реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование лесохозяйственной деятельности

реферат
аким образом, лесное законодательство регулирует отноше-ния по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных зем-лях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель - лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб-шие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельско-хозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые боло-тами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для исполь-зования земли). Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 158.

При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, они обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздо-ровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают на-воднения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьша-ют эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на скло-нах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей че-ловека.

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохра-нения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они по-лезными или вредными.

Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в фе-деральной собственности. Часть лесного фонда может быть пере-дана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собст-венник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рацио-нального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от исполь-зования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям защитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.

В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы отно-сятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, за-щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

· запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

· запретные полосы лесов, защищающие нерестилища цен-ных промысловых рыб;

· противоэрозионные леса;

· защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистра-лей, автомобильных дорог федерального, республиканского и об-ластного значения;

· государственные защитные лесные полосы;

· ленточные боры;

· леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

· леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

· леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источ-ников водоснабжения;

· леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

· особо ценные лесные массивы;

· леса, имеющие научное или историческое значение;

· памятники природы;

· орехово-промысловые зоны;

· лесоплодовые насаждения;

· притундровые леса;

· леса государственных природных заповедников;

· леса национальных парков;

· леса природных парков;

· заповедные лесные участки. Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 161.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ог-раниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при за-готовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологи-ческих функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей груп-пы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хо-зяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического разви-тия, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правитель-ством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. - С. 201.

Основными организационно-правовыми инструментами обес-печения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека, государствен-ный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мони-торинг лесов, государственные программы использования, охра-ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесоустройство, договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, лесорубочный билет, ордер и лесной билет, лицензирова-ние права лесопользования, государственный контроль за состоя-нием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лес-ное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесо-разведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается уста-новление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лес-хозами федерального органа управления лесным хозяйством. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала - обязанность как лесхозов, так и лесопользователей.

Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленно-го порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одно-временно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.

Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особен-ности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования - заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регу-лирует ее применительно к двум видам - рубкам главного поль-зования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования Кодекс устанавли-вает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касает-ся рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками ре-конструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошны-ми санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка-ми для иных целей).

Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наи-более эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восста-новление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред.

В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление цен-ных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использо-вать лесные ресурсы.

В лесах первой группы, экологически наиболее ценных, про-водятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное ис-пользование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов. Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 167.

В лесах национальных парков, природных парков, особо цен-ных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источни-ков водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитар-ной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных за-щитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных природных заповедников, на запо-ведных лесных участках допускаются только прочие рубки, соот-ветствующие заповедному режиму. При регулировании и прове-дении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешивать-ся в естественные процессы, происходящие в экосистеме запо-ведника.

В горных лесах применяются способы рубок главного пользо-вания с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирую-щего значения этих лесов.

Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежу-точного пользования заготовка древесины осуществляется в соот-ветствии с региональными правилами рубок или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным орга-ном управления лесным хозяйством.

Особенностями обладает правовое регулирование использова-ния, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.

Использование лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, за-щиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также ис-пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, располо-женных на землях обороны, определяется специальным законо-дательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, ис-пользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, рас-положенных на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и Минобороны Рос-сии.

Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, веде-ние лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осу-ществляются в порядке, устанавливаемом органами государст-венной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лес-ного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государ-ственными органами субъектов РФ, федеральным органом управ-ления лесным хозяйством и специально уполномоченным госу-дарственным органом в области охраны окружающей среды.

Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспе-чиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспе-чения защиты земель от воздействия неблагоприятных природ-ных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, са-нитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. - С. 171.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.