Правовой режим земель населенных пунктов
3 Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Земельное право»РефератНа тему:«Правовой режим земель населенных пунктов. Правовой режим земель поселений»Подготовил: Курсант 144 взводаРядовой милицииКрасный А.Н.Проверил:Преподаватеть кафедры капитан милиции Абрамов В.А. Белгород 2008 План реферата Вступительная часть 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений 2. Планирование развития территории РФ, субъектов РФ, городских и сельских поселений, других муниципальных образований. 3 Право пользования землями военных объектов и режимных зон. Охрана земель поселений Заключительная часть (подведение итогов) Вопрос 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располага-ющихся на них городов и других поселений. В настоящее время, ког-да все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, раз-работка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточ-ных мер для охраны данного режима от нарушений. Землями поселений признаются земли, предоставленные для раз-мещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83-- 86 ЗК РФ). Земли поселений -- одна из категорий земель в земельном фонде России. Согласно Градостроительному кодексу РФ от 01.01.2005 все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, ста-ницы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные посе-ления. При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на: -- сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн че-ловек); -- крупнейшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек); -- крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек); -- большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек); -- средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек); -- малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. че-ловек); -- крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек); -- большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек); -- средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек); -- малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек). Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную дея-тельность -- деятельность государственных органов, органов местно-го самоуправления, физических и юридических лиц в области градо-строительного планирования развития территорий и поселений, опре-деления видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом ин-тересов граждан, общественных и государственных интересов, а так-же национальных, историко-культурных, экологических, природных осо-бенностей указанных территорий и поселений. Использование земель поселений осуществляется на основе градо-строительной документации -- документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Статья 7 Градостроительного кодекса РФ обеспечивает право граж-дан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает: ^ градостроительное планирование развития территорий и поселе-ний; ^ участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной дея-тельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градо-строительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; ^ компенсацию вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градо-строительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятель-ности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граж-дан в результате нарушения законодательства РФ о градостроитель-стве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве. Важная роль в регулировании земельных отношений в поселени-ях принадлежит Федеральному закону от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.03)'. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возни-кающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприят-ной среды жизнедеятельности человека и общества. Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов. В ЗК РФ нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях го-родов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулиро-вание земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты. Назначение земель поселений заключается в том, что они функ-ционируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и зе-мельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составля-ют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверх-ностью указанных территорий. Земли поселений могут быть охарактеризованы общими для них отличительными признаками: ^ земли городов и сельских поселений имеют общее предназначе-ние: обслуживание городов и сельских поселений; ^ земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов -- городской черты, а для земель поселений -- черты сельских поселений. Данная черта -- это внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включе-ние земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Следует отметить, что городская черта и черта сельских поселений устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном Градостро-ительным кодексом РФ, земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназна-ченные для обслуживания хозяйства и населения. Городская черта и черта сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проек-тами планировки и застройки (ст. 84 ЗК РФ). Все земли в пределах черты поселения находятся в ведении соот-ветствующих органов местного самоуправления. Особенности государственного управления землепользованием в поселениях. Государственное управление земельными отношениями в поселени-ях осуществляют на федеральном уровне Правительство РФ и другие органы исполнительной власти РФ в области регулирования градо-строительной деятельности (федеральный орган архитектуры и градо-строительства; органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации); на уровне субъектов РФ -- органы госу-дарственной власти субъекта РФ и органы архитектуры и градостро-ительства субъектов РФ (территориальные органы архитектуры и гра-достроительства); на местном же уровне государственное регулиро-вание осуществляют не входящие в систему государственных органы местного самоуправления. Они сами не пользуются землей, .поэтому функцию хозяйственной эксплуатации не выполняют. Однако в своей деятельности по регулированию земельных отношении органы мест-ного самоуправления наделены широкими полномочиями, которые устанавливаются уставами муниципальных образований в соответ-ствии с законодательством РФ о местном самоуправлении. В ведении муниципальных образований в области градостроитель-ства находятся: принятие и изменение правил застройки, иных нор-мативных правовых актов органов местного самоуправления в "облас-ти градостроительства; утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития террито-рий городских и сельских поселений, других муниципальных образо-ваний и об их застройке, схем и проектов развития инженерной, транс-портной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; разработка проектов черты городских и сельских посе-лений, черты других муниципальных образований и внесение в соот-ветствующий орган государственной власти предложений об их утвер-ждении; организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других му-ниципальных образований; принятие решений об обеспечении потреб-ностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной дея-тельности; организация ведения государственного градостроительно-го кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельнос-ти; выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости; разрешение споров в области градостроитель-ной деятельности в пределах своей компетенции; финансирование разработки и реализации градостроительной документации; осуществ-ление контроля за соблюдением нормативных правовых актов орга-нов местного самоуправления, а также законодательства РФ о градо-строительстве; утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муници-пальных образований; информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и про-ведение референдумов по вопросам градостроительства; выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их за-стройке. Компетенция соответствующих органов местного самоуправления на местах распространяется лишь на территории, находящиеся внутри соответствующей черты.. Компетенция органов местного самоуправления может распространяться и за пределы городской (поселковой) черты -- на так называемую пригородную зону, т.е. на сельские посе-ления, расположенные в непосредственной близости от городов (по-селков). Помимо указанного выше общего управления осуществляется ве-домственное управление землями поселений, которое ведется Государ-ственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ, а также соответствующими органами этого Комитета в составе субъекта РФ, при областных, краевых, районных и городских органах местного самоуправления. Следующим субъектом управления землями поселений являются отделы жилищно-коммунального хозяйства при городской админист-рации. Через эти отделы городские органы местного самоуправления проводят основную работу по регулированию отношений, складываю-щихся при градостроительной деятельности. Итак, городские органы местного самоуправления распоряжаются землями города. В то же время много земель в городах находится во внутриведомственном регулировании различных министерств и ве-домств. Поэтому для земель городов важной задачей является оптималь-ное сочетание общественного и внутриведомственного управления. Как уже указывалось, ведомственное управление землями городов осуществляет Государственный комитет по строительству и жилищ-но-коммунальному комплексу РФ. В своей деятельности он наделен полномочиями, которые можно классифицировать следующим образом: ^ нормотворческая деятельность (например, представление в Пра-вительство РФ проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства); ^ координационная деятельность (например, принимает участие в координации аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций); ^ контрольная деятельность (например, осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве, федеральных градостроительных нормативов и правил);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|