p align="left">Право пользования землями, занятыми промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройкой, занятыми промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами, предназначенными для этих целей Земли промышленной и коммунально-складской застройки предназ-начены для размещения промышленных, коммунальных и иных объек-тов, обеспечивающих функционирование объектов инженерной и транс-портной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Благоустройство таких территорий осуществляется за счет соб-ственников производственных объектов. В санитарно-защитной зоне промышленных, коммунальных и склад-ских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, уч-реждений здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огородных коопе-ративов, а также производство сельскохозяйственной продукции. Право пользования землями транспорта, связи, инженерных коммуникаций, занятыми зданиями, строениями, сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралями инженерной инфраструктуры и связи , и предназначенными для этих целей. К землям транспортной инфраструктуры относятся земли, на кото-рых размещаются и функционируют сооружения и коммуникации железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования. Для предотвращения вредного воздействия таких сооружений и коммуникаций на среду жизнедеятельности предусмотрены необходи-мые расстояния от них до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных земель и другие требования в соответствии с государ-ственными градостроительными нормативами и правилами, а также со специальными нормативами и правилами застройки. Земли в границах отвода подобных объектов и их санитарно-защитных зон подлежат благоустройству с учетом технических и эксплуа-тационных характеристик таких сооружений и коммуникаций. Обязан-ности по благоустройству указанных земель возлагаются на собствен-ников сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования. Объекты, эксплуатация которых оказывает прямое вредное воздей-ствие на безопасность населения, размещаются за пределами городских и сельских поселений. Указом Президента РФ от 27.06.98 № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» признано целесообразным создание и разви-тие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог об-щего пользования при условии, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам. . Размещение на этих землях построек и сооружений, а также про-ведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими органами местного самоуправ-ления и их администрацией. Характерным для этих земель является то, что используются они не для сельскохозяйственного производства, а для специальных целей. Указанные земли предоставляются как в бессрочное, так и во вре-менное пользование, которое осуществляется за плату. Предоставление предприятиям, организациям и учреждениям зе-мельных участков для промышленной разработки общераспространен-ных полезных ископаемых производится после оформления горного отвода. Местоположение и площадь предоставленного земельного участка устанавливаются в зависимости от расположения горного отвода, способа, условий и сроков разработки полезных ископаемых. Пользование землями транспорта и иного несельскохозяйственного назначения в городах, как правило, влечет за собой ограничение прав смежных землепользователей. Право пользования землями сельскохозяйственного использования и другими угодьями К землям сельскохозяйственного использования в городах, посел-ках и сельских поселениях относятся пашни, сады, виноградники, се-нокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяни-ки, карьеры, каменоломни и др. Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья в поселениях могут предоставляться колхозам, совхозам и другим пред-приятиям, организациям, учреждениям и гражданам для ведения сель-ского хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, разработ-ки общераспространенных полезных ископаемых и торфяников, для выпаса скота и сенокошения. Правовой режим земель сельскохозяйственного использования в поселениях имеет сложный характер. С одной стороны, эти земли входят в состав земель городов, других поселений, имеющих своим назначением обслуживание нужд хозяйства и промышленности, с дру-гой -- они используются для сельскохозяйственного назначения. В отличие от последних, аналогичные земли в городах называются зем-лями сельскохозяйственного использования. В сельской местности эти угодья пользуются приоритетом перед всеми другими землями в земельном фонде, в городах же указанные земли подобным приори-тетом не пользуются, а служат резервом для других видов земель городов. Все земли сельскохозяйственного использования в городах, посел-ках и сельских населенных пунктах закрепляются (на разных условиях) за отдельными пользователями: предприятиями, организациями, коллективами граждан и отдельными гражданами. Земли, занятые полигонами бытовых отходов, мусороперерабатывающими предприятиями, торфяниками, каменоломнями, песчаными карь-ерами и другими разработками полезных ископаемых, используются через органы, ведающие местным хозяйством, путем предоставления их в пользование, в том числе в аренду, учреждениям, предприятиям и организациям. Условия пользования устанавливают органы местного самоуправления (их администрация). Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья нахо-дятся в ведении и управлении городских и районных органов само-управления (их администрации), в непосредственном управлении ко-торых они находятся. Предоставление земель сельскохозяйственного использования офор-мляется письменными договорами, заключаемыми между органом ад-министрации органов местного самоуправления и пользователем. Все землепользования в городах, поселках и сельских поселениях, в том числе и при сельскохозяйственном использовании угодий, под-лежат регистрации. Они записываются в государственную книгу ре-гистрации землепользовании инвентаризационно-техническим бюро при городской, районной администрации. Землепользование на указанных землях сельскохозяйственного использования в большинстве случаев является бессрочным и плат-ным. Значительная часть земель сельскохозяйственного использова-ния отводится для нужд сельскохозяйственного производства различ-ным государственным, общественным организациям и гражданам. Сре-ди государственных предприятий, которым предоставляются в пользование земли сельскохозяйственного использования, в первую очередь могут быть названы те, которые имеют своей непосредствен-ной задачей обслуживание городских нужд. Это различные питомни-ки декоративных растений, участки для цветоводства, городские оран-жереи, теплицы, овощные предприятия, фермерские хозяйства и т.п. На землях сельскохозяйственного использования могут быть орга-низованы также сельскохозяйственные предприятия, имеющие своей целью снабжение городского населения овощами, фруктами, ягодами и пр. К числу таких предприятий относятся, в частности, овощевод-ческие совхозы, государственные виноградники, парниково-тепличные комбинаты, крестьянские (фермерские) хозяйства. Нередко на сельскохозяйственных землях организуются подсобные хозяйства государственных промышленных и транспортных предпри-ятий, а также кооперативных и общественных организаций. Размеры земельных участков, отводимых сельскохозяйственным предприятиям, законом не установлены. Отвод земель производится по решению соответствующих органов местного самоуправления (их ад-министрации). Субъектами права пользования землями сельскохозяйственного назначения являются также и городские сельскохозяйственные и рыболовецкие организации, товарищества, кооперативы и пр. Направлением производственной деятельности большинства город-ских сельскохозяйственных организаций является производство ран-них овощей в теплицах и парниках. В силу специфики своей произ-водственной деятельности такие колхозы обычно имеют небольшое количество земли. Закрепление за городскими колхозами находящихся в их пользо-вании земель оформлялось путем выдачи им документов на право пользования землей. Землепользование животноводческих товариществ рабочих и слу-жащих является одной из форм коллективного землепользования граж-дан. Члены товариществ вправе получить земельные участки в соб-ственность или пожизненное наследуемое владение, оставив земли общего пользования за товариществом. Животноводческие товарищества могут получать в пользование сенокосные угодья, производить в организационном порядке покосы на этих угодьях и распределять сено между своими членами. Они при-знаются юридическими лицами и имеют свои уставы, утвержденные общим собранием членов товариществ на основе Типового устава животноводческого товарищества. Право пользования землями особо охраняемых территорий и объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также занятыми лесами. В состав земель городов, поселков и сельских населенных пунк-тов входят также земли природоохранного, оздоровительного, рекреа-ционного и историко-культурного назначения, а также занятые памят-никами природы, природными парками, национальными и дендрологи-ческими парками, ботаническими садами, лесами и используемые для организованного массового отдыха населения и туризма, а также зем-ли с источниками, обладающими природными лечебными факторами, и земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, музеи-заповедники, музеи-усадьбы Любая деятельность на указанных землях, противоречащая их це-левому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается по решениям городского, поселкового и сельского органа самоуправле-ния (их администрации). Земли, занятые лесами, служат целям охраны ландшафтов, расти-тельного и животного мира, сохранения окружающей среды. Земли, занятые городскими лесами, способствуют улучшению мик-роклимата, организации отдыха, удовлетворению культурно-эстетиче-ских потребностей населения, защите территории от водной и ветро-вой эрозии. ЛК РФ предусматривает деление лесов в соответствии с эконо-мическим, экологическим и социальным значением, их местоположени-ем и выполняемыми ими функциями. Деление лесного фонда произво-дится по группам лесов, а разграничение лесного фонда первой груп-пы -- по категориям защитности (ст. 55 ЛК РФ). Городские леса относятся к первой, более охраняемой группе. В этих лесах запрещена хозяйственная добыча древесины и допускает-ся лишь вырубка ее в целях ухода, удаления больных и сухостойных деревьев или так называемая санитарная рубка. Иначе говоря, промыш-ленная рубка древесины здесь не производится, а осуществляется толь-ко уход за лесом, лесовосстановительные рубки, которые сохраняют и усиливают полезные свойства каждого участка и леса в целом. Раз-мер подобных рубок в каждом отдельном случае должен быть тща-тельно обоснован. Разрешается также уборка валежника, сухостоя, поврежденных и больных деревьев и другие работы, обеспечивающие защиту от болезней и повреждений. Руководство ведением лесного хозяйства в городских лесах осуще-ствляется соответствующими органами при городской администрации. Рубки для ухода за лесом, а также некоторые виды побочных пользо-вании в городских лесах производятся с разрешения этих органов. Вопрос №3. Право пользования землями военных объектов и режимных зон. Охрана земель поселений Земли военных объектов и режимных зон предназначены для различ-ных объектов, для размещения которых устанавливается особый режим. Порядок использования этих земель и режимных зон в пределах городской черты и черты сельских поселений устанавливаются спе-циальными уполномоченными органами. Правовая охрана земель представляет собой совокупность юриди-ческих норм, направленных на обеспечение рационального использо-вания земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств. Она выражается в нескольких элементах. 1. Существование правового механизма, обеспечивающего пре-дотвращение нарушений земельного режима. Применительно к гра-достроительству это выражается, к примеру, в том, что собственнику, владельцу, арендатору или пользователю объекта недвижимости, же-лающему осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство тер-ритории, необходимо получить разрешение на строительство, так как без данного документа указанные выше действия невозможны. 2. Наличие правового механизма, обеспечивающего восстанов-ление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения. 3. Наличие мер юридической ответственности за нарушение правового режима. В законодательстве выделяется четыре вида от-ветственности за нарушения земельного законодательства: дисципли-нарная, административная, уголовная и имущественная (материальная). * Дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудо-вого законодательства. Предусмотрены следующие виды дисциплинар-ных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже-оплачиваемую работу и, как крайняя мера, увольнение с работы. Взыс-кание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где работает должностное лицо. Административная ответственность предусмотрена Градостроитель-ным кодексом РФ за правонарушения в области градостроительства. Данный вид применяется в форме денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. Причем в зависимости от вида правонарушения и от лица, совершившего его, размеры штрафа сильно дифференцированы. Так, для граждан минимальный штраф -- 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), максимальный -- 30 МРОТ; для юридических лиц минимальный штраф -- 20 МРОТ, максимальный -- 200 МРОТ; для должностных лиц минимальный штраф -- 20 МРОТ, максимальный -- 100 МРОТ. Кроме того, в КоАП РФ Градостроительным кодексом РФ внесены изменения, в частности в ст. 143, которая теперь устанавли-вает штраф за строительство объектов недвижимости без разреше-ния на строительство (самовольная постройка). Кроме того, административная ответственность предприятий, учреждений, организаций и объе-динений за правонарушения в области строительства устанавливается Законом РФ от 17.12.92 № 4121-1 «Об административной ответствен-ности предприятий, учреждений, организаций и объединений за право-нарушения в области строительства» (в ред. от 16.11.97)'. Под право-нарушением в области строительства в этом Законе понимается не-соблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нор-мативных актов в области строительства и промышленности строи-тельных материалов, влекущее снижение и потерю прочности, устой-чивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или от-дельных конструктивных элементов, прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, а также действие, нарушающее установленный организационно-правовой порядок строительства объектов и приемки их в эксплуатацию. Дела о правонарушениях, предусмотренных данным Законом, рассматривают-ся органами Государственного архитектурно-строительного надзора РФ в порядке, установленном КоАП РФ. * Согласно Градостроительному кодексу РФ уголовная ответствен-ность за правонарушения в области градостроительства устанавлива-ется УК РФ. Однако прямые санкции за данные правонарушения от-сутствуют, что является несомненным пробелом в законодательстве. * Имущественная (материальная) ответственность состоит в возме-щении вреда в полном объеме, причиненного среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением за-конодательства РФ о градостроительстве. Также в случае причинения вреда гражданам в результате нарушения законодательства РФ о гра-достроительстве, повлекшего за собой существенное ухудшение среды жизнедеятельности, соответствующие органы государственной власти РФ могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Специальные льготы и пособия устанавливаются для определенных категорий пост-радавших граждан. Специальные льготы могут быть установлены в виде предоставления жилых помещений в первоочередном или во вне-очередном порядке. Специальные пособия могут выплачиваться на пе-реселение граждан и на минимальное обустройство ими новых мест жи-тельства. Компенсация вреда, причиненного гражданам посредством установления специальных льгот и пособий, не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, от возмещения причиненного ими вреда. Подводя итог, можно сказать, что земли поселений -- одна из важнейших категорий земель в земельном фонде России. Правовой режим этих земель устанавливается новым ЗК РФ и принятым в 1998 г. Градостроительным кодексом РФ, которые внесли ряд новых положений в порядок использования земель поселений. В 1999 г. был принят ряд постановлений Правительства РФ, направленных на ре-гулирование деятельности, связанной с указанными землями. Од-нако на самом деле не все так радужно. Во-первых, множество нор-мативно-правовых актов не применяются, так как отсутствуют механизмы реализации данных актов. Во-вторых, производится недостаточная охрана земель поселений. Так, установлены очень низкие штрафы за административные правонарушения; в облас-ти уголовного законодательства произошла декриминализация самовольного захвата земли (и соответственно самовольного стро-ительства-- ст. 199 УК РСФСР 1960 г.). Следовательно, образо-вался вакуум в законодательстве, который может восполнить только лишь Федеральное Собрание РФ. Таким образом, хотелось бы отметить, что сейчас существу-ет два направления деятельности: 1) реализация ныне существу-ющих правовых актов; 2) разработка и принятие новых, соответ-ствующих нынешним реалиям нормативно-правовых актов. Список используемой литературы: 1) Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г. 2) Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16. 3) Ельникова Е.В. Оборот земельных участков (к вопросу о содержании понятия) // Юрист. 2006. № 10. 4) Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 2005. 5) Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005. 6) Лапач В. Земля общего пользования по законодательству РФ // Хозяйство и право. 2006. № 10. 7) Певницкий С.Г. Земельные участки под жилыми домами: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики // Юрист. 2006. № 8. 8) Зырянов А.И. Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора // Юрист. 2006. № 8.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|