p align="left">Размеры земельных участков для пользования недрами законом не определены. Их размер определяется проектом и всей проектно-технической документацией. Особенность состоит в том, что земля при разработке недр необходима не только для добычи полезных ископа-емых, но и для ведения работ. Земельные участки делятся на, безус-ловно и условно необходимые. Безусловно, необходимыми признаются такие участки, без которых ведение работ становится или вовсе невозможным, или экономически нецелесообразным, или не соответствующим техническим нормам веде-ния горных работ. Условно необходимые участки -- это участки, на-личие или отсутствие которых не влечет за собой невозможности ведения горных работ. В преамбуле Закона РФ «О недрах» сказано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -- ниже земной поверхности дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубины доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью, объеди-нены в Государственный фонд. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Государственный фонд недр составляют используемые участки как в пределах территории РФ, ее континентального шельфа, находяще-гося в исключительной собственности Российской Федерации, так и в пределах исключительной экономической зоны Российской Феде-рации. Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпри-нимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону. Однако наряду с ними субъектами недрополь-зования могут быть кооперативные организации, акционерные общества и другие структуры Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может про-изводиться как государственными, так и частными предприятиями. Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется на основании лицен-зии. Пользование недрами бывает срочным и бессрочным. Для геоло-гического изучения недра предоставляются на срок до пяти лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, -- до.20 лет, а при совмещении указанных видов недропользования -- до 25 лет (ст. 10 Закона РФ «О недрах»). Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законом. Виды платежей: 1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и вы-дачу лицензии; 2) платежи за пользование недрами; 3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 4) акцизы. Пользователям недр необходимо помнить о том, что после оконча-ния работ, связанных с недропользованием, участки, отведенные в пользование, будут возвращены прежним пользователям земли, а зна-чит, в обязанность субъектов недропользования входит приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользо-вании недрами, в состояние, пригодное для последующего использова-ния (рекультивация земель). Государственное регулирование недропользования и предоставле-ния земельных участков для этих целей осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов, Федеральная служба земельного кадастра России, органы государствен-ного экологического контроля и надзора за недропользованием и их территориальные органы, Министерство природных ресурсов РФ и др. Задачей государственного контроля за геологическим изучением,' рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установлен-ном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государствен-ного учета и отчетности. Задачей же государственного надзора за безопасным ведением ра-бот, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблю-дения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, а также охране недр. Основными пользователями недр в Российской Федерации явля-ются горнодобывающие предприятия и предприятия нефтяной и газо-вой промышленности, которые имеют специфические особенности в правовом режиме предоставленных им земельных участков для целей недропользования. Право пользования недрами может быть приобретено пользовате-лем недр на основании совместного решения федерального органа уп-равления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по ре-зультатам конкурса или аукциона и по другим основаниям (ст. 10.1 Закона РФ «О недрах»). Предоставление недр в пользование оформляется специальным госу-дарственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право пользования ее владельца участком недр в опре-деленных границах в соответствии с указанной целью в течение уста-новленного срока или соблюдения им заранее оговоренных условий. Получение лицензии является основанием для получения горного от-вода и предварительного согласия компетентного земельного органа или собственника земельного участка на отвод соответствующего земельного участка и получения соответствующего документа, удостоверяющего права недропользователя на предоставленный земельный участок. Размеры горного отвода должны соответствовать производствен-ной мощности и сроку действия соответствующего предприятия. Раз-меры же земельного участка вовсе не обязательно должны соответ-ствовать площади поверхности над горным отводом. Специфика предоставляемых земельных участков недропользова-ния выражается в том, что: - строительство горнодобывающих и других предприятий осуществ-ляется на основании лицензии, в соответствии с которой будущему предприятию выдается горный отвод, при определении границ данного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользо-вания и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами; - предприятие, являющееся пользователем недр, получившее горный отвод, имеет исключительное право осуществлять добычу полезных ископаемых в границах горного отвода в соответствии с предостав-ленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия данного предприятия; -деятельность специального предприятия лимитируется целым рядом факторов: а) соображениями национальной безопасности, в интересах кото-рой может ограничиваться пользование отдельными участками недр (ст. 8 указанного Закона); б) интересами жизни и здоровья людей, национальной безопасности и охраны окружающей среды, вследствие которых может полностью запрещаться пользование недрами на территориях пригородных зон, объектов промышленности, транспорта, связи; частично или полностью запрещаться в случаях, если это пользование может создать угрозу жиз-ни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или ок-ружающей среде; в) статусом особо охраняемых территорий, на которых пользование недрами производится в соответствии с этим статусом; г) особенностью добываемого из недр сырья и захоронения радио-активных отходов и токсических веществ; д) площадями залегания полезных ископаемых. Например, проек-тирование необходимых для специальных предприятий хозяйственных объектов разрешается только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки; самовольная застройка площадей полезных ископаемых влечет за собой административную ответственность в виде штрафа, налагаемо-го на виновных должностных лиц. Горнодобывающие и другие специальные предприятия-недрополь-зователи обязаны обеспечить наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископа-емых и попутных компонентов (п. 5 ст. 23 Закона РФ «О недрах»). Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полез-ных ископаемых при добыче также караются в административном порядке (ст. 8.9 КоАП РФ). 2. Земли транспорта. Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутренне-го водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложен-ных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, рекон-струкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и со-оружений и других объектов транспорта. К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопро-водными и, иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автотранспортными, вагон-ными и иными депо, автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т.п. (ст. 90 ЗК РФ). Указом Президента РФ от 27.06.98 № 727 «О придорожных поло-сах федеральных автомобильных дорог общего пользования»2 установ-лено, что федеральная автомобильная дорога общего пользования име-ет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 мет-ров, считая от границы полосы отвода. На этих землях запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов до-рожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). Решения о предоставлении этих зе-мель в пользование принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими орга-нами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 27.06.98 признано целесообразным соз-дание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобиль-ных дорог общего пользования при условии, что проезд по автомо-бильной дороге может быть платным при наличии возможности бес-платного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам. В отдельных случаях транспортные предприятия могут осуществ-лять как землепользование, так и недропользование. Например, метро-политены, станции которых находятся на поверхности земли, а сами магистрали -- в недрах земли, под ее поверхностью; трубопроводный транспорт, проложенный под землей, с охранными зонами на поверх-ности земли. Правовой режим таких видов транспорта и земель, занимаемых ими, регулируется нормами земельного и горного законодательства, что накладывает определенную специфику. Поскольку земли транспорта в подавляющем большинстве представ-ляют собой «ленточное» землепользование, т.е. протяженное на зна-чительные расстояния, при этом автотранспортные и железнодорож-ные средства являются источником повышенной опасности, которые, подобно машинам и механизмам предприятий, невозможно спрятать за высокими заборами, особое внимание уделено правовому режиму ох-ранных зон и охране транспортных магистралей. В этом охранительном режиме выделяются следующие основные направления: - запреты совершать переходы, переезды, перевозки имущества и другие пересечения в неустановленных для этого участках дорог. Например, наказывается в административном порядке нарушение пра-вил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодо-рожные пути; - запреты осуществлять производственно-хозяйственную деятель-ность в охранительных полосах транспортных магистралей и берего-вой полосы (бичевника) внутренних водных путей. Наказывается, в частности, выпас скота вблизи от железнодорожных путей, распашка участков, покос травы и повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта в полосе отвода автомобильной дороги без согласова-ния с дорожными органами, возведение в зонах охраны трубопрово-дов любых построек и сооружений и др.; - запреты совершать иные действия, могущие нанести вред исполь-зованию транспортных средств. Например, наказуемо устройство в районе аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов, т.е. устройство свалок, мест сбора пищевых отходов и т.п.; -установление обязанностей для ответственных лиц по содержа-нию транспортных магистралей и охранных зон под страхом ответ-ственности за их неисполнение. Так, подлежат административному наказанию виновные должностные лица за невыполнение обязаннос-тей по устройству, ремонту и регулярной очистке пешеходных доро-жек и переходных мостиков, по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов или подъездных путей на автомобиль-ную дорогу общего пользования, включая переездные мостики; - установление ответственности за определенные виды поведения в зоне транспортных магистралей. Например, подлежат администра-тивному наказанию такие нарушения, как повреждение дорог, желез-нодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, также умышленное со-здание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязне-ния дорожного покрытия. 3. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати-ки.
Страницы: 1, 2, 3
|