реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Христианство: история возникновения и античные критики

реферат
p align="left">Выступления Либания и Симмаха можно считать последним выражением открытой борьбы против христианства и переходом к новому типу литературы, хоть и антихристианской по тенденции, но уже не выступающей прямо против христианства.

Новые софисты и неоплатоники, отстаивая безнадежное дело, продолжали противопоставлять христианской идеологии - неоплатоновскую философию, христианскому культу - теургию и мантику, христианским деятелям - прославленных героев "язычества". Но прямой критики христианства греческая литература V - VI в. уже не дает.

Типичный представитель последнего периода софистики - Евнапий из Сард (приблизительно 345 - 420 гг.). Его дошедшая до нас книга "Жизнь софистов" и известные лишь в фрагментах и по отзывам Фотия (IX в.) "Исторические записки" прославляют на все лады "языческих" философов и политических деятелей и выставляют христианских императоров в их истинном свете, как кровавых деспотов. Особенно восторженные похвалы расточает Евнапий Юлиану, составляющему центральную фигуру "Исторических записок". Он приравнивает его к богам. Зато личность и царствование христианских императоров Константина, Феодосия и других изображены в самых мрачных тонах.

Только один раз Евнапий позволил себе прямой выпад против христианства. В 389 г. в Александрии разрушено христианами последнее убежище язычества - великолепный Серапеум, храм Сераписа. Описав разгром Серапеума, произведенный по указаниям "нечестивца" Феофила (патриарха александрийского), Евнапий продолжает: "…Вот до какой "добродетели" дошло человечество. И вот этих-то монахов поместили в Канопусе, тех самых, которые склоняют род человеческий, вместо культа видимых богов, к почитанию рабов, и притом дурных. Они собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлении и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними…Они называют их мучениками, помощниками и посредниками в их молитвах богам, хотя они только негодные рабы, награжденные плетьми…".

По следам Евнапия и в значительной степени на основании его материала написал свою "Историю" Зосим из Газы. Его история (в 4 книгах, сохранившихся частично) охватывает период от Августа до взятия Рима Аларихом в 410 г. Основная идея "Истории" Зосима - в том, что Древний Рим обязан своим величием покровительству богов и, по мере того, как древняя религия уступала место нечестивому христианству, империя падала все ниже. И Зосим отводит душу, изображая в самом неприглядном виде христианских императоров, особенно Константина I.

С первого взгляда можно подумать, что старые традиции вновь возродил философ-идеалист, комментатор Платона Прокл Ликийский (410-485 гг.): среди его произведений значится "Восемнадцать доказательств против христиан".

Но содержание этой книги не соответствует ее названию. Книга сама не сохранилась, но из почти целиком сохранившегося опровержения, написанного Иоанном Филопоном, мы знаем 15 из 18 аргументов; они представляют собою скорее аргументацию в богословском споре внутри христианства, чем доводы против христианства вообще. Эта сумбурная схоластика, остающаяся в пределах формальной, даже чисто словесной логики, отнюдь не задевает сути христианства и христианской церкви.

Примерно в таком же роде была и полемика другого философа и комментатора ряда Аристотелевых трудов - Симплиция (VI в.). Он страстно полемизирует с Иоанном Филопоном, написавшим опровержение "18 доказательств" Прокла. Симплиций не щадит своего противника, награждая его всевозможными бранными эпитетами. Закрытие афинской Академии указом Юстиниана в 529 г., конечно, вызвало бессильный гнев "эллинов", той небольшой группы языческих философов, которая поддерживала древние традиции. Вполне понятно поэтому раздражение Симплиция; по существу же его спор с христианами о вечности мира - спор богословский, а авторитет Аристотеля, как известно, прочно утвердился и в католическом богословии. Действительная борьба против христианского мировоззрения возобновилась позднее, не на заре феодализма, а на закате его, в трудах французских материалистов XVIII в. и их ближайших предшественников.

2.7 Иосиф Флавий

Иосиф Флавий (ок. 37 - ок. 100 гг.) - иудейский историк. Происходил из жреческого рода. Участвовал в антиримском восстании в Иудее 68-73 гг. Сдался римлянам. Отпущенный на свободу императором Титом, принял родовое имя последнего - Флавий. Получив римское гражданство и переехав в столицу империи, написал ряд исторических сочинений. В одном из них ("Иудейские древности") содержится упоминание об Иисусе. Рассказ о нем, дошедший до нас в греческом тексте, явно носит следы христианской правки. Но в 1971 г. была опубликована рукопись средневекового христианского епископа Агапия - "Всемирная история", написанная по-арабски. В ней приведен другой вариант сообщения Флавия об Иисусе. Ученые полагают, что он отражает подлинный текст Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык. Второе упоминание об Иисусе содержится в XX книге "Иудейских древностей" в связи с рассказом о казни его брата Иакова. Это место знал христианский писатель Ориген. Иаков - "брат Господа" - упомянут в Посланиях Павла, он назван среди братьев Иисуса в евангелиях от Марка и Матфея. Церковь считает его двоюродным братом Иисуса.

Иудейские древности, XVIII, 3,3

В это время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком. Ибо он творил чудеса и учил людей, которые радостно воспринимали возвещаемую истину. Много иудеев и эллинов он привлек на свою сторону. Это был Христос. Хотя Пилат по доносу знатных людей нашего народа приговорил его к распятию на кресте, прежние его последователи не отпали от него. Ибо на третий день он снова явился к ним живой, как об этом и о многих других чудесных делах его предсказали богом посланные пророки. И до нынешнего дня существует еще секта христиан, которые от него получили свое имя.

Текст Агапия.

В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего учителя. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса Перевод С.С. Аверинцева. …

Иудейские древности, XX, 9, I

…(Первосвященник Анан) собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как несколько других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями.

2.8. Корнелий Тацит

Корнелий Тацит (ок. 58 - ок. 117 гг.) - крупнейший римский историк. В своем труде "Анналы" он пишет о христианах в связи с грандиозным пожаром в Риме в 64. г. В народе ходили упорные слухи, что город был подожжен по приказанию самого императора Нерона.

Анналы, XV, 44

Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращениями за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслужили самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона.

2.9. Гай Светоний Транквилл

Гай Светоний Транквилл (ок. 70 - 140 г.) - римский историк. Автор труда "Жизнь двенадцати цезарей", в котором дает их жизнеописания (от Юлия Цезаря до Домициана). В биографии Нерона упоминает о христианах.

Нерон, XVII

…Христиане, новый и зловредный вид религиозной секты, подверглись преследованию казнями.

Дошедшая до нас антихристианская литература охватывает два столетия - с 165 до 362 г. До этого периода христианское учение не привлекало внимания философов и писателей, а после Юлиана враждебные выступления против христианства уже не носят характера критики учения и его литературы, а представляют собою лишь выпады против тех или иных представителей христианской церкви или чисто богословские споры.

Критика христианства возобновляется позднее, когда возникающий новый класс, буржуазия, в своей борьбе против феодализма начинает срывать с него покров святости и подвергать резкой критике католическую церковь и ее догму.

Заключение

Христианство - одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).

Имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты, вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества. Главный источник вероучения - Священное писание (Библия, особенно ее 2-я часть - Новый завет).

В IV в. христианство стало господствующей религией Римской империи. Через 300 лет после казни ХристаОколо 26 -36 г. н.э. - распятие Иисуса Христа., римский император КонстантинКонстантинополь - столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 - 330 гг. на месте г. Византий, который в свою очередь основан около 660 г до н.э. Царьград (в русских литературных текстах в средние века). Константинополь в 1204 году стал столицей Латинской империи крестоносцев. Отвоеван византийцами в 1261 году. В 1453 году взят турками. Переименован в Стамбул. 1453 - 1918 - столица Османской империи, затем до октября 1923 года - столица Турции. провозглашает христианство государственной религией. Основные храмы христиан - в Иерусалиме. Главная святыня христиан - Храм Гроба Господня. Иерусалим - религиозный ("священный") центр христианВ Иерусалиме около 15 тысяч христиан и около 40 христианских храмов. , иудеев и мусульман.

Католицизм - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латино-американских государствах, в ПольшеХристианская католическая религия и язык для поляков - фундаментальные ценности. Религия определяет национальную особенность - польскость, польский дух. Эта религия надгосударственная, во все века, с 966 года (года крещения Польши) , отстаивающая верховность духовной власти над светской. Принятием документа Дагоме Юдекс в X веке Польша объявлялась духовной провинцией Святого Престола во главе с римским епископом - папой. Жители Польши выделяли подушно по 1 денарию престолу Св. Петра. Верховным судьей поляки считали духовную власть. Религия учила, что человек верующий подобен Богу, личность человека и его душа священны. Поэтому поляк не терпит несвободы, насилия, лжи, нравственно брезглив и бесконечно предан своей Родине (Поляки на Енисее, Красноярск, "Дом польский", 2003). , Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204 гг. В 16 в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Монархический центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению в первую очередь с православием): добавление к "символу веры " (в догмат Троицы) филиоквеФилиокве - добавление, сделанное в 7 в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому "Символу веры" 4 в., в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от бога-отца, но "и от сына". Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей. ; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии, ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9 - 11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси - с конца 10 в. КрещениеКрещение - одно из главных христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Крещение господне, один из двунадесятых православных церковных праздников, отмечается верующими (6) 19 января церемонией освящения воды (иордань). Руси (введение христианства в греко-православной форме как государственной религии) начато Владимиром Святославичем в 988 - 989 гг. Встречало сопротивление народа и языческого жречества (народные восстания, двоеверие). Способствовало становлению феодальной идеологии, государства, культуры. С 1448 ?? русская православная церковь. Старообрядчество (староверы) - совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковные реформы 17 в. (расколРаскол - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653-1656 гг. ) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.