p align="left">Типология и направление рекреативной журналистики: пресса субкультур, любительских объединений, спортивная жур-ка, музыкальная жур-ка. Гендерный подход к рекреативной журналистике - женская и мужская пресса. Развлекательная, или, как ее традиционно называют, рекреативная (от лат. recreatio - восстановление) функция СМИ. (по Цвику)/Рекреация - отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. Функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать - это работа. Появление в газете произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов - развлечение. многочисленные развлекательные программы - отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от “Поля чудес” до “Любви с первого взгляда”, работа ведущего требует журналистских навыков.В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, постольку рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Даже “Поле чудес” имеет некий познавательный оттенок. А сколько полезного и интересного можно узнать из развлекательной телеигры второго канала “Колесо истории”, которую ведет тот же Л. Якубович. Чрезвычайно важно, когда функция развлечения “перетекает” в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма “Российские университеты”, которые целиком посвящены соответствующей тематике. Во многих газетах на последних полосах располагаются материалы призванные удовлетворить досуговые потребности читателя. Это и кроссворды, сканворды, анекдоты (особенно в массовых «Мир новостей», «Комсомольская правда») и гороскопы, прогнозы погоды, ТВ программы («Известия»). Типология и направления рекреативной журналистики: пресса субкультур, любительских объединений; спортивная журналистика, музыкальная журналистика, филожурналистика, «женская» и мужская» журналистика. Развлекательная юмористическая пресса. Бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций. Тема фантастики, приключений и путешествий. Эзотерическая пресса. Еженедельники - обозрения товаров и услуг. Сервисная пресса - служба знакомств. Справочно-рекомендательные издания. Издания-телегиды. Глянцевые журналы, «желтая» пресса.Примеры федерального ТВ: “Голубой огонек”, “КВН” и др. телеигры. Спортивные матчи. СТС: «История в деталях», «Кино в деталях». Программа «Хочу верить!» - рассказывает о тайнах и загадках планеты Земля - новое о хорошо известных фактах и необычное в трактовке знакомых исторических дат. Идея создания принадлежит Вячеславу Муругову и продюсеру телеканала СТС - Борису Корчевникову. ТНТ - космополитэн. Примеры печати Пермь: Журнальный бум начался в Перми примерно в 2001 году, кода рекламные глянцевые журналы появлялись один за другим. Их и сегодня существует не мало: «Я покупаю», «То, что надо», «Досуг», «Выбирай», «Ключ» и т.д. Однако у них есть очень большой недостаток, они практически однотипны, нет никакой специфики. «Банзай» - посвящен (тематика): оружие, информация о новом кино, реклама машин, новости музыки, реклама одежды, новые книги, задача показать успешных бизнесменов (действующие лица журнала: управляющий ТРК Столица, начальники отдела продаж и т.д), нет аналитических материалов, журнал рекламный, информационный, попытка сделать язык более простым, информативным, возможно интересная мужчинам: киллеры, семейные трусы 10 за и 10 пиво, как сделать пиво в домашних условиях., выходит а Новосибе, Уфе, Чилябинске, Тюмени, Казани ит.д. Общий тираж 79 тыс. экз. «Каприз» - тираж 5 тыс.экз., мода, косметика, дамские авто, фитнес - все это рекламнык материалы, рубрики: рассказ, бизнес - леди (материалы, посвященные бизнесу), каприз - коллекция (новые книги - рекламодатель «Книгомир»; музыка), косметолог, косметичка, тесты, событие месяца. Мини «Космо», даже верстка напоминает, + «Караван историй», проект маскарад, история любви известного человека, но журнал заметно изменился в лучшую сторону, по объему, количеству освещаемых тем, новые проекты (маскарад - серия тематических фото) стало больше рекламы - дела идут хорошо. «Хронометр», «АиФ Прикамье» - Рубрика «Спорт», Рубрика «Досуг» (Елена Мокрушина, Любовь Соколова), «Московский Комсомолец в Перми» (очень много рубрик), издания «Советский спорт», «Советский спорт. Футбол». Газета «Телесемь», «Телегид». Региональный выпуск «Комсомольской правды»: Рубрика «Спорт Пермь» (Дмитрий Енцов). Региональный выпуск газеты «Жизнь» и др. 43. Информационные агентства в системе российских СМИ Информационные агентства -- специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция -- снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей. Информационные выпуски агентств отличаются тематикой (общеновостные и специальные -- политическая лента, экономическая, спортивная, международная и т.д.), объемом (измеряется количеством сообщений или страниц, сейчас часто в килобайтах), периодичностью (непрерывно поступающие сообщения, количество выпусков в день, неделю, месяц), способом передачи (по электронным телекоммуникационным каналам, спутниковой связи, электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой), формой (в электронном или печатном виде: бюллетени, вестники, готовые для эфира сообщения, мультимедийная продукция и т.п.), ориентацией на отдельные группы потребителей (на общенациональные и региональные СМИ, электронную прессу, органы власти, учреждения, коммерческие организации и т.д.). Количество и характер информационных продуктов не являются постоянной величиной. Они регулярно изменяются в зависимости от запросов потребителя. Их изучением и определением приоритетов информационной политики занимаются экспертно-аналитические службы. Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные требования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник инфы; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Из других жанров используются комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет (преимущественно в тематических вестниках и бюллетенях, в заказных материалах и других аналитических выпусках). Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы. Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной инфы. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти. Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-нибудь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. Непривычно звучали их названия - «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-пресс», «СИА», «Харьков-новости», «БИС», «МГ» и др. Организацию их взяли на себя профессиональные журналисты, имевшие опыт работы в центральной прессе. Среди информационных агентств России, пользующихся доверием в журналистской среде, также РИА, Интерфакс, Постфактум. РИА, образованное на базе Агентства Печати «Новости» и Российского информационного агентства, выпускает, как и ИТАР-ТАСС, не только большой объем оперативной и аналитической продукции, но и занимается проблемами маркетинга, реализует свои коммерческие устремления на информационном рынке. РИА имеет свои представительства в 60 странах мира. Крупнейшим негосударственным информационным агентством России стал Постфактум. Созданный в пору активизации общедемократического движения, он с осени 1992 г. вступил в новый этап своей деятельности, сосредоточив свои усилия на освещении событий, происходивших в регионах России и странах СНГ. У агентства более 100 собственных корреспондентов на местах, что позволяет ему работать круглосуточно и каждые полчаса передавать сводку новостей. В течение дня «Постфактум» передает до 150 информационных сообщений, а также дважды в день - сводки экономических новостей. С начала 90-х гг. в деятельности информационных агентств и, в том числе, «Постфактума», наметилась тенденция к дифференциации проблематики новостей. Так, он стал выпускать еженедельники, содержавшие экономическую информацию, новости авиастроения и космонавтики, экологии, культуры, а также военный и экологический вестники, представлявшие собой информационно-аналитические издания. Развитие специализации в деятельности многих информационных агентств объяснялось экономическими трудностями, в которых оказались потребители инфы, необходимостью удовлетворить интересы аудитории, растущим объемом информационного потока. Так, в частности, появились агентства, специализировавшиеся на экономической инфы - Агентство Экономических Новостей (АЭН), Секейт-пресс, Пал-информ, МАФИ. Сеть информационных агентств расширялась и за счет того, что их организаторами выступали коллективы газет: при «Независимой газете» было создано информационное агентство «НЕГА», при «Комсомольской правде» - «6 этаж», ставшее затем «Новой ежедневной газетой», при газете «Сегодня» - «Агентство деловых сообщений». Свое собственное информационно агентство создала и радиостанция «Эхо Москвы» и т.д. Информационное агентство «Интерфакс» было организовано в сентябре 1989 г., когда в стране существовало уже несколько негосударственных агентств, в частности, «Постфактум», «Студинфо» и др. Практически меньше чем за год «Интерфакс» по достоверности инфы и ее тематическому спектру вышел на первое место среди негосударственных агентств, а в бизнес-инфы обошел и ТАСС. Колыбелью «Интерфакса» стал отдел инфы студии иновещания Гостелерадио, который за счет продажи инфы на внешний рынок сумел отделиться в самостоятельную структуру, уделив большое внимание организации отдела политики и службы бизнес-инфы. Из других агентств большим авторитетом у подписчиков пользовался экономический отдел «Постфактум». Но вскоре он влился в структуру издательского дома «Коммерсанта» и стал основным поставщиком инфы для его изданий. С начала 90-х гг. экономическая инфа агентства «Интерфакс» среди иностранных деловых кругов и бизнес-изданий котировалась выше, чем подобного же рода сообщения всех других агентств страны, включая ИТАР-ТАСС. Кроме ежедневного экономического обзора «Интерфакс» выпускал пять еженедельных специализированных изданий для иностранных и российских промышленных и торговых фирм и финансовых структур. Помимо ежедневного выпуска экономических новостей и специализированных бизнес-изданий агентство четыре раза в сутки, не считая экспресс-выпусков, распространяло блок политических новостей «Интерфакс Ньюс» и около десяти специализированных изданий по законодательству, дипломатии, социологии, статистике и другим вопросам. В конце 80-х - начале 90-х г. появлялись новые информационные агентства и на местах: «Сибинформ», «Урал-акцепт», «Урал-Советы» и др. Региональные агентства представляли собой объединения местных журналистов. Используя свой профессиональный опыт и деловые контакты, они взялись за сбор и распространение инфы, удовлетворявшей запросы не только местных структур средств массовой инфы, но и более высокого уровня. 44. Первые европейские газеты Развитие и распространение мировой печати началось с Германии, где житель Майнца Иоганн Гутенберг в 1450 г. изобрел типографский станок и напечатал на нем латинскую Библию. Несмотря на то, что в таких странах, как Италия и Голландия, первые попытки издания новостей предпринимались раньше, чем в Англии и во Франции, регулярно издающиеся газеты появились здесь позже, и жур-ка развивалась медленнее. Это связано с экономическим развитием этих стран, а также с тем обстоятельством, что они долгие годы находились в политической зависимости от иностранных держав. Италия была зависимой слаборазвитой раздробленной страной с высоким уровнем неграмотности населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|