реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

реферат
p>Итак, реформы, произошедшие в России, не внесли в жизнь пожилых людей каких-либо улучшений.

Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В. Д. Альперович делает вывод о том, что ненависть к старикам никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Однако дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей. [54Жукова С. А. Тенденции развития межпоколенных коммуникаций / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С. 49. ] В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними.

Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

    Библиография

Авдеева Н. , Ашмарин И. , Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1, 1997. С29-34.

    Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара, 1997.

Альперович В. Д. Социальная геронтология. Серия “ Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 576 с. Альперович В. Д. Старость. Социально философский анализ. Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998.

Александрова Т. Годы и заботы. М. : издательство политической литературы. 1990. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М. :Прогресс, 1977. Афанасьева А. Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн. : Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С. 20-24.

    Белова Е. А. Институт социальной работы. Саратов. 1997.

Беликова М. Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского ЦСОН г. Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: “Параход”, 2000. С. 59. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х! Х- начала ХХ века. : Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л. : Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.

Бобахо В. А. , Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996. №3 С. 61-69. Борзикова Л. , Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М. :1974.

Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998. Васильев В. А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999. №1. С. 48-61.

Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М. :РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 51.

Волков А...Г. , Почему изменилась российская семья. // Семья в России. №1-2, 1999. С. 40-53.

    Гаман. О. Преемственность поколений. // Человек. № 5, 1996.

Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М. : Ин-т соц. работы, 1997. Глинка Т. В. Дом или место жительства? М. 1989.

    Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. ,М. ,1998.

Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М. : Наука, 1986. С. 276.

Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов. 1994. №2. С. 159-170. Егоров В. К. История есть смена поколений. М. : Молодая гвардия, 1986. С. 255. Егорова Е. А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального и демографического развития. М. 1995.

Елютина М. Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы №2/4, 1996. С. 86-95.

Елютина М. Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции /Под ред. М. Э. Елютиной. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С. 3-15.

Елютина М. Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е. С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1997. С. 58-63.

Елютина М. Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997. №2/6. С. 9-15.

Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.

Елютина М. Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т. 1999.

Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс №2, 1998.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Часть 1. М. : АО “ Аспект Пресс”, 1994. 384с. Жизненное пространство человека и общества. Саратов: СГУ. 1996. Жукова С. А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой... Саратов: Издательско-комерческое предприятие“Волжский сад”, 1999. С. 313-317. Жукова С. А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: “Параход”, 2000. С. 48-51.

К международному году пожилых людей //Работник соц. службы. 1998. №1. Колосов А. В. , Альтшулер Е. А. Наука о долголетии. М. : Искусство, 1984. Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М. : Моск. Рабочий, 1994. 560с.

    Кон И. С. Социология личности. М. , 1967.

Корнеев П. В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980. №1. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс. 2000. № 11. С. 108-116. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс. 2001. №4. С. 61-64.

    Мид. М. Культура и мир детства. М. : “Наука”, 1988. С. 429.
    О. Грегер. Жить не старея. М. :Физ-ра и спорт. 1991.

Патрушев В. Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс. 1998. №10. С. 108. Популярная медицинская энц-я. М. : “Советская энц-я”. 1992.

Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996. № 5. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М. : Изд-во“Норма-инфо”, 1998. Саралиева З. М. Балабанов С. С. Пожилой человек в центральной России //Социс. 1999. №12.

Симонова Н. Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями. //Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М. , 1991. С79-87.

Сонин М. Я. , Дыскин А...А... Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996. № 2.

Солник С. Истоки и следствия нового конфликта “ отцов и детей” //Социс. 1992. №6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис. 1991. №6. С. 144-148.

Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. №4. С. 101-122; №5. С. 101-121. Старшее поколение в России: Современная ситуация. //Россия и современный мир. 2000. №2(27). С. 36-38.

Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М. :Большая Российская Энциклопедия. 1996.

Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования: Реферативный сборник. М. : РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 68. Толстых А. В. Возрасты жизни. М. 1988.

Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д. Ф. Чеботарева. М. : Медицина, 1978. С. 312.

Чеботарев Д. Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2. С. 123.

Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. : Наука, 1983. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения. // Человеческие ресурсы. 2000. №3. С29-31.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М. ,1990.

Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. М. :1975. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. “ННН”1994. Приложения

    Урок 1.
    Наступления возраста
    Этот урок вводит понятие возраста и взросления.
    Цели:
    1. Определить плюсы и минусы возрастов.

2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми. Упражнение №1 (10 минут)

Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.

    Записать на доску ответы и обсудить их.
    Упражнение №2 (20 минут)
    Разделить студентов на 4 группы.

1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных сторон молодости.

3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон старости.

Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить услышанное.

    Зачитать студентам следующую информацию.

-Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни. -Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и большинство пожилых людей независимы и дееспособны.

-Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех возрастов.

-Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.

    Упражнение №3 (15 минут)

Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения. Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.

    Опросник.
    "Возраст, когда ты имеешь право".
    1. В каком возрасте ты по закону имеешь право.
    А) голосовать.
    В) окончить школу.
    С) начать работать.
    Д) водить машину.
    2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение?

3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою жизнь?

4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о других? 5. В каком возрасте ты по закону имеете право:

    А) Употреблять спиртные напитки.
    В) жениться (выходить замуж ).
    С) стать донором.
    Д) стать членом партии.

6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?

    Ответы:
    1. По закону ты имеешь право:
    А) голосовать в 18 лет.
    Б) окончить школу в 14 лет.
    С) начать работать в 14 лет.
    Д) водить машину в 18 лет.

2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни. 3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25 годам многие люди считают себя полностью взрослыми.

4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность, верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет и недостаточно - в 35.

    5. По закону ты имеешь право:
    А) употреблять алкоголь - в 18 лет.
    Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей).
    С) стать членом политической партии - в 18 лет.
    Д) стать донором - в 18 лет.

6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для общества.

    Урок 2.
    Новое о старости

Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно пожилых людей .

    Цели:

1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас. 2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить, нужно ли нам придерживаться их.

    3. Дать информацию относительно пожилых людей.
    Упражнение №1. (15 мин)
    Провести дискуссию по следующим вопросам:
    1) Когда начинается пожилой возраст?
    2) Как живут пожилые люди?
    3) Чем пожилые отличаются от молодежи?
    4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества?
    5) Что означает для пожилого, для общества?
    Информация для участников упражнения.
    1. Мы становимся старше все время.
    - наши тела постоянно стареют и развиваются;
    - наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.