p align="left">Наиболее близки к ЛБИ обзорные статьи. Главное отличие литературно-критического обзора состоит в выполняемых им функциях. Он представляет собой совокупность конкретных критических анализов, содействующих развитию художественной литературы, критики и литературоведения. Обзор может содержать идеи и наблюдения. В формах обзора нет жёсткости, структура его весьма подвижна. Главная цель библиографического обзора - способствовать распознаванию любой из включённых в обзор книг, оказывать воздействие на читательский интерес, играть ориентировочную роль при выборе книги. Нет абсолютной точности деления литературно-критических и библиографических обзоров. Они адресованы и различным категориям читателей, и каждому читателю отдельно, призваны удовлетворить потребности читателей в художественно-культурных ценностях, пробудить, формировать их. В системе информационных коммуникаций наиболее близка к литературно-критическим жанрам вторичная научная информация - реферат, обзор. Реферат и обзор вторичной научной информации точно соответствует смысловому содержанию литературно-критических и литературоведческих работ. Их тематика, насыщенность и глубина содержания, суть отобранных данных, читательская направленность находятся в полной зависимости от темы, содержания и читательского адреса оригинала. По мере изложения, доказательности, обстоятельности и убедительности реферат и обзор не могут заменить ни оценочной рецензии, ни обзорной статьи, т.к. они содержат новые аргументированные литературно-критические, публицистические суждения. Именно здесь и проходит граница между литературной критикой, литературоведением и вторичной научной информацией. Разграничивая вторичную научную информацию и БИ, важно, что при оценочном отборе материала и его характеристик, они руководствуются информационной полнотой, оперативностью и дифференцированным распространением сведений о наиболее ценных источниках. Прямая взаимозависимость научной информации и БИ - важный фактор развития вторичной информации в целом. БИ - это разновидность вторичной информации, а ЛБИ - подсистема отраслевой БИ. Она не создаёт нового научного знания, а способствует информационному документальному поиску, распространению и пропаганде уже накопленного наукой литературного знания. Качественная оценка истинности, полезности и новизны литературно-художественной информации осуществляется эстетикой, критикой и литературоведением. ЛБИ обладает признаками, которыми наделены массовые и научные коммуникации. Родовые признаки массовой коммуникации несёт в себе, прежде всего, рекомендательная БИ. Главный круг задач этой информации - инициативное участие в социально-коммуникативных процессах, активная передача «материализованного» знания в обществе. С помощью рекомендательной библиографии распространяется литературная информация (литературные знания, духовные ценности, эстетическая культура, моральные нормы). В ЛБИ имеются элементы структуры, помогающие переработать информацию одного порядка (эстетическую), имеющую содержание какого-либо документа, в информацию другого порядка (логическую). В системе документальных коммуникаций ЛБИ выполняет некоторое ориентировочное, нацеливающее и направляющее воздействие на характер и содержание литературоведческих исследований. ЛБИ - важный компонент и результат самых различных видов человеческой деятельности, действующая в самых разных каналах, концентрируется и образует источники 4 основных видов: специальные, комплексные, синтетические и косвенные (55, с.59-70). Специальные источники - это пособия литературной библиографии, текущие и ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие определённые разделы отраслевого документального массива в соответствии с библиографическими запросами читателей. Целенаправленно создаваемые для решения определённого круга поисковых задач литературно-библиографического пособия, становятся центральными источниками для различных разысканий, выполнения справок, руководства чтением. Комплексные источники - библиографические пособия, в которых ЛБИ объединяется с БИ по другим отраслям знаний или другими (небиблиографическими) видами информации. Это указатели литературы универсального охвата, проблемно-тематического пособия межотраслевого характера. Комплексными источниками, объединяющими научную литературоведческую и литературно-библиографическую информацию, являются списки литературы в приложении к диссертациям, монографиям, статьям в журнале. Библиографическое оснащение отраслевых энциклопедий и словарей - пример объединения фактографической и библиографической информации. Списки литературы, включённые в учебные и методические пособия - пример слияния учебной и библиографической информации. Они широко применяются в поисковой деятельности, потому что существенно дополняют систему специальных пособий. Синтетические источники - работы, где научная литературоведческая и литературно-критическая информация представлена в единстве с библиографической. К таким источникам относятся историографические труды, в которых прослеживается история исследования определённой литературоведческой проблемы, историографические и аналитико-синтетические обзоры, посвящённые новейшей литературе, материалы научной критики - заметки о книгах, близкие к аннотации, рецензии и критические обзоры, обозрения. Синтез научной и библиографической информации имеет место и в работах представителей определённых жанров (направлений) литературоведческих исследований. Распространённость синтетических жанров в литературоведении, литературной критики и литературной библиографии позволяет использовать их как источника БИ, поскольку каждый такой источник (литературно-критический обзор новых произведений, исследование истории перевода литературного шедевра на иностранный язык, истории его восприятия за рубежом) является уникальной частью отраслевого документального массива, библиографические данные в котором дополнены оценкой и анализом. Синтетические источники используются и в профессиональном и в непрофессиональном поиске. Косвенные источники - помогающие в решении определённых, наиболее творческих задач весьма разнообразны. Они не содержат в явном виде БИ, а если да - то во фрагментарном виде, но дают косвенный информационно-библиографический эффект. Например, статьи, опубликованные в периодике (интервью с писателем, репортаж о событии литературной жизни, рецензия на спектакль или экранизация произведения писателя, публикации библиографических писем, воспоминаний и т.д.) могут не содержать никаких библиографических ссылок на публикации произведений, но косвенным способом дать толчок к поиску информации, либо стать стимулом для возникновения читательского интереса и выбора. Косвенные источники помогают решить те или иные поисковые задачи: такие, как от факта участия писателя в работе журнала, его переводческой или научной деятельности и т.д., могут потом строится долгосрочные стратегии. В качестве косвенных источников используются самые разнообразные материалы и издания: адресные книги, памятные и справочные книги различных губерний и областей, переписка и мемуары. Личная эрудиция библиографа - тоже может стать своеобразным источником. Таким же источником может служить и профессиональная память библиотекаря. Специальные, комплексные, синтетические, а также косвенные источники помогают эффективной профессиональной поисковой деятельности библиографа, непрофессиональной поисковой деятельности литературоведов, критиков и других специалистов, а также широких кругов любителей литературы. 2. Литературно-библиографическая информация в СМИ 2.1 Литературно-библиографическая информация в периодической печати По значимости, оперативности, востребованности пользователями периодика занимает в библиотеке первое место. Имея в своём распоряжении достаточно широкий круг периодических изданий, работники библиотеки могут удовлетворять разнообразные информационные запросы читателей даже в условии тотального дефицита средств на комплектование фонда литературой. Среди периодических изданий, выходящих в нашей стране, большое место занимают литературные журналы и газеты. Сложившаяся в настоящее время система периодических изданий по художественной литературе, литературоведению и критике представляет собой совокупность различных по своему конкретному содержанию, читательскому и целевому назначению журналов и газет. Большую роль в освещении насущных вопросов развития и состояния художественной литературы и литературоведения, в информации о событиях литературной жизни играют центральные литературные газеты. К ним относятся такие издания, как «Книжное обозрение», «Литературная газета», «Литературная Россия» и др., из новых газет «Книжная витрина»; неспециализированные газетные издания «Общая газета», «Российская газета», «Труд» и др., а также местные газеты. Мы рассматриваем эти газеты, потому что именно они являются наиболее яркими, массовыми библиографическими и литературными периодическими изданиями. Целевое и читательское назначение этих изданий различны, но общее между ними заключается в регулярности выхода, в хорошем художественном оформлении, в наличии разделов и рубрик, объединяющих сведения о произведениях литературы и другую информацию. На страницах этих газет дебютируют молодые авторы, печатаются уже признанные мастера художественного слова, даётся публицистический и критический материал по художественной литературе и литературоведению. Газета «Книжное обозрение» выходит с 5 мая 1966 года, учредитель газеты - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникаций. Это еженедельная газета, содержащая обширный материал о различных произведениях печати, выпускаемых как уже известными крупнейшими издательствами, так и вновь появившимися, такими, как «Вагриус», «Олма-Пресс», «ЭКСМО-Пресс», «Фаир-пресс». Газета открывает страницы ранее неведомой политической истории - российской и мировой; первые опыты серьёзной работы с массовой художественной литературой, знакомит издателей друг с другом и читателя со всеми ними. «Книжное обозрение» служило и служит надёжным источником информации обо всех изданиях, вышедших из печати. Во вкладке «PRO» существует рубрика «Сигнальный экземпляр». Благодаря этой рубрике, где есть раздел «Художественная литература», у читателей появилась возможность узнать, что издаётся в этом направлении (приложение 1). В список включены отдельные издания и сборники произведений писателей разных народов и стран (художественная литература народов России; детская литература, зарубежная художественная литература), вышедшие за неделю. «Сигнальный экземпляр» удобен тем, что оперативно оповещает читателей о новинках литературы. «Сигнальный экземпляр» с библиографической точки зрения занимает центральное место в газете. Принцип расположения материала позволяет читателям быстро находить сведения о книгах по интересующей их отрасли или теме. Библиографические описания в необходимых случаях дополняются краткими аннотациями. Чтобы облегчить использование газеты в работе с читателями, раздел «Сигнальный экземпляр» печатается на специальных полосах, которые можно вынимать и подшивать отдельно. Многим читателям нравится рубрика «Выбор редакции» (приложение 2). Сейчас выходит столько новых книг, что хочется иметь что-то наподобие компаса в этом книжном океане. В выпуске рубрики предложены семь книг, которые, по мнению редакции, могут представлять наибольший интерес для читателя. Это различные произведения художественной литературы , альманахи, очерки, серии «ЖЗЛ», художественные произведения исторической тематики. Думается, что здесь не обязательно делать полное библиографическое описание; главная цель - дать, хотя бы краткое, представление читателю о книге и о произведении. Это и сделано в аннотациях к ним. Рубрика «Выбор редакции» имеет своё постоянное место в газете - 2 и 3 страницы - что очень удобно для читателей, и печатается из номера в номер. «Книжное обозрение» печатает отзывы и рецензии на произведения. Порой это удачные, а порой слишком «сухие» рецензии. На наш взгляд, не очень удачны рецензии на произведения Х.Л. Борхеса и Биой Касареса. Рецензии даёт В. Малеев «Биорхес и злой паук» (приложение 3). Это «сухая» рецензия, где даётся отрицательная характеристика произведениям. И кроме фразы «Что это? …Блестящая литература? Никаких в этом сомнений», нет ничего, что могло бы вызвать интерес читателя к этим книгам. А вот рецензия К. Галстян «Метафизика жёлтой подлодки» (приложение 4) вызывает интерес читателя к Иосифу Бродскому как личности, о которой мы всё-таки мало ещё знаем, и к его книгам. Рецензент пытается показать нам многогранность личности И. Бродского, его интерес к мировой поэзии. К. Галстян пишет, что «…благодаря двум новым книгам лишний раз осознаёшь, что Бродский и Оден, Бродский и Кафавис, Бродский и античность - всё это части одной темы «Бродский и мир», без изучения которой нам к великому поэту по- настоящему не приблизиться». Поэтому хочется открыть эти книги, чтобы «по-настоящему приблизиться к великому поэту». И всё же ответ на гамлетовский вопрос «быть или не быть», т.е. «читать или не читать» каждый читатель задаёт себе сам, т.к. выбор остаётся за ним. А для того, чтобы вызвать наибольший интерес читателя, «Книжное обозрение» могло бы печатать полемические, скандальные статьи, статьи с игровыми элементами. Может даже «сталкивать» писателей на своих страницах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|