реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии мира

реферат
p align="left">Систему верований друидов, а также богов кельтов мы знаем очень плохо - потому, что это было тайное знание, которое ушло вместе с носителями культа. Но кое-что все-таки известно.

Друиды почитали священные рощи и деревья, прежде дуб с растущей на нем омелой, реликтовое дерево тисс, обладающее многими необычными свойствами, но могли почитать также и березу, рябину, яблоню и др. До сих пор названия многих населенных пунктов в Испании, во Франции восходят к названиям почитаемых рощ и деревьев.

Имел место культ камней и скал. Встречаются дольмены - древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой, менгиры - вертикально врытые в землю длинные камни и кромлехи - культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней.

Культ камней - очень древний, его корни уходят в докельтские времена. Нам неизвестны строители мегалитических сооружений (мега - большой, литос - камень). Самые древние такие сооружения на территории Европы - это Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии. Возраст этих сооружений - несколько тысячелетий. Есть попытки объяснить эти сооружения как храмы Солнца и Луны. Не исключено, что сами кельты-друиды переняли свои знания у этих древних и неизвестных нам строителей мегалитов, ибо некоторые черты друидизма, к отмеченным выше можно добавить астрономизм культа, интерес к движению планет, не находят аналогий в культах других индоевропейских народов. Но есть в их религиозных представлениях и немало общего, в частности, веру в то, что душа после смерти тела продолжает существование, правда, не в ином мире, а на этой же земле, переселяясь в иное тело - обычно, в ребенка, родившегося в этой же семье. Однако душа может переселиться и в животное, и в растение. Такие верования есть у многих народов, особенно культурно отсталых, но сходные соображения были свойственны, например, и таким интеллектуалам, как пифагорейцы. Одно время даже полагали, что друиды позаимствовали эти идеи у Пифагора, один из рабов которого якобы поселился у друидов.

Валлийский бард VI в., носитель традиции друидов, так описывал свои превращения:

И снова преображенный,

Был я голубым лососем,

Был я собакой, оленем,

Косулей на склонах горных;

Был я бревном и лопатой,

Сверлом в прокопченной кузне,

И целых полтора года

Был я петухом рябым.

Охотно топтавшим кур.

Наиболее подробное описание богов кельтов остались опять же в записках Юлия Цезаря, но автор, к сожалению, назвал богов кельтов именами римских богов, исходя из относительной близости тех или иных функций богов. Так, когда Цезарь пишет о Меркурии, то он имеет в виду, скорее всего, бога Луга. Имя Луга сохранялось в названиях некоторых крепостей и городов, так Лион раньше назывался Лугдунум - Крепость Луга. Месяц август у кельтов носил имя Луга.

За именем Юпитера скрывается галльский бог Таранис, он изображался обычно с молотом и колесом в руке, этим он похож на скандинавского бога Тора, о котором мы поговорим попозже.

Можно назвать имена Тевтатеса, связанного с военным делом, бога Мапонуса - аналога Аполлона, римской Минерве, вероятно, соответствует кельтская Бригита. Был, вероятно, бог подземного мира, которого Цезарь называл Бис или Дит и в котором, возможно, надо видеть известного в Ирландии бога Донна - Темного. Известны имена таких богов, как Езус, Эпон, Кернуннос и др.

К сожалению внятных описаний функций и деяний тех или иных богов кельтов у нас нет по той причине, о которой я говорил: друиды преподавали свои знания только изустно. Остается не ясным происхождение самих друидов: есть предположения, что они появились в древней Европе еще до заселения ее кельтскими племенами и, возможно, несли знания, восходящие к отдаленным временам индоевропейского единства.

ЛЕКЦИЯ 5 РЕЛИГИИ ВОСТОКА

ВЕДИЗМ (Ведическая Религия) - религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования хинду-самая.

Являлась базой для многих языческих культов у самых разных индоевропейских народов. Предположительно, возникла на территории современной Индии в III тысячелетии до н.э. Возможно, религия принесена арийцами, пришедшими на территорию Индии на рубеже 2--1 тысячелетия до н.э. Свое название ведизм получил от слова «Веды». Это комплекс священных книг, написанный на древнем санскрите.

Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана. Характерная черта ведизма -- обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды.

Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед. Четкой иерархии богов также не существует.

Пуруша -- первородный великан, породивший мир. Пуруша был расчленен богами, то есть принесен в жертву. Поэтому основа ведического культа -- жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.

Агни -- вероятно, изначально считался главным богом. Затем у него появляется множество ипостасей: Рудра (бог битвы, бури), Индра (воитель и бог неба), Варуна (также небо).

Митра -- брат Варуны, божество солнца и правды. Позднее культ Митры переходит в маздеизм и митраизм.

Сома (Сама) -- божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока тропических растений. Подобный наркотический напиток возливается на жертву в процессе жертвоприношения.

Яма -- солнечный бог смерти. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами. Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.

Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Брахманизм является национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии, а также (наряду с буддизмом) Непала. Есть традиционные последователи этой религии и в других странах например, на острове Бали в Индонезии. Брахманизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами. Из древнего брахманизма (индуизма) выделились и другие религии Индии - джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках брахманистской традиции были разработаны оригинальные и глубокие религиозно - философские системы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли человечества.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли.

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до н.э.). Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякой ритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти).

По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько теософские рассуждения о сущности обрядности.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму.

Брахманизм, часто употребляемое в научной литературе название поздней религии вед, когда последняя значительно изменилась вследствие развития классовых отношений (особенно рабства) и под влиянием религии автохтонного населения Древней Индии (1-е тыс. до н. э.). Название получил от сборника ритуальных текстов -- Брахман.

Для брахманизма характерны многобожие с включением в пантеон различных местных племенных божеств, сохранение анимистических и тотемистических воззрений, культ предков. Верховные боги брахманизма: Брахма -- творец Вселенной и её олицетворение, благодетельный Вишну и грозный Шива, олицетворяющие производительные силы природы. В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором -- низкого обществ, положения или даже в животном или растении. Критерием оценки поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы -- определённого образа жизни, установленного якобы Брахмой для каждой варны. Брахманизм освящал общественное неравенство, объявляя деление общества на варны установлением богов.

В брахманизме решающее значение придавалось обрядам -- сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т.д. Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длительного обучения; это способствовало росту значения брахманства (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов. Брахманизм развивал представление о способности человека посредством аскетических подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. В борьбе с буддизмом и под его влиянием брахманизм в 1-м тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм.

ЛЕКЦИЯ 6 БУДДИЗМ

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э.

Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.

Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско- ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.