p align="left"> д - коэффициент буксования. Рассчитаем действительную (часовую и сменную производительность) агрегата на базе трактора К-701. ВР = вВк = 1,0 * 7 = 7 (м); VР = Vt(1-д) = 8 (1-0,08) = 7,36 (км/ч); Wч = 0,1ВрVрф = 0,1 * 7 * 7,36 * 0,8 = 4,12 (га/ч); Wсм = 0,1ВрVрTсмф = 4,12 * 7 = 28,84 (га/смена). Производительность второго агрегата (трактор Т-70СМ): ВР = вВк = 1,0 * 7 = 7 (м); VР = Vt(1-д) = 11 (1-0,04) = 10,56 (км/ч); Wч = 0,1ВрVрф = 0,1 * 7 * 10,56 * 0,8 = 5,9 (га/ч); Wсм = 0,1ВрVрTсмф = 5,9 * 7 = 41,3 (га/смена). 1.7. Подготовка поля Оба машинно-тракторных агрегата использую челночный способ движения с беспетливым комбинированным поворотом. Ширина загона связана с его длиной. Каждой длине загона для данного состава агрегата соответствует своя оптимальная ширина. Значение оптимальной ширины загонов для различных способов движения определяют по уравнениям: Сопт = , м, где L - длина загона, м; Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м. Радиус поворота навесного агрегата с одной машиной принима-ют равным радиусу поворота трактора. Для разворотов агрегата на краю поля оставляют поворотные по-лосы. Сначала необходимо определить длину выезда агрегата за кон-трольную линию е. Обычно длину выезда принимают в следующих пределах (для навесных агрегатов): е = (0...0,2) LК, м. Затем рассчитывают, в зависимости от способа поворота, мини-мальную ширину поворотной полосы Еmin. Определяют, какое число проходов должен сделать агрегат, что-бы обработать поворотную полосу: nп = Еmin / Вр. Теперь принимают окончательное решение о ширине поворотной полосы: Е = nп Вр, м. Произведем расчеты (трактор К-701): Сопт = = = 230, м; е = 0,2 LК = 0,2 * 11,45 = 2,29 (м); nп = Еmin /Вр = (1,1R + e + 0,5 Вр) / Вр = (1,1* 7,2 + 2,29 + 0,5*7) /7 = 1,96 Принимаем 2,0. Е = nп Вр = 2*7 = 14 (м). Таким образом, ширина поворотной полосы составляет 14 м; чтобы ее обработать, агрегат должен сделать 1,96 проходов. 1.8. Контроль и оценка качества работы Качество внесения удобрений характеризуется следующи-ми показателями: соответствие фактической дозы удобрений заданной; равномерность рассева удобрений по поверхности почвы. Равномерность распределения удобрений по ширине захва-та агрегата оценивается коэффициентом вариации количества удобрений на площадках (противней) размером 0,5* 0,5* 0,05 м (высота бортов), установленных в ряды в поперечном направле-нии движения агрегата, выраженного в процентах. Отсутствие маркеров и следоуказателей на машинах затруд-няет вождение агрегата с заданной шириной рабочего захвата, в результате на практике расстояние между смежными прохода-ми агрегата нередко отклоняется от заданной ширины захвата. Поэтому возникает необходимость контроля работы агрегатов в поле. На удобренном поле замеряют в 20-кратной повторности расстояние между смежными проходами агрегата и находят сред-нее значение рабочей ширины захвата машины при работе на данном поле. На поле выбирают ровный участок, расставляют на нем два ряда учетных площадок (противней) на ширину, равную сред-ней ширине захвата машины. После четырех проходов агрегата удобрения из противней взвешивают и результаты записывают в специальную форму. Обрабатывая результаты взвешивания, получают среднюю не-равномерность, с которой удобрения вносят на данном участке. Качество внесения удобрений оценивают по шестибальной шкале. Работа не бракуется, если на данном участке отклонение фактической дозы внесения от заданной не превышает 5% Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. - М.: ИНФРА-М, 1999. , с.134. Качество работы признается отличным, если сумма первого и второго показателей или первого и третьего показателей равна 6 баллам, хорошим - 5 баллам, удовлетворительным - 4 баллам, не удовлетворительным - менее 4 баллов. Работу бракуют при ее суммарной неудовлетворенной оценке, а также при нулевой оценке даже одного из двух качественных показателей. 1.9. Эксплуатационные затраты при работе агрегата При работе машинно-тракторного агрегата расход горючего на единицу выполненной работы находят по уравнению: g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм, кг/га, где Qp, Qx и Qo - часовой расход топлива двигателем трактора при ра-боте, соответственно, под нагрузкой, на холостом ходу и на остановках, кг/ч, Тр, Тх и То - соответственно время чистой работы, холостого движения агрегата и продолжительность работы двигателя во время остановок на загоне, часы. Время чистой работы агрегата под нагрузкой определяют сле-дующим образом: Tp = Тсмф, ч. Продолжительность работы двигателя на остановках складывает-ся из следующих показателей: To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ, ч, где tтех и tотд - коэффициент простоев агрегата (из расчета на один час чистой работы) на технологическое обслуживание и отдых механизато-ров, ТТУ - среднее время простоев агрегата на техническое обслужи-вание машин в течение смены, ч. Время движения агрегата на холостом ходу рассчитывают по вы-ражению: Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo), ч, где Тпз = 0,14 ... 0,30 - подготовительно-заключительное время на еже-сменный технический уход и приемку-сдачу агрегата, ч. Затраты рабочего времени на единицу выполненной работы можно определить следующим образом: Зт = (nмех + nbc) / Wч, чел.ч/га, где nмех - число работников, непосредственно обслуживающих агрегат, чел.; nbc - число вспомогательных рабочих, чел. Затраты энергии на единицу выполненной работы находят по формуле: Зэ = Ne / Wч, кВт.ч/га, где Ne - эффективная мощность двигателя трактора, кВт. Определим эксплуатационные затраты при работе агрегата на базе трактора К-701. Tp = Тсмф = 7*0,8 = 5,6 (ч); To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ = (0,04 + 0,07) * 5,6 + 0,5 = 1,2 (ч); Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo) = 7 - (0,14 + 5,6 + 1,2) = 0,06 (ч); g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм = (44*5,6 + 18*0,06 + 6,8*1,2) / 28,84 = 8,9 (кг/га); Зт = (nмех + nbc) / Wч = (1 + 2) / 4,12 = 0,73 (чел.ч/га); Зэ = Ne / Wч = 198,6 / 4,12 = 48,2 (кВт.ч/га). Эксплуатационные затраты при работе агрегата на базе трактора Т-70СМ: Tp = Тсмф = 7*0,8 = 5,6 (ч); To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ = (0,02 + 0,05) * 5,6 + 0,25 = 0,642 (ч); Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo) = 7 - (0,14 + 5,6 + 0,642) = 0,618 (ч); g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм = (13,5*5,6 + 5,6*0,618 + 1,5*0,642) / 41,3 = 1,94 (кг/га); Зт = (nмех + nbc) / Wч = (1 + 2) / 5,9 = 0,5 (чел.ч/га); Зэ = Ne / Wч = 51,5 / 5,9 = 8,7 (кВт.ч/га). Результаты расчетов по составам машинно-тракторных агрегатов для внесения твердых органических удобрений и их технико-экономических показателях сведем в табл. 1. Таблица 1 Расчетные данные по составам агрегатов для внесения твердых органических удобрений |
Состав агрегата | Режим работы | Технико-экон. показатели МТА | | трактор | сцепка | с/х машины | передача | рабочая скорость, Vp, км/ч | рабочая ширина захвата, Bp, м | коэфф. использования тягового усилия, зи | расчетная эксплуатационная производительность, га | расход топлива, g, кг/га | затраты труда, Зт, чел.ч/га | затраты мех. энергии, Зэ, кВт.ч/га | | | | | | | | | в час, Wч | в смену, Wсм | | | | | К-701 | - | ПРТ-16М | 7 | 7,36 | 7 | 0,57 | 4,12 | 28,84 | 8,9 | 0,73 | 48,2 | | | - | ПРТ-16М | 8 | 8,28 | 7 | 0,7 | 4,6 | 32,2 | 8,0 | 0,65 | 43,2 | | Т-70СМ | - | МТТ-Ф-8 | 6 | 10,56 | 7 | 0,9 | 5,9 | 41,3 | 1,94 | 0,51 | 8,7 | | | - | МТТ-Ф-8 | 7 | 8,64 | 7 | 1,4 | 4,83 | 33,8 | 2,38 | 0,62 | 10,6 | | |
Анализируя расчетные данные, можно сделать вывод: внесение твердых органических удобрений следует вести агрегатом Т-70СМ + МТТ-Ф-8 на шестой передаче. В этом случае выше сменная производительность (41,3 га/смену), самые малые затраты труда (0,51 чел.ч/га), топлива (1,94 кг/га) и механической энергии (8,7 кВт.ч/га), 1.10. Мероприятия по охране труда и технике безопасности Во избежание несчастных случаев и аварий при работе на машинно-транспортном агрегате необходимо соблюдать следующие правила: к управлению машиной допускаются лица, получившие право на управление этой машиной; запрещается работать на машине с неисправной системой управления и ходовой частью, при неработающих и неисправных тормозах, при неисправных приборах электроосвещения и сигнализации, с неисправными топливными баками и топливопроводами; категорически запрещается допускать к работе на машине лиц в нетрезвом состоянии; в кабине машины всегда должны находиться аптечка первой медицинской помощи, огнетушитель и инструмент, прилагаемый к машине. Приступая к работе, водитель обязан убедиться в исправности всех механизмов и частей агрегата. Водитель должен провести наружный осмотр всех механизмов машины, проверить надёжность крепления агрегатов машины. После запуска двигателя водитель обязан опробовать в холостую все механизмы и проверить их исправность. Работать на машине, имеющей неисправности, запрещается. Перед троганием машины с места необходимо убедиться, что путь свободен, подать звуковой сигнал и только после этого трогаться с места. Во время работы машины запрещается выходить из неё, высовываться в окно, открывать двери кабины. Запрещается водителю переходить на ходу с трактора на прицеп и обратно. Категорически запрещается смазывать, исправлять неисправности и регулировать машину на ходу, также запрещается во время работы двигателя машины проводить какие либо работы под машиной. Категорически запрещается передавать управление машиной другим лицам. С наступлением темноты запрещается работать на машине без освещения фарами спереди и сзади машины. Запрещается переезжать железнодорожные пути в местах, для этого не предназначенных, переезжать железнодорожные пути разрешается лишь на первой скорости. Запрещается при работе двигателя заливать в бак горючее, нельзя курить во время заправки, уровень топлива мерят только мерной линейкой. В случае аварии необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. По окончании работы водитель должен поставить машину на предназначенное для стоянки место, остановит двигатель, выключить «массу», забрать ключ зажигания и запереть кабину. Водитель обязан предупреждать сменщика обо всех замеченных во время работы неисправностях машины. Выводы и предложения Рациональная организация применения удобрений возмож-на на основе проектирования и технических расчетов. Исполь-зуется два принципа построения технологических процессов: постоянный уровень производительности производственной линии, постоянный состав механизированных подразделений. В первом случае к известному погрузочному средству под-биралось необходимое по условиям эксплуатации количество транспортных, транспортно-распределительных или распреде-лительных средств. Кажущийся максимальный эффект от ис-пользования комплексов машин, сформированных для каждых условий эксплуатации технических средств, - расстояние транс-портирования, состояние дороги, размер поля, доза внесения и т.д. - не может быть достигнут по ряду причин. Для внесения каждого вида удобрений применяются техни-ческие средства для погрузки, транспортировки, перегрузки, распределения с различными технологическими и конструктивными параметрами, используются они по различным техноло-гическим схемам внесения, выполняют операции в изменяю-щихся условиях эксплуатации (различные расстояния транспор-тирования удобрений от хранилища до поля, дозы внесения, размеры поля, состояние дорог, рельеф местности и т. д.), встре-чающиеся с различной частотой. Повысить эффективность использования комплексов ма-шин можно лишь путем разработки и применения различных методов воздействия. Основными методами являются: 1. Сочетание двух принципов построения производствен-ных процессов: постоянный состав комплекса машин по применению удобрений, используемых в изменяющихся условиях эксплуатации; постоянный уровень производительности производственной линии, когда для каждого условия эксплуатации определяется требуемое количество транспортно-технологических (транспорт-ных) и других средств. 2. Использование двух и более типов разбрасывателей при внесении удобрений по одной технологической схеме с обосно-ванием границ рационального применения каждого и оптими-зацией в механизированных отрядах. 3. Оптимизация границ перехода от одной технологической схемы к другой с оптимизацией состава механизированных под-разделений. 4. Введение в перевалочную технологическую схему без разрыва потока удобрений во времени перегрузчиков-компен-саторов с оптимальной вместимостью. 5. Составление экономико-математических моделей процес-сов внесения удобрений в виде математического ожидания функ-ции от случайных аргументов: расстояний транспортирования удобрений от хранилища до поля, размеров поля, дозы внесения и др., так как расчеты по средним величинам приводят к рас-хождению результатов до 34%. 6. Повышение производительности транспортных и транс-портно-технологических средств. Литература 1. Антышев Н.М., Бычков Н.И. Справочник по эксплуатации тракторов М.: Россельхозиздат, 1985. 2. Бубнов В.З., Кузьмин М.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: Колос, 1980. 3. Орманджи К.С. и др. Правила производства механизированных работ в полеводстве. М.: Россельхозиздат, 1983. 4. Поляк А.Я. и др. Справочник по скоростной сельскохозяйственной технике. М.: Колос, 1983. 5. Эксплуатация машинно-тракторного парка. Методические указания к выполнению курсовой работы по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства: Для студентов агрономических специальностей. / Составители А.А. Прохоров, Ю.А. Иванов, С.А. Преймак. - Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2002. 6. Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
Страницы: 1, 2, 3
|