реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Масонство в России и за рубежом

реферат
ыли и такие высказывания: «Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко рационалистическое не есть только определенная общественная ассоциация. Масонство есть противоцерковь, противокатолицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли». Боровой А.А. Современное масонство на Западе. -М.,1922, с.14=15.

В.Ф. Иванов на основании подобных изречений делает вывод, «отвергая Бога, христианство, христианскую церковь и христианскую мораль, масонство создает новую религию - религию гуманитаризма, совершая замену Бога человечеством». Исследователь резюмирует: «Ближайшая задача масонства - захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах. Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный строй. Наука, искусство, печать, промышленность, международные отношения. Все это перестраивается масонством на новый лад. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство… - М.,1998, с.69. Таким, образом, и в данном вопросе среди историков нет единства во взглядах.

1.3. Символика масонов

Своеобразность учения вольных каменщиков заключается и в том, что оно проводило в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая их в целый ряд символов и обрядов. «Символ представляет из мысли свободу, простор; догмат сковывает, подчиняет», - объясняли масоны-риторы. Масонство /Авт.- сост. С.П. Мельгунов, Н.П. Сидоров. -Мн.,1998, с.359.

Язык в ложах был иносказательный. Были установлены условные наименования предметов, имевших отношение к обрядам, и к внутреннему распорядку, обиходу.

Что очень важно отметить, невзирая на различие в системах, терминология и основы устройства были общими для всего братства.

Помещения, в которых собирались братья-каменщики для проведения своих работ, назывались ложами. Ложами именовались также союзы братьев, отдельные замкнутые кружки, сплотившиеся в известную организацию. Для отличия каждой ложе присваивалось какое-нибудь название: 1/ в честь людей, отличившихся святостью жизни, великими добродетелями; так, в России была ложа св. Георгия и Моисея, Елизаветы к добродетели и Александра благотворительности к коронованному Пеликану, Петра к Истине и т.п.; 2/ в память мифических божеств, как выразителей различных идей, - Озириса, Латоны, Изиды, Гигии, кастора и Полукса, Астреи были посвящены ложи и в России; 3/ в память особо чтимых масонами символов Пламенеющей Звезды, светоносного Треугольника, Феникса, Сфинкса, Орла, Пеликана, Солнца, Розы, Секиры Меча и пр.; 4/ иногда в напоминание какого0нибудь добродетели /например, военно-походная ложа «Военной Верности/. Там же, с.360.

Работами вольные каменщики называли свершение различных обрядов, как то: прием в орден начинающих /профанов/ и дальнейшие посвящения в более высокие степени; учреждение и освещение новой ложи /инсталляции/. Столовые ложи или братские трапезы; усыновление младенцев; траурные ложи в воспоминание об усопших братьях; административные и т.д. Под «работой» понималось также стремление просветиться, желание совершенствоваться.

Востоком именовалось высшее управление. Конституция, т.е. учредительная грамота, выдавалась ложам от высшего правления или Востока.

Инсталляция новой ложи производилась по особому, утвержденному обряду самим управляющим союзом или его представителем.

Во главе каждой ложи стоял управляющий, мастер стула, венерабль, префект, настоятель, председатель. Пособник управляющего назывался неместным мастером. Среди должностных лиц ложи были также: надзиратели, секретари /или хранители печати/, риторы, обрядоначальники, подготовители, вводители, казначеи, попечители о бедных, собиратели милостыни и др.

Вход в ложу охранялся братом-служителем, привратником или кровельщиком.

В зависимости от сложности обряда состав должностных лиц увеличивался: бывали герольды, канцлеры. Хранители или блюстители храма, короны, лампады. Меча, наугольника, хоругви, шпор и т.д. Управляющий целым союзом лож величался Гроссмейстером, т.е. Великим мастером.

Масонство отличает значительное количество всевозможных символов. Так, к примеру, в 1734 году в Англии Иоанновскому масонству был присвоен лазоревый цвет. Цвет лазури, цвет неба символизировал возвышенность стремлений, жажду духовного совершенствования. Золото - благороднейший металл, и Вольные Каменщики избрали его как символ чистоты своих побуждений. У мастеров существовали ленты и фартуки. В Иоановском масонстве ленты были голубыми, а фартуки - обшиты и подбиты голубым. На «чрез плечной» ленте мастера французской системы была изображена акация и звезды, вышитые золотом, сама лента из голубого шелкового муара. Лента изображала пояс зодиака, акация - являлась солнцем; солнце же символизировали буквы М.В., означавшие мастерское слово. Присутствующий на ленте циркуль также изображал солнце, а наугольник - часть земного шара, освещенного солнцем. В Иоановском масонстве вообще главными символическими знаками были: пламенеющая звезда, солнце, луна, треугольник, циркуль, наугольник, отвес, 24-дюймовый масштаб, линейка, улей с пчелами, лопаточка, молоток, простой и кубический камни, чертежная доска, гроб, слезы, золотой шнур, связанный кафинским узлом, светильники, столбы, лестница, мозаичный пол, шляпа, шпага, фартук и перчатки. Символика масонства /из серии «Тайные знания»/. -М.:Гелиос,1996, с.39.

Все эти символы объяснялись посвященному во время приема его в ложу, и для большей наглядности обряда начальник расстилал на полу перед новичком ковер, на котором были изображены все символы, заключавшие сокровенный смысл степени. Блистающая или пламенеющая звезда символизировала Дух, наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, освещающий деяния масонов. Солнце изображало истину, мужество, правосудие, действующую силу; луна - чистую любовь, материю, природу. Иногда солнцу, как и звезде, придавалось значение все оживляющего духа; оно означало еще масонский орден и изображалось кругом с точкой в центре; луна означала иногда Христа и истину. Семь звезд означали «эфирное жилище Премудрости». Под звездами подразумевались еще семь даров духа святого: премудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх Божий и любовь. Символика масонства. -М.,1996, с.42,46,48.

Во французской системе изображение небесных светил означало силы и действия природы. Кафидским узлом связанный шнур был символом единения всех членов Ордена Вольных Каменщиков. Мозаичный пол изображал богатство творения и божественных благодеяний также как переменчивый и неизвестный ход жизни и разнообразные внешние отношения людей, которые по рождению и смерти все равны. Три светильника означали священную Троицу, или троичность во всем существующем. Число светильников, ветвей на них и число зажженных свечей также имело символическое значение; чем сложнее был ритуал посвящения, чем пышнее обставлен, тем больше зажигалось свечей.

Масштабом проверялось, соответствуют ли деяния масонов законам вечных истин; 24 деления масштаба соответствуют 24 часам суток. Каменщик всегда, во всякое время должен быть готов к служению страждущему человечеству.

Простой камень - это грубая нравственность, хаос; кубический камень - нравственность «обработанная»; чертежная доска - планомерность работы, власть доброго примера. Молоток служил для обработки простого камня, он же означал совесть, искру Божества, тлеющую в мрачной храмине человека, преданного греху. Лопаточка - снисхождение к слабостям людей и строгость к себе. Улей - символ трудолюбия, разумного труда, основанного на знании. Ветвь акации - бессмертие; гроб, череп и кости - презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Белые одежды, фартуки, перчатки изображали чистоту нравов. Круглые шляпы - символ вольности. Обнаженный меч - карающий закон.

Ложа имела продолговатую форму /прямоугольник/, четыре стороны символизировали «всемирность масонства». Каменщик всегда должен был помнить основную идею чистого масонства - соединить все народы земного шара в одну семью и стереть красочные различия стран и народов.

Или, скажем, символами высшего, андреевского масонства были: корона - знамение высшего просветления, мудрости; ключ золотой - знак познаний тайн бытия; меч - воительства; боевая секира - безжалостного отсечения вредных членов общества. Крест с изображением святого апостола Андрея Первозванного носился в напоминание клятвы «распространять учение Вольных Каменщиков, не щадя своей жизни». Фонарь напоминал свет разума; крест обычной прямой формы, с прямой перекладиной, был символом духа, страдания, победы над плотью, борьбы духа с материей; роза означала вечность материи, любовь; пеликан - Спасителя мира, закон высочайшей мудрости; орел - неустрашимость, царственность искусства Вольных Каменщиков.

Символические знаки изготовлялись из дерева, позолоченной меди, бронзы, золота, серебра, слоновой кости или перламутра; нередко они украшались эмалью, финифтью, драгоценными и самоцветными камнями.

Но символы каменщиков встречались не только в виде отдельных предметов, ими расписывались ленты, фартуки, одеяния. Почти нет такого предмета житейского обихода, на котором Каменщики не изображали свои символы, но чаще всего встречаются табакерки, перстни, брелки, часы, пуговицы.

И, наконец, для распознания в постороннем человеке члена Ордена и определения его масонской степени было три способа: знак для зрения, слово - для слуха, прикосновение - для осязания. Всякий член Ордена имел право входа во все ложи мира.

1.4. Английское масонство - веков

Филантропические и реформаторские тенденции века, вместе со вкусом к тайным обществам и символическому ритуалу, перешли к позднейшим поколениям и несомненно отразились на характере и судьбах масонства - веков.

Остатки почтенного общества свободных каменщиков в начале столетия сохранились и в Лондоне, и в других городах. С водворением новой династии /короля Георга 1/ жизнь страны входила в мирное русло. Как уже отмечалось выше, четыре ложи: «Гуся и Противня», «Короны», «Яблони» и «Виноградной кисти» /названия таверн, в которых они собирались/, сплотились вокруг Великой Лондонской ложи.

Раньше других обратили внимание на вновь ожившую масонскую организацию члены Королевского Общества. К ней примкнул, например, придворный проповедник принца Уэльского Теофил Дезагюлье, за ним последовал доктор Стэкли, а вскоре еще один член Королевского Общества, скрывавшийся под псевдонимом Филарет.

В масонах видели уже носителей великих тайн - новой вид «розенкрейцеровских братьев», а с другой стороны - подозревали атеистов и политически опасных людей.

Постепенно в ложу стали вступать представители знати и весь социальный состав ее постоянно, менялся. Сюда вступили герцог Монтегю, герцог Уортон, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. После 1723 года в составе ложе уже не было лиц, не носящих, по крайней мере, звания сквайра /сельского дворянина/. В декабре 1721 года в газетах распространился слух о предстоящем принятии в масонство самого наследника престола принца Уэльского. Масонство входило в моду.

Одним из проявлений «новой жизни» и было издание Кодекса масонских уставов /о чем мы уже упоминали/ - «Новой Книги Конституций».

Самой важной и интересной частью Книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отразившая в себе современное, культурное, политическое лицо английского масонства. В главе говорится о свободе выбора веры и о религии добра и верности долгу.

И основатели Ложи и примкнувшая к ним великосветская молодежь не занимались отвлеченными вопросами веротерпимости, не стремились провозглашать философские принципы, они просто «вкушали плоды мира». После актов о веротерпимости, билля о правах /1689 г./, Утрехтского мира /1713 г./, обеспечивающего Англии блестящее экономическое будущее, для людей господствующего класса все казалось в Англии достигнутым. Возможно, поэтому господствующим направлением Великой Ложи был не космополитизм, а христианский национализм.

Судя по протоколам Великой Ложи, отмечают исследователи от 1723 до середины 1771 годов, в ее деятельности не было ничего не только опасного, но и просто выходящего за предел светского времяпрепровождения. Масонство в Англии: научно-популярное издание. -М.: Харвест, 1997, с.25.

Вместе с тем, в период 1723-1724 гг. в масонство стали проникать политические разногласия. Возникает вражда к масонскому Ордену со стороны Иезуитов и находящегося под их влиянием римского престола. В 1738 году появилась папская булла, осуждавшая масонов, как вредную для апостольской церкви секту.

С 1724 года количество лож в Лондоне растет. В 1729 г. из 54 лож, примыкавших к Великой лондонской Ложе, 12 находились в провинции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.