лучшим асом второй мировой войны...) 2.«сценический» лид («образный протокол»). Как бы мгновенный снимок интригующей сцены: «Труп лежал лицом вниз...»; 3.лид -- обращение: «Что, если бы премьером были Вы?» Одним словом, элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее «агрессивен», менее напорист и самоочевиден. Сегодня журналистские коллективы из-за повышенной конкуренции, из-за желания привлечь аудиторию пытаются уйти от простого предоставления новостей (мягких или жестких). Все чаще в СМИ появляются новые способы подачи новостей. К ним, например, относится инфотейнмент - разыгрывание новости. Другой метод подачи новостей - финишинг. Финишинг - это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д. 9. Информационные жанры в журналистике Информационные жанры - наиболее оперативные жанры, не требующие детального анализа. К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет. В учебнике А.А. Тертычного выделяются также информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Спорным считается и отнесение к информационным жанрам колонки, реплики и зарисовки. Наличие такого количества разногласий по данному вопросу может свидетельствовать лишь то, что информационные жанры развиваются, что тексты в этих жанрах являются очень популярными в современной прессе. Популярность информационных жанров легко объяснима: эти тексты интересны читательской аудитории. Ведь они отличаются современностью, своевременностью (ощущение важности оперативной подачи), емкостью, сжатостью, новизной. Не лишены они и такого важного признака для любого журналистского материала как социальная значимость. В любом тексте информационного жанра отмечается оперативность, наличие событийного повода, рассмотрение отдельного факта, явления. Нередко центром информационного материала сегодня становится сенсация. Часто журналисты стараются придать новости масштабности (например, цифра дается с разъяснением: показывается либо ее значимость, либо ее необычность). Еще одна современная примета информационных жанров - повышенное внимание к заголовку. Связано это с тем, что иногда в газете присутствует столько новостей, что читатель пробегает глазами только их заголовки, и если заголовок неинтересен, то дальше текст, вероятно, прочитан не будет. Стоит отметить, что у любого заголовка есть три основные функции: 1.номинативная - называет, вычленяет тему, проблему. 2.коммуникативная - должен информировать сообщать нечто. 3.рекламно-целевая - рекламирующий текст. Заголовки должны побудить в читателе интерес, желание ознакомиться с текстом, поэтому сейчас популярны афористичные заголовки, заголовки-цитата, заголовки-интрига, не теряют актуальности и более традиционные заголовки: заголовок-хроника, заголовок-резюме. Отметим, что заголовки свидетельствуют о концепции издания. Несмотря на некоторые общие признаки, каждый информационный жанр непохож на другой. Выбор жанра зависит от целеустановки автора, характера инфы и полученных сведений. При выборе заметки автор ставит перед собой задачу донести до читателей новую, актуальную для них, информацию, сжато и оперативно ответить на основные что? где? когда?. Если автор выбирает интервью или репортаж, то тогда при общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой инфы, а ее истолкование. Стоит отметить, что такая «аналитичность» этих информационных жанров не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Господствуют в отчете, репортаже и интервью повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Вкупе с заметкой отчет, репортаж и интервью позволяют создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни. 10. Система информационных жанров Информационные жанры - наиболее оперативные жанры, не требующие детального анализа. К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет. В учебнике А.А.Тертычного выделяются также информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Спорным считается и отнесение к информационным жанрам колонки, реплики и зарисовки. Наличие такого количества разногласий по данному вопросу может свидетельствовать лишь о том, что информационные жанры развиваются, что тексты в этих жанрах являются очень популярными в современной прессе. По сути содержание текста в информационном жанре должно содержать ответы на ряд стандартных вопросов (формула Квинтилиана): кто сделал? + что сделал? + где? + какими ср-вами? + зачем? + как? + когда? Ядро этих текстов -- новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт -- нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток инфы, удовлетворяющий запросы аудитории. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению: 1.оперативность; 2.релевантность -- соответствие интересам аудитории; 3.фактическая точность; 4.декодируемость -- понятность для аудитории сути сообщения; 5.краткость инфы. Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ -- заметка. Главное в заметки - лид, в котором формулируется и представляются основные факты события. Изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями -- цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной инфы. Автор заметки ограничен в выявлении собственного "я", на первый план в текстах такого рода -- в короткой хронике, в развернутом новостном сообщении -- выступает сообщение о факте. Однако автор и не безразличен к инфы -- он всегда ощущается и в отборе фактов, и в их группировке, и в изложении. Специфика репортажа и интервью в том, что в них при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает ее истолкование. Важно подчеркнуть: анализ, интервью и репортаже -- не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Репортаж -- один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи инфы с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент здесь -- отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Реконструкция события -- прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т. д. Специфика интервью заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты. Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника -- его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Разновидности интервью: информационное, проблемное, экспертное, интервью - мнение. Существуют также пограничные жанры, к ним можно отнести: колонку, реплику и зарисовку. Колонка, пограничный жанр между аналитическими и информационными жанрами, близка к комментарию. Жанр для нашей публицистики новый, пришедший из-за рубежа. Когда в конце 1980-х отечественная жур-ка все очевиднее стала приобретать авторский характер, колонка появилась и у нас: М. Соколов в "Коммерсанте", Л. Радзиховский в "Сегодня", А. Боссарт, А. Минкин, Стародум (Ст. Рассадин) в "Новой газете". Многие провинциальные газеты тоже обзавелись колонками. На Западе колонка обычно занимает до 200 строк. Объемы отечественных текстов этого жанра находятся в тех же пределах. Справедливости ради следует отметить, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник -- фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка, разумеется, носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Автор в колонке выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. В колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения -- смысловое ядро колонки. Колонка -- это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями. Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Итак, комментарий -- жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Колонка -- монолог публициста, предлагающего в свою оценку фактов и явлений действительности. Зарисовка и реплика, жанры пограничные с художественно-публицистическими. Так, некоторые исследователи называют реплику - младшей сестрой фельетона. Новость в реплике всегда носит отрицательный характер и именно эта черта новости и обсуждается. Структура реплики - инфа о негативном факте и мнение автора по этому поводу, плюс оценка значимости этой отрицательной черты для общества в целом. 11. Репортаж Репортаж - это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. В основе репортажа лежит событие в динамике, наглядное изображение действительности, причем это общественно-значимое событие развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Особенности жанра: оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активнодействующее авторское Я, которое помогает создавать эффект присутствия. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события - прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа - не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. Для появления репортажа должен быть событийный повод. Журналист фиксирует впечатления, реплики, фрагменты портрета, передает ощущения увиденного. Логично выстроенная цепочка событий в их последовательности и детальности подробно создает наглядность и убеждает в достоверности. Таким образом, задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся). Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый - изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|