Правовой режим земель промышленности
2 Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Земельное право»РефератНа Тему: «Правовой режим земель промышленности»Подготовил: Курсант 144 взводаРядовой милицииКрасный А.Н.Проверил:Преподаватеть кафедры капитан милиции Абрамов В.А. Белгород 2008 Примерное распределение времени: |
План реферата | Страницы | | Вступительная часть | 3 | | Учебные вопросы | | | 1. Земли промышленности, энергетики и недропользования | 4 | | 2. Земли транспорта. | 15 | | 3. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати-ки. | 18 | | Заключительная часть (подведение итогов) | 25 | | | Литература:Основная литература1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.2. Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.3. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 2005.4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.Дополнительная литература1. Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3. 2. Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Экологическое право. 2005. № 1. 3. Попов М. Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты // Хозяйство и право. 2006. № 8.4. Трифанов А.С. Правовой режим земель входящих в категорию земель промышленности // Право и политика. 2005. № 7.ВведениеПеречисленные ниже особенности присущи каждому из рассмат-риваемых видов использования земель специального назначения, что и побудило законодателя выделить эти виды в земельном законода-тельстве.В отношении тех видов использования данных земель, которые законодателем не упомянуты, действует общий режим земель специаль-ного назначения. Например, в отношении земель атомных электростан-ций, земель ядерных полигонов и др.Особенности в правовом режиме земель, составляющих категорию земель специального назначения, обусловлены наличием наряду с об-щими целями особенных, отличающихся от общих, что и является оп-ределяющим в их специальных режимах.Рассмотрим каждую из особенностей этих режимов по отдельности.1. Земли промышленности, энергетики и недропользования.К землям промышленности, энергетики и недропользования относят-ся земельные участки, занятые производственными и административ-ными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными путями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженер-ными коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и другими объектами, используемыми для нужд промышленности, энер-гетики и недропользования.Размеры земельных участков для указанных целей определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией (ст. 88 и 89 ЗК РФ).Предоставление земельных участков для разработки полезных ис-копаемых осуществляется после оформления в установленном поряд-ке прав на пользование недрами и восстановление земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площа-дях в установленные сроки.Под промышленными предприятиями как основными субъектами зе-мельных правоотношений на землях специального несельскохозяйствен-ного назначения понимаются предприятия, обязательным элементом дея-тельности которых является переработка сырья или разработка недр. В силу этого промышленные предприятия можно подразделить на горнодобывающие и не относящиеся к таковым. Однако всем им при-сущи особенности в правовом режиме использования земель, выража-ющиеся в том, что: - поскольку деятельность предприятий представляет собой источ-ник повышенной опасности для окружающих, при размещении пред-приятий, а также сооружений и иных объектов, составляющих элемен-ты этого предприятия, применяется предварительный разрешитель-ный порядок строительства этих объектов. В частности, определение мест строительства производится в соответствии со ст. 35 Федераль-ного закона «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния» (в ред. от 30.06.03) при наличии положительного заключения специально уполномоченных на то органов в области охраны окру-жающей среды, санэпиднадзора и решения органов местного самоуп-равления; - в связи с тем, что строительство и размещение предприятий за-трагивает интересы населения, в необходимых случаях предваритель-ное решение о строительстве должно быть основано на разрешении населения, которое принимается на референдуме или по результатам обсуждения (п. 2 ст. 41 Закона «Об охране окружающей среды»; - поскольку обычным (естественным, эмпирическим) способом опре-делить степень экологической, социальной и иной опасности от разме-щения предприятия невозможно, проекты строительства и размещения предприятий должны проходить государственную, а при необходимости и общественную экспертизу (п. 2 ст. 42 указанного Закона); - экологическая и социальная безопасность предприятия обеспечи-вается утвержденными в установленном законом порядке природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда. По-этому строительство предприятий и всех его элементов-сооружений должно осуществляться в точном соответствии с этими правилами (ст. 34--53 указанного Закона). Если же возникает потребность в изменении утвержденного про-екта строительства предприятия или стоимости проектных работ, то это изменение не должно осуществляться в ущерб требованиям экологи-ческой безопасности. Перечисленные требования закона к размещению и строительству предприятий обеспечены существенными правовыми мерами; если они нарушаются, то это влечет за собой приостановку работ с одновремен-ным прекращением их финансирования соответствующими учреждени-ями банка. Эти требования закона должны быть выполнены полностью, по-скольку п. 2 ст. 44 указанного Закона запрещает ввод в эксплуата-цию предприятия, если выполнены не все работы, предусмотренные проектом, которые должны обеспечить экологическую безопасность деятельности предприятия. 2. Земли энергетики. Землями энергетики признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, иными федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 89 ЗК РФ). В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энер-гетики могут предоставляться земельные участки для: - размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других элек-тростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; - размещения воздушных линий электропередачи, наземных соору-жений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключатель-ных, распределительных и секционирующих пунктов и других соору-жений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и объектов энергети-ки могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для разме-щения опор воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правитель-ством РФ. 3. Земли, предоставленные для разработки недр. Правовой режим использования недр, а также земель, предоставленных для раз-работки недр, регулируется Федеральным законом от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 06.06.03), федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов. Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским, административным, финансовым, санитарным и другим законодательством. Трудно представить, что пользование недрами возможно без заня-тия соответствующего земельного участка. Необходимость в земель-ном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предо-ставляются недра для тех или иных нужд. Без получения земельного участка право пользования недрами практически не может быть реа-лизовано. Землепользование направлено на создание условий для осуществления права пользования недрами. Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, явля-ется то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельно-го фонда России, не отграничиваются от других земель по непосред-ственному целевому назначению. Земли, предоставленные для разработки недр, отнесены к землям специального назначения (промышленности, транспорта, связи и ино-го назначения). Поэтому на них распространяются общие положения, определяющие правовой режим этой категории земель. Однако указан-ные земли имеют значительную специфику в правовом режиме, кото-рая определяется особенностью недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности российского государства. В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах» в состав земель для пользования недрами входят: - земельные участки для регионального геологического изучения недр; - земли, используемые для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; - земли для проведения разведки и добычи полезных ископаемых и для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; - земли, предоставленные для строительства и эксплуатации под-земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - земли, предоставленные для образования особо охраняемых гео-логических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение; - земли, предоставленные для сбора минералогических, палеонтоло-гических и других геологических коллекционных материалов. Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: зем-лепользованием и недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием. Недропользование в этом случае является основным, ведущим по отношению к землепользованию. Необ-ходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, т.е. зем-лепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществле-ния права недропользования. Правовой режим земельных участков, предоставленных для недро-пользования, характеризуется целым рядом специфических особенно-стей, которые обусловлены основаниями возникновения прав на зе-мельные участки, когда в соответствии с лицензией недропользователь получает участок недр в виде горного отвода, который является осно-ванием для земельного отвода. Горный отвод предоставляется органами Госгортехнадзора для не-общераспространенных полезных ископаемых или органами исполни-тельной власти субъектов РФ для общераспространенных полезных ископаемых. Пользование землей и пользование недрами тесно связаны, хотя их взаимозависимость в разных ситуациях неодинакова. В одних случа-ях пользование земельным участком является лишь предпосылкой, необходимым условием для осуществления права недропользования. Так, горнодобывающее предприятие не может быть сооружено и нор-мально функционировать без занятия определенного земельного уча-стка. Данное предприятие является, прежде всего, пользователем недр. Землепользование в этом случае, по отношению к пользованию недра-ми, хотя и является самостоятельным, но носит как бы подчиненный, вспомогательный характер. В других случаях собственник земельно-го участка может выступать в качестве пользователя недр: например, согласно ст. 18 Закона РФ «О недрах» юридические лица и граждане имеют право использовать для нужд своего хозяйства, имеющиеся на предоставленном им земельном участке общераспространенные полез-ные ископаемые без получения горного отвода. В этом случае право пользования недрами представляет собой, по существу, элемент содер-жания права землепользования. После отвода земельного участка в натуре (на местности), государ-ственной регистрации земельного участка в регистрационной палате по месту его нахождения и получения лицензии право недропользо-вания считается возникшим для его осуществления. Предоставление земельного участка в пользование недропользователям -- процесс, состоящий из ряда установленных в законе проце-дур (стадий): получение лицензии (разрешения), дающей право на предоставление недр в пользование; выделение горного отвода для реализации поставленной цели; предоставление земельного отвода; государственная регистрация земельного участка.
Страницы: 1, 2, 3
|