p>Итак, реформы, произошедшие в России, не внесли в жизнь пожилых людей каких-либо улучшений. Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое. В. Д. Альперович делает вывод о том, что ненависть к старикам никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Однако дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей. [54Жукова С. А. Тенденции развития межпоколенных коммуникаций / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С. 49. ] В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства. Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними. Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы. В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.
Библиография
Авдеева Н. , Ашмарин И. , Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1, 1997. С29-34.
Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара, 1997.
Альперович В. Д. Социальная геронтология. Серия “ Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 576 с. Альперович В. Д. Старость. Социально философский анализ. Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998. Александрова Т. Годы и заботы. М. : издательство политической литературы. 1990. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М. :Прогресс, 1977. Афанасьева А. Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн. : Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С. 20-24.
Белова Е. А. Институт социальной работы. Саратов. 1997.
Беликова М. Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского ЦСОН г. Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: “Параход”, 2000. С. 59. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х! Х- начала ХХ века. : Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л. : Наука. Ленингр. отд-ие, 1988. Бобахо В. А. , Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996. №3 С. 61-69. Борзикова Л. , Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М. :1974. Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998. Васильев В. А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999. №1. С. 48-61. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М. :РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 51. Волков А...Г. , Почему изменилась российская семья. // Семья в России. №1-2, 1999. С. 40-53.
Гаман. О. Преемственность поколений. // Человек. № 5, 1996.
Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М. : Ин-т соц. работы, 1997. Глинка Т. В. Дом или место жительства? М. 1989.
Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. ,М. ,1998.
Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М. : Наука, 1986. С. 276. Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов. 1994. №2. С. 159-170. Егоров В. К. История есть смена поколений. М. : Молодая гвардия, 1986. С. 255. Егорова Е. А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального и демографического развития. М. 1995. Елютина М. Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы №2/4, 1996. С. 86-95. Елютина М. Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции /Под ред. М. Э. Елютиной. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С. 3-15. Елютина М. Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е. С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1997. С. 58-63. Елютина М. Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997. №2/6. С. 9-15. Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999. Елютина М. Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т. 1999. Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс №2, 1998. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Часть 1. М. : АО “ Аспект Пресс”, 1994. 384с. Жизненное пространство человека и общества. Саратов: СГУ. 1996. Жукова С. А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой... Саратов: Издательско-комерческое предприятие“Волжский сад”, 1999. С. 313-317. Жукова С. А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: “Параход”, 2000. С. 48-51. К международному году пожилых людей //Работник соц. службы. 1998. №1. Колосов А. В. , Альтшулер Е. А. Наука о долголетии. М. : Искусство, 1984. Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М. : Моск. Рабочий, 1994. 560с.
Кон И. С. Социология личности. М. , 1967.
Корнеев П. В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980. №1. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс. 2000. № 11. С. 108-116. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс. 2001. №4. С. 61-64.
Мид. М. Культура и мир детства. М. : “Наука”, 1988. С. 429. О. Грегер. Жить не старея. М. :Физ-ра и спорт. 1991.
Патрушев В. Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс. 1998. №10. С. 108. Популярная медицинская энц-я. М. : “Советская энц-я”. 1992. Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996. № 5. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М. : Изд-во“Норма-инфо”, 1998. Саралиева З. М. Балабанов С. С. Пожилой человек в центральной России //Социс. 1999. №12. Симонова Н. Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями. //Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М. , 1991. С79-87. Сонин М. Я. , Дыскин А...А... Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996. № 2. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта “ отцов и детей” //Социс. 1992. №6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис. 1991. №6. С. 144-148. Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. №4. С. 101-122; №5. С. 101-121. Старшее поколение в России: Современная ситуация. //Россия и современный мир. 2000. №2(27). С. 36-38. Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М. :Большая Российская Энциклопедия. 1996. Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования: Реферативный сборник. М. : РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 68. Толстых А. В. Возрасты жизни. М. 1988. Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д. Ф. Чеботарева. М. : Медицина, 1978. С. 312. Чеботарев Д. Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2. С. 123. Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. : Наука, 1983. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения. // Человеческие ресурсы. 2000. №3. С29-31.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М. ,1990.
Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. М. :1975. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. “ННН”1994. Приложения
Урок 1. Наступления возраста Этот урок вводит понятие возраста и взросления. Цели: 1. Определить плюсы и минусы возрастов.
2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми. Упражнение №1 (10 минут) Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.
Записать на доску ответы и обсудить их. Упражнение №2 (20 минут) Разделить студентов на 4 группы.
1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных сторон молодости. 3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон старости. Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить услышанное.
Зачитать студентам следующую информацию.
-Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни. -Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и большинство пожилых людей независимы и дееспособны. -Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех возрастов. -Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.
Упражнение №3 (15 минут)
Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения. Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.
Опросник. "Возраст, когда ты имеешь право". 1. В каком возрасте ты по закону имеешь право. А) голосовать. В) окончить школу. С) начать работать. Д) водить машину. 2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение?
3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою жизнь? 4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о других? 5. В каком возрасте ты по закону имеете право:
А) Употреблять спиртные напитки. В) жениться (выходить замуж ). С) стать донором. Д) стать членом партии.
6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?
Ответы: 1. По закону ты имеешь право: А) голосовать в 18 лет. Б) окончить школу в 14 лет. С) начать работать в 14 лет. Д) водить машину в 18 лет.
2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни. 3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25 годам многие люди считают себя полностью взрослыми. 4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность, верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет и недостаточно - в 35.
5. По закону ты имеешь право: А) употреблять алкоголь - в 18 лет. Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей). С) стать членом политической партии - в 18 лет. Д) стать донором - в 18 лет.
6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для общества.
Урок 2. Новое о старости
Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно пожилых людей .
Цели:
1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас. 2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить, нужно ли нам придерживаться их.
3. Дать информацию относительно пожилых людей. Упражнение №1. (15 мин) Провести дискуссию по следующим вопросам: 1) Когда начинается пожилой возраст? 2) Как живут пожилые люди? 3) Чем пожилые отличаются от молодежи? 4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества? 5) Что означает для пожилого, для общества? Информация для участников упражнения. 1. Мы становимся старше все время. - наши тела постоянно стареют и развиваются; - наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|