p align="left"> Нарушение закона тождества; не понятно о чем хотел рассказать автор, в двух абзацах несколько тем и нет переходов от одной темы к другой. Закон противоречия состоит в том, что не могут быть одновременно истинны два про-тивоположных суждения об одном и том же предмете, взятых в од-ном и том же отношении в одно и то же время. Формулировка «в од-ном и том же отношении» означает, что предмет характеризуется с одной точки зрения. Оговорка «в одно и то же время» введена в фор-мулировку закона в связи с тем, что со временем ситуация может ме-няться и истинное ранее становится ложным. Этот закон известен со времён Аристотеля, сформулировав-шего его так: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, не-достаточная осведомлённость, наконец, разного рода субъектив-ные причины и намерения автора. Закон противоречия имеет силу во всех областях знания и практики. Нарушения его обычно вызывают самую непосредст-венную и резкую реакцию читателей. Например: «В конце мероприятия ребятам была дана воз-можность высказать свое мнение об акции. Многие из них понимают, что есть множество способов весе-ло и полезно провести вре-мя, исключив употребле-ние алкоголя и сигарет. И часто вредные привычки возникают «от нечего де-лать», «за компанию». Но существуют различные спортивные клубы, кружки, общественные молодеж-ные объединения, где можно найти друзей, для которых совершенно не нужно, чтобы их друг упот-реблял спиртное или курил. К сожалению, совре-менная молодежь этого не понимает. По этой причине важно, чтобы волон-терское движение разви-валось и приобретало массовый характер». (ПВ, 17.08.2007. - С. 2) Нарушение закона противоречия. В первом абзаце молодежь понимает, а во втором уже нет. Редактор должен провести тщательный анализ текста в целом, чтобы выделить противоположные по мысли пары высказываний, выявить и сформулировать противоречия. Знание закона противо-речия нужно редактору не только для оценки чужого материала. Требуя от автора непротиворечивости суждений, он в своих реко-мендациях обязан строго следовать этому закону, помня о том, что анализ не допускает логической противоречивости. Закон исключенного третьего гласит: из двух противоположных суждений об одном и том же предмете, взятых одновременно в одном и том же отношении, одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями. Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мыс-ли, служит основанием для выбора истинного суждения. Точность подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости из-ложения, позволяют достичь последовательности развития мысли. Непременное условие соблюдения третьего закона логики - сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исклю-чать друг друга. Когда автор очерка о лётчике пишет: «Человек на земле может быть и мягким, и деликатным, а в полёте - соб-ранным, волевым», он нарушает этот закон. Перечисляемые каче-ства характера не исключают друг друга. Например: «Шум вокруг романа В. Сорокина «Идущим вмес-те» такой, что писатель, вероятно, автоматичес-ки попадет в мировую сокровищницу русской ли-тературы» содержит именно такие противоречивые тезисы: сокровищница мировая -- сокровищница рус-ской литературы. Третий закон логического мышления важен для редактора и как инструмент при профессиональной оценки текста: отвергая один вариант текста, принимая другой, редактор опирается на этот закон. Закон достаточного основания утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. При его соблюде-нии все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.) В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Четвёртый закон формулирует это требование в наиболее общем виде. Достаточность основания истинности суждений в каждом конкретном случае - предмет рассмотрения специальных наук, логическая обоснованность - необходимое качество каждого журналистского выступления. Как уже отмечалось выше, законы логики в тексте могут нарушаться - сознательное отступление от логических норм может быть ис-пользовано в целях языковой игры: Пенсия у меня хорошая, но ма-ленькая. Однако это возможно только при условии, что у читателя не возникает побочных неуместных ассоциаций, не затруднена интер-претация текста, а нарушение логики изложения делает произведе-ние более экспрессивным, помогает уйти от шаблона или сосредото-чивает внимание читателя на нужном автору фрагменте. «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня» «Нравится одевать сказочных героев к Ново-му году и другим праздникам», - делится Ольга Алексеевна. Во время ра-боты сами костюмеры вживаются в роль, в образ. Иногда бывает и так, что по каким-либо причинам ак-тер не приходит на выступ-ление. Так, одной из моих собеседниц пришлось за-менить исполнителя и сыг-рать роль черепахи Тортиллы. Вот такая это не про-стая, но в то же время ин-тересная и редкая про-фессия - костюмер». (ПВ, 30.03.2007. - С. 8) В данном примере вывод ошибочный, не соответствует заглавию. Во всех остальных случаях нарушение логических норм станет основой логических ошибок. Логические ошибки, связанные с нарушением законов формальной логики - уровень макроредактирования, т.е. они чаще всего выявляются на уровне большого фрагмента текста. 1.2. Единицы и процедуры логического анализа текста Анализ логической основы любого текста заключается в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом основных его смысловых единиц. Они относятся к разным уровням смысловой и синтаксической структуры речевого произведения. В пособии под редакцией проф. В. И. Максимова выделяются логическое имя, или понятие, - мысль, в которой обобщаются и выделяют-ся предметы по их существенным признакам (в речи понятию может соответствовать слово, словосочетание, а иногда и предложение); суждение - мысль, в которой утверждается или отрицается су-ществование предмета, его свойство или отношения между предме-тами (в речи суждению может соответствовать предложение или, если суждение представлено в свернутом виде, словосочетание); ло-гические связки - служебные слова языка, фиксирующие определенный тип смысловых отношений между понятиями и суж-дениями. Таким образом, понятия, суждения и связки - это простейшие единицы логического анализа текста, его основа. Однако их выявление требует некоторых навыков, поскольку единицы мышления и единицы речи, в которых они выражены, не все-гда совпадают. В одном предложении - основной син-таксической единице речи - может быть в свернутом виде заключено несколько суждений - основных смысловых, логических единиц. Так, в одном простом предложении Склоняется мерцающий и светящийся диск солнца заключено три суждения: одно выражено грамматической основой диск склоняется, второе и третье - словосочетаниями с определениями: светящийся диск и мерцающий диск. Именно сопоставление этих свернутых суждений позволяет выя-вить логическое противоречие. За простым с точки зрения синтаксиса предложением: Быть хоро-шо одетым - значит иметь успех в бизнесе - скрывается логическая связь, выражаемая союзом если... то. Приведение этого предложения к более естественному, с точки зрения логики, виду: Если ты хорошо одет, то, значит, ты имеешь успех в бизнесе - выявляет несоответст-вие такого суждения реальному положению дел. Верно и другое: далеко не все члены предложения бывают реаль-но необходимы в анализе логической основы текста. И тогда, чтобы обнажить ее, надо отвлечься от малозначимых подробностей. Предметом логического анализа являются также единицы надфразового уровня - фрагменты текста, которые выделя-ются в речи на основе ее смыслового единства, обще-го способа изложения, многочисленных межфразовых связей, нако-нец, композиционного чтения. Проследим методику логического анализа на нескольких про-стейших примерах. Первый этап - выделение основных логических единиц текста (имен, суждений и связок) и при необходимости при-ведение суждений к возможно более простой форме. Второй этап - соотнесение логических единиц между собой и с контекстом в узком смысле слова - с темой текста. Например: Самое популярное женское имя в Москве Настя. На каждую тысячу новорожденных девочек появляется в среднем 100 Ана-стасий. Это имя стабильно держит первенство уже пять лет подряд. Не менее популярны Анна, Мария и Екатерина. Сопоставление выде-ленных суждений выявляет неправомерность одного из них: должно быть чуть менее популярны. Авторы пособия под редакцией В. И. Максимова отмечают, что оценивая правомерность логических связок, следует иметь в виду, что их употребление может отражать различные точки зрения на явления, и если эти точки зрения не противоречат действительно-сти, то они правомерны. Например, в заголовке Холеры нет, зато ме-нингит наступает связка зато, обозначающая явление, компенсиру-ющее какое-то другое и оцениваемое обычно как позитивное, может показаться неправомерной (что же хорошего в менингите?). Однако в данном контексте, если по-смотреть на явления с точки зрения медиков и журналистов это - злая ирония. Выделение логических связок требует повышенного внимания начинающего редактора, поскольку в языке существует несколько способов их выражения, и понятия «синтаксическая связка», т. е. в первую очередь союз, и «логическая связка» не совпадают. Помимо всевозможных сочинительных и подчинительных союзов к катего-рии связок относятся любые вводные слова. Они выполняют функ-ции либо текстообразующие - обозначают смысловые отношения между мыслями (во-первых, а стало быть, напротив и др.), либо мо-дальные - обозначают различные оттенки авторского отношения к содержанию и оформлению речи (по мнению многих, может быть, к счастью, мягко говоря и др.). К связкам относятся различные части-цы (даже, только, именно и др.), предлоги обстоятельственных зна-чений (благодаря, несмотря на, вопреки, при и др.) и, наконец, знаки препинания, поскольку к функции последних также относится пере-дача смысловых и грамматических отношений частей высказывания. По способу выражения логического значения все связки делятся на эксплицитные - их смысл однозначно передается словом или знаком, и имплицитные, неявные, - их смысл выводится из соотношения логических единиц, соединенных ими. Так, к эксп-лицитным связкам В. И. Максимов относит союз потому что и знак двоето-чия - первый имеет единственное значение причины, а второй - единственное значение комментария вышесказанного. А к импли-цитным связкам он предлагает отнести союз и и точку, запятую, точку с запятой в силу их многозначности. Ошибки допускаются в употреблении обоих типов связок, но, анализируя имплицитные связки, редактор должен обратить внимание не только на правомерность употребления (наличие в кругу язы-ковых значений обнаруженного в тексте), но и на то, чтобы их пер-вая интерпретация была правильной, иначе могут возникнуть смысловые неясности. Таким образом, на логические качества текста влияет и неточность словоупотребления, алогизмы, подмена понятия, неоправдан-ное его расширение или сужение, смешение родовых и ви-довых категорий, отвлечённых и конкретных понятий. Все это должен замечать литературный редактор, давая оценку использо-ванию автором лексических средств. На синтаксическом уров-не выявляется такая логико-стилистическая ошибка, как несоответствие посылки следствию. Литературная обработка рукописи обращает редактора к оценке языковых средств на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. При литературном редактирова-нии важно не только заметить речевую ошибку, но и дать ей точное определение, прежде чем предложить автору различ-ные варианты стилистической правки текста. Для стилистического анализа всевозможных нарушений литературно-язы-ковой нормы редактор обязан применять специальную тер-минологию, хорошо знать типологию речевых ошибок, принятую в практической стилистике. При литературном редактировании следует соблюдать объективность в оценке тех или иных языковых явлений, чтобы субъективно-эмоциональные моменты не подавляли объек-тивно-логических критериев в отношении к тексту. Редактор должен опираться на научное исследование рукописи, а не на ее эмоциональное восприятие. Методика литературного редактирования учит тому, как избегать вкусовой правки тек-ста, как работать с ним, поэтапно решая различные пробле-мы, связанные с несовершенством рукописи, какие виды правки следует применять в каждом конкретном случае.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|