аким образом, лесное законодательство регулирует отноше-ния по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных зем-лях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель - лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб-шие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельско-хозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые боло-тами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для исполь-зования земли). Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 158.При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, они обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздо-ровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают на-воднения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьша-ют эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на скло-нах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей че-ловека.Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохра-нения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они по-лезными или вредными.Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в фе-деральной собственности. Часть лесного фонда может быть пере-дана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собст-венник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рацио-нального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от исполь-зования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям защитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы отно-сятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, за-щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:· запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;· запретные полосы лесов, защищающие нерестилища цен-ных промысловых рыб;· противоэрозионные леса;· защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистра-лей, автомобильных дорог федерального, республиканского и об-ластного значения;· государственные защитные лесные полосы;· ленточные боры;· леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;· леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;· леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источ-ников водоснабжения;· леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;· особо ценные лесные массивы;· леса, имеющие научное или историческое значение;· памятники природы;· орехово-промысловые зоны;· лесоплодовые насаждения;· притундровые леса;· леса государственных природных заповедников;· леса национальных парков;· леса природных парков;· заповедные лесные участки. Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 161.К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ог-раниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при за-готовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологи-ческих функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей груп-пы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хо-зяйством.Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического разви-тия, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правитель-ством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. - С. 201.Основными организационно-правовыми инструментами обес-печения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека, государствен-ный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мони-торинг лесов, государственные программы использования, охра-ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесоустройство, договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, лесорубочный билет, ордер и лесной билет, лицензирова-ние права лесопользования, государственный контроль за состоя-нием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лес-ное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесо-разведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается уста-новление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лес-хозами федерального органа управления лесным хозяйством. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала - обязанность как лесхозов, так и лесопользователей.Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленно-го порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одно-временно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особен-ности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования - заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регу-лирует ее применительно к двум видам - рубкам главного поль-зования и рубкам промежуточного пользования.В отношении рубок главного пользования Кодекс устанавли-вает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касает-ся рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками ре-конструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошны-ми санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка-ми для иных целей).Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наи-более эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восста-новление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред.В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление цен-ных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использо-вать лесные ресурсы.В лесах первой группы, экологически наиболее ценных, про-водятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное ис-пользование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов. Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 167.В лесах национальных парков, природных парков, особо цен-ных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источни-ков водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитар-ной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных за-щитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.В лесах государственных природных заповедников, на запо-ведных лесных участках допускаются только прочие рубки, соот-ветствующие заповедному режиму. При регулировании и прове-дении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешивать-ся в естественные процессы, происходящие в экосистеме запо-ведника.В горных лесах применяются способы рубок главного пользо-вания с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирую-щего значения этих лесов.Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежу-точного пользования заготовка древесины осуществляется в соот-ветствии с региональными правилами рубок или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным орга-ном управления лесным хозяйством.Особенностями обладает правовое регулирование использова-ния, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.Использование лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, за-щиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также ис-пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, располо-женных на землях обороны, определяется специальным законо-дательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, ис-пользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, рас-положенных на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и Минобороны Рос-сии.Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, веде-ние лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осу-ществляются в порядке, устанавливаемом органами государст-венной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лес-ного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государ-ственными органами субъектов РФ, федеральным органом управ-ления лесным хозяйством и специально уполномоченным госу-дарственным органом в области охраны окружающей среды.Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспе-чиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспе-чения защиты земель от воздействия неблагоприятных природ-ных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, са-нитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. - С. 171.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|