реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Литературно-библиографическая информация в СМИ

реферат
p align="left">Наиболее близки к ЛБИ обзорные статьи. Главное отличие литературно-критического обзора состоит в выполняемых им функциях. Он представляет собой совокупность конкретных критических анализов, содействующих развитию художественной литературы, критики и литературоведения. Обзор может содержать идеи и наблюдения. В формах обзора нет жёсткости, структура его весьма подвижна.

Главная цель библиографического обзора - способствовать распознаванию любой из включённых в обзор книг, оказывать воздействие на читательский интерес, играть ориентировочную роль при выборе книги. Нет абсолютной точности деления литературно-критических и библиографических обзоров. Они адресованы и различным категориям читателей, и каждому читателю отдельно, призваны удовлетворить потребности читателей в художественно-культурных ценностях, пробудить, формировать их.

В системе информационных коммуникаций наиболее близка к литературно-критическим жанрам вторичная научная информация - реферат, обзор.

Реферат и обзор вторичной научной информации точно соответствует смысловому содержанию литературно-критических и литературоведческих работ. Их тематика, насыщенность и глубина содержания, суть отобранных данных, читательская направленность находятся в полной зависимости от темы, содержания и читательского адреса оригинала. По мере изложения, доказательности, обстоятельности и убедительности реферат и обзор не могут заменить ни оценочной рецензии, ни обзорной статьи, т.к. они содержат новые аргументированные литературно-критические, публицистические суждения. Именно здесь и проходит граница между литературной критикой, литературоведением и вторичной научной информацией.

Разграничивая вторичную научную информацию и БИ, важно, что при оценочном отборе материала и его характеристик, они руководствуются информационной полнотой, оперативностью и дифференцированным распространением сведений о наиболее ценных источниках. Прямая взаимозависимость научной информации и БИ - важный фактор развития вторичной информации в целом.

БИ - это разновидность вторичной информации, а ЛБИ - подсистема отраслевой БИ. Она не создаёт нового научного знания, а способствует информационному документальному поиску, распространению и пропаганде уже накопленного наукой литературного знания. Качественная оценка истинности, полезности и новизны литературно-художественной информации осуществляется эстетикой, критикой и литературоведением.

ЛБИ обладает признаками, которыми наделены массовые и научные коммуникации. Родовые признаки массовой коммуникации несёт в себе, прежде всего, рекомендательная БИ. Главный круг задач этой информации - инициативное участие в социально-коммуникативных процессах, активная передача «материализованного» знания в обществе.

С помощью рекомендательной библиографии распространяется литературная информация (литературные знания, духовные ценности, эстетическая культура, моральные нормы). В ЛБИ имеются элементы структуры, помогающие переработать информацию одного порядка (эстетическую), имеющую содержание какого-либо документа, в информацию другого порядка (логическую).

В системе документальных коммуникаций ЛБИ выполняет некоторое ориентировочное, нацеливающее и направляющее воздействие на характер и содержание литературоведческих исследований.

ЛБИ - важный компонент и результат самых различных видов человеческой деятельности, действующая в самых разных каналах, концентрируется и образует источники 4 основных видов: специальные, комплексные, синтетические и косвенные (55, с.59-70).

Специальные источники - это пособия литературной библиографии, текущие и ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие определённые разделы отраслевого документального массива в соответствии с библиографическими запросами читателей. Целенаправленно создаваемые для решения определённого круга поисковых задач литературно-библиографического пособия, становятся центральными источниками для различных разысканий, выполнения справок, руководства чтением.

Комплексные источники - библиографические пособия, в которых ЛБИ объединяется с БИ по другим отраслям знаний или другими (небиблиографическими) видами информации. Это указатели литературы универсального охвата, проблемно-тематического пособия межотраслевого характера. Комплексными источниками, объединяющими научную литературоведческую и литературно-библиографическую информацию, являются списки литературы в приложении к диссертациям, монографиям, статьям в журнале. Библиографическое оснащение отраслевых энциклопедий и словарей - пример объединения фактографической и библиографической информации. Списки литературы, включённые в учебные и методические пособия - пример слияния учебной и библиографической информации. Они широко применяются в поисковой деятельности, потому что существенно дополняют систему специальных пособий.

Синтетические источники - работы, где научная литературоведческая и литературно-критическая информация представлена в единстве с библиографической. К таким источникам относятся историографические труды, в которых прослеживается история исследования определённой литературоведческой проблемы, историографические и аналитико-синтетические обзоры, посвящённые новейшей литературе, материалы научной критики - заметки о книгах, близкие к аннотации, рецензии и критические обзоры, обозрения. Синтез научной и библиографической информации имеет место и в работах представителей определённых жанров (направлений) литературоведческих исследований.

Распространённость синтетических жанров в литературоведении, литературной критики и литературной библиографии позволяет использовать их как источника БИ, поскольку каждый такой источник (литературно-критический обзор новых произведений, исследование истории перевода литературного шедевра на иностранный язык, истории его восприятия за рубежом) является уникальной частью отраслевого документального массива, библиографические данные в котором дополнены оценкой и анализом.

Синтетические источники используются и в профессиональном и в непрофессиональном поиске.

Косвенные источники - помогающие в решении определённых, наиболее творческих задач весьма разнообразны. Они не содержат в явном виде БИ, а если да - то во фрагментарном виде, но дают косвенный информационно-библиографический эффект. Например, статьи, опубликованные в периодике (интервью с писателем, репортаж о событии литературной жизни, рецензия на спектакль или экранизация произведения писателя, публикации библиографических писем, воспоминаний и т.д.) могут не содержать никаких библиографических ссылок на публикации произведений, но косвенным способом дать толчок к поиску информации, либо стать стимулом для возникновения читательского интереса и выбора. Косвенные источники помогают решить те или иные поисковые задачи: такие, как от факта участия писателя в работе журнала, его переводческой или научной деятельности и т.д., могут потом строится долгосрочные стратегии.

В качестве косвенных источников используются самые разнообразные материалы и издания: адресные книги, памятные и справочные книги различных губерний и областей, переписка и мемуары. Личная эрудиция библиографа - тоже может стать своеобразным источником. Таким же источником может служить и профессиональная память библиотекаря.

Специальные, комплексные, синтетические, а также косвенные источники помогают эффективной профессиональной поисковой деятельности библиографа, непрофессиональной поисковой деятельности литературоведов, критиков и других специалистов, а также широких кругов любителей литературы.

2. Литературно-библиографическая информация в СМИ

2.1 Литературно-библиографическая информация в периодической печати

По значимости, оперативности, востребованности пользователями периодика занимает в библиотеке первое место. Имея в своём распоряжении достаточно широкий круг периодических изданий, работники библиотеки могут удовлетворять разнообразные информационные запросы читателей даже в условии тотального дефицита средств на комплектование фонда литературой.

Среди периодических изданий, выходящих в нашей стране, большое место занимают литературные журналы и газеты. Сложившаяся в настоящее время система периодических изданий по художественной литературе, литературоведению и критике представляет собой совокупность различных по своему конкретному содержанию, читательскому и целевому назначению журналов и газет.

Большую роль в освещении насущных вопросов развития и состояния художественной литературы и литературоведения, в информации о событиях литературной жизни играют центральные литературные газеты. К ним относятся такие издания, как «Книжное обозрение», «Литературная газета», «Литературная Россия» и др., из новых газет «Книжная витрина»; неспециализированные газетные издания «Общая газета», «Российская газета», «Труд» и др., а также местные газеты.

Мы рассматриваем эти газеты, потому что именно они являются наиболее яркими, массовыми библиографическими и литературными периодическими изданиями. Целевое и читательское назначение этих изданий различны, но общее между ними заключается в регулярности выхода, в хорошем художественном оформлении, в наличии разделов и рубрик, объединяющих сведения о произведениях литературы и другую информацию. На страницах этих газет дебютируют молодые авторы, печатаются уже признанные мастера художественного слова, даётся публицистический и критический материал по художественной литературе и литературоведению.

Газета «Книжное обозрение» выходит с 5 мая 1966 года, учредитель газеты - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникаций. Это еженедельная газета, содержащая обширный материал о различных произведениях печати, выпускаемых как уже известными крупнейшими издательствами, так и вновь появившимися, такими, как «Вагриус», «Олма-Пресс», «ЭКСМО-Пресс», «Фаир-пресс».

Газета открывает страницы ранее неведомой политической истории - российской и мировой; первые опыты серьёзной работы с массовой художественной литературой, знакомит издателей друг с другом и читателя со всеми ними.

«Книжное обозрение» служило и служит надёжным источником информации обо всех изданиях, вышедших из печати. Во вкладке «PRO» существует рубрика «Сигнальный экземпляр». Благодаря этой рубрике, где есть раздел «Художественная литература», у читателей появилась возможность узнать, что издаётся в этом направлении (приложение 1).

В список включены отдельные издания и сборники произведений писателей разных народов и стран (художественная литература народов России; детская литература, зарубежная художественная литература), вышедшие за неделю.

«Сигнальный экземпляр» удобен тем, что оперативно оповещает читателей о новинках литературы.

«Сигнальный экземпляр» с библиографической точки зрения занимает центральное место в газете. Принцип расположения материала позволяет читателям быстро находить сведения о книгах по интересующей их отрасли или теме. Библиографические описания в необходимых случаях дополняются краткими аннотациями.

Чтобы облегчить использование газеты в работе с читателями, раздел «Сигнальный экземпляр» печатается на специальных полосах, которые можно вынимать и подшивать отдельно.

Многим читателям нравится рубрика «Выбор редакции» (приложение 2). Сейчас выходит столько новых книг, что хочется иметь что-то наподобие компаса в этом книжном океане. В выпуске рубрики предложены семь книг, которые, по мнению редакции, могут представлять наибольший интерес для читателя. Это различные произведения художественной литературы , альманахи, очерки, серии «ЖЗЛ», художественные произведения исторической тематики.

Думается, что здесь не обязательно делать полное библиографическое описание; главная цель - дать, хотя бы краткое, представление читателю о книге и о произведении. Это и сделано в аннотациях к ним.

Рубрика «Выбор редакции» имеет своё постоянное место в газете - 2 и 3 страницы - что очень удобно для читателей, и печатается из номера в номер.

«Книжное обозрение» печатает отзывы и рецензии на произведения. Порой это удачные, а порой слишком «сухие» рецензии.

На наш взгляд, не очень удачны рецензии на произведения Х.Л. Борхеса и Биой Касареса. Рецензии даёт В. Малеев «Биорхес и злой паук» (приложение 3). Это «сухая» рецензия, где даётся отрицательная характеристика произведениям. И кроме фразы «Что это? …Блестящая литература? Никаких в этом сомнений», нет ничего, что могло бы вызвать интерес читателя к этим книгам.

А вот рецензия К. Галстян «Метафизика жёлтой подлодки» (приложение 4) вызывает интерес читателя к Иосифу Бродскому как личности, о которой мы всё-таки мало ещё знаем, и к его книгам. Рецензент пытается показать нам многогранность личности И. Бродского, его интерес к мировой поэзии. К. Галстян пишет, что «…благодаря двум новым книгам лишний раз осознаёшь, что Бродский и Оден, Бродский и Кафавис, Бродский и античность - всё это части одной темы «Бродский и мир», без изучения которой нам к великому поэту по- настоящему не приблизиться».

Поэтому хочется открыть эти книги, чтобы «по-настоящему приблизиться к великому поэту».

И всё же ответ на гамлетовский вопрос «быть или не быть», т.е. «читать или не читать» каждый читатель задаёт себе сам, т.к. выбор остаётся за ним.

А для того, чтобы вызвать наибольший интерес читателя, «Книжное обозрение» могло бы печатать полемические, скандальные статьи, статьи с игровыми элементами. Может даже «сталкивать» писателей на своих страницах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.