реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Литературно-библиографическая информация в СМИ

реферат
p align="left">В мае 1999 года Государственный комитет РФ по связям и информатизации одобрил «Концепцию формирования информационного общества в России», что также стало принципиально важным шагом для российской политики, экономики и культуры. Хотя документ имеет ведомственный характер, его значение перерастает рамки только одного министерства. «Концепция» предлагает российский путь перехода к информационному обществу, основанный на национальных приоритетах, включающих в себя:

- информатизацию всей системы общего и специального образования;

- формирование и развитие национальной индустрии информационных и коммуникационных услуг;

- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим русским культурно-историческим традициям и формирование на базе этого социально-культурной среды общества.

Постановка этих масштабных, но чрезвычайно актуальных задач свидетельствует о понимании российским государством ключевых моментов современного развития.

При всех трудностях и сложностях развития российских СМИ, опыт последнего десятилетия свидетельствует о достаточной прочности, ограждающего свободу печати, законодательства России. В конечном счёте будущее СМИ и России упирается в экономику и политическую волю, необходимую для перехода к информационному обществу в демократических гражданских традициях, которые нарабатываются в России в начале XXI века.

К сожалению, в последнее время СМИ, увлечённые перестройкой, переориентацией целей и средств своей деятельности, практически не уделяют внимания такому важному направлению, как информационная поддержка художественной культуры (и, в частности, художественной литературы). Далее в работе мы остановимся на анализе возможностей СМИ в этой среде деятельности, на оценке имеющегося опыта работы.

1.2 Литературно-библиографическая информация: понятие, формы существования

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, что такое ЛБИ, хотелось бы дать общее представление что такое «литература», «библиография художественной литературы и литературоведения» или, как её чаще называют «литературная библиография».

Литература [от латинского lit(t)eratura буквально - написанное, от litera - буква] - один из основных видов искусства - искусства слова. Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном виде и обладающие общественным значением. Так различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако, в более строгом смысле, литературой называют произведения художественной письменности.

Литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, её словесный «материал» универсален. Она создаёт свою форму из слов и языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно в буквах), постигается в интеллектуальном понимании.

Всякое художественное произведение - это духовно-эмоциональное общение между людьми и вместе с тем новое явление, «сделанное», сотворённое человеком, а также нечто познанное, открытое им. Литература стоит на грани искусства и умственной деятельности. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) - за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души.

Художественная литература - одно из самых могучих и эффективных средств воспитания человека. В ярких образах глубоко и правдиво показывает она различные стороны жизни, раскрывает сущность всех её явлений, объясняет и оценивает их, развивает в людях чувство прекрасного.

Задачу популяризации знаний в области художественной литературы помогает решать литературная библиография, или библиография художественной литературы и литературоведения.

Библиография художественной литературы и литературоведения носит отраслевой характер. Другими словами, «при библиографировании создаются источники информации о материалах по определённой отрасли знаний или практической деятельности, а также целому комплексу этих отраслей для содействия процессам исследования производства, потребления, управления» (15, с.33).

Для отраслевой библиографии характерен подход к материалу с точки зрения содержания: собирается, описывается, систематизируется определённая, ограниченная объективными рамками часть мировой печатной (либо существующей в электронной форме) продукции, и её границы совпадают с границами данной отрасли.

Литературная библиография отвечает эвристическим (помощь в разыскании литературы и иных документов), подытоживающим (суммирование вышедших публикаций), управленческим (влияние на выбор пользователей) потребностям.

В пределах литературной библиографии создаётся информация о печатных материалах, непосредственно относящихся к данной отрасли (изданиях и публикациях художественных произведений, документальных материалов - писем, воспоминаний, литературоведческих работ).

В то же время могут быть отражены публикации по другим отраслям знаний - например, по истории, этнографии в той мере, в какой это нужно для информационного обеспечения работы по проблемам художественной литературы и литературоведения.

Непосредственно объектом деятельности в этой области являются издания - книги, публикации в книгах и периодической печати. Но, анализируя суть литературной библиографии, можно сделать вывод, что опосредованный, но не менее важный её объект - явления художественной литературы, т.е. литературные произведения, творчество писателей, национальные литературы, мировая литература той или иной эпохи, а также связанные с ними литературоведческие проблемы (15, с.35).

Действительно, создавая рекомендательную библиографическую информацию о классиках зарубежной художественной литературы, библиотекарь прежде всего должен выяснить, каких писателей можно считать классиками: т.е. обратиться к авторитетным трудам по литературоведению. Прежде чем приступить к подготовке библиографической информации о литературоведческой проблеме, необходимо представить себе структуру проблемы, а затем подбирать литературу по каждому из вопросов.

Таким образом, непосредственный объект литературной библиографии - издания и публикации произведений художественной литературы, литературоведческих работ, а опосредованный - явления художественной литературы и литературоведения.

Специфика литературной библиографии связана со спецификой художественной литературы. Очень мало людей, которые никогда не читают или не читали литературных произведений.

Художественная литература в большей степени, литературоведение в меньшей степени представляют значительный общественный интерес, с этим связаны и особенности литературной библиографии, и, прежде всего, её просветительская, популяризаторская функция. В судьбе литературного явления значительную роль играют читатели художественной литературы, что оказывает влияние и на литературную библиографию.

Представления о читателе возникают у автора уже тогда, когда литературное произведение существует ещё в виде замысла - автор сознательно или бессознательно имеет в виду тех читателей, для кого он пишет. Литературное произведение должно читаться - именно тогда оно живёт в обществе. «Читатель - лицо незаменимое, без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги», - писал С.Я. Маршак (35, с.67). Да, произведения Гомера и Пушкина существуют, если их не читают какое-то время. Придут другие времена и всё равно их книги будут востребованы.

Сегодня уже мы становимся свидетелями того, как недавно популярные книги оказываются за пределами читательского интереса и внимания, а то и вовсе перестают спрашиваться в библиотеках, а другие произведения, на долгое время забытые, вновь вызывают повышенный интерес взрослых и юных читателей.

Рекомендательная литературная библиография возникает в результате потребности в источниках информации о книгах со стороны читателей, знакомящихся с миром литературы. Задача рекомендательной библиографической информации (БИ) состоит в том, чтобы от одного или нескольких произведений литературы или литературоведения привести читателя к знакомству с другими произведениями, расширяющими, дополняющими, углубляющими знания художественной литературы и литературоведения. В соответствии с этим представляется органичным существование рекомендательной вторично- документальной информации в определённой связи с первичной.

Степень и характер связи с первичной информацией - это один из принципов, по которому различается рекомендательная БИ о художественной литературе и литературоведении.

Первичная информация способствует возникновению читательского интереса, подготавливает к восприятию вторично- документальной. Создатель БИ, исходя из характера первичной информации, определяет, какие представления о явлении литературы приобрёл читатель и в каких направлениях могут дополняться, углубляться эти представления. Такова рекомендательная БИ в литературных передачах по радио и телевидению, а также прикнижные библиографические списки в изданиях произведений художественной литературы и литературоведческих работ.

Значение рекомендательной БИ, непосредственно связанной с художественной литературой и литературоведением, недооценивать нельзя. Библиографические сведения в радио- и телепередачах, прикнижные библиографические списки могут стать первым знакомством любителей литературы с библиографией. Ведь библиографические сведения являются как бы продолжением самого содержания, нередко заключение к художественному произведению в повествовании литературоведа прямо приводит читателя к использованию БИ, поскольку говорит о месте произведения в творчестве писателя, кратко характеризует в связи с рассматриваемым произведением других творений писателя, направления в изучении его творчества.

ЛБИ выполняет свои, только ей присущие функции и имеет собственный основной объект - документы литературно-художественного, литературно- критического и литературоведческого циклов. Содействуя развитию литературной науки и эстетических вкусов читателей, активно пропагандируя литературно-эстетические ценности, ЛБИ выражает собственный контакт внутри системы «документ-потребитель», являясь средством информирования о документальных эстетических, литературно-художественных ценностях, о первичной и вторичной научной информации. Она позволяет целеустремлённо отобрать литературную информацию, придать ей более свёрнутую, унифицированную и формализованную форму, освободить читателя от личного, часто не квалифицированного поиска.

Основной функцией ЛБИ является информационная (коммуникативная). Выделение каких-либо других - условно, все они являются производными от информационной.

Основополагающее начало ЛБИ - вторичность, а всё первичное, непосредственно познавательное и образовательное обусловлено вторичностью, информативностью.

ЛБИ может быть связана с первичной информацией опосредованно, выступать в контексте с нею. Такая информация помещается в литературно- художественных и общественно-политических журналах в виде списка недавно вышедших произведений. ЛБИ в журнале связана с публикуемыми в нём художественными произведениями и литературоведческими работами, но не с материалами данного номера, а со всей той областью современного литературного процесса, которая отражается в журнале на протяжении ряда лет. ЛБИ, существующую в контексте с литературой и литературоведением, даёт тележурнал «Круг чтения», её могли бы давать телевизионные передачи для любителей определённого жанра литературы.

ЛБИ во всей системе «толстых» журналов, а также в системе литературных теле- и радиопередач, призвана помочь читателю познать современный литературный процесс.

Она способна расширить представление читателя о художественной литературе, поддержать его интерес к ней, нацеливать на расширение кругозора, активное отношение к узнаваемому, указывать пути приобретения - через печатные материалы - знания о современной литературе. В этом смысле ЛБИ служит образованию, самообразованию, пропаганде знаний.

Принципы подхода литературной критики, литературоведения и библиографии к художественной литературе имеют свои специфические отличия, исходящие из целей их деятельности, из общественного бытования и функционирования. Объектом литературоведения является литературный процесс, его явления и закономерности; литературная критика более всего ориентирована на оценочную деятельность; литературная библиография имеет задачей точные и полные отражения всех документов, относящихся к отрасли.

Близость ЛБИ и литературно-критической информации заметна при рассмотрении их жанров и форм. Три опорных жанра критики - это рецензия, творческий портрет, статья.

Из-за распространённости и многоликости рецензия занимает одно из первых мест среди жанров литературной критики. Отличительная черта рецензии на художественное произведение - его анализ и оценка. В этом и состоит ведущее и коренное начало рецензии как жанра литературно-художественной критики.

Критическая рецензия среди жанров критики наиболее зримо выявляет близость к библиографической аннотации.

Особенности ЛБИ достаточно хорошо видны при сравнении с другим жанром литературно-художественной критики - статьёй.

Статья в той или иной степени всегда имеет научно-публицистическое начало как ведущее, кардинальное. В ней содержится актуальная, идейная, нравственная, эстетическая проблема.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.