реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

реферат
p align="left">При анализе учения Тертуллиана о Святом Духе сразу бросается в глаза уже встречавшаяся нам идея субординации. Второе, на что следует обратить внимание - это то, что Святой Дух не сотворен, т.е. согласно Тертуллиану, Святой Дух - это инструмент, через который действует Отец, однако Святой Дух при этом не перестает быть лицом (persona) и не превращается в некую безликую силу.

Ириней

Ириней - отец церкви II века, епископ Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, знаток греческой поэзии и философии. Ириней многое делал для обращения язычников в Галлии и борьбы с гностиками. Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992, с.953.

Ириней высказывает мысль о том, что Сын и Святой Дух - это руки Отца, через которые Он все творит. Schaff Philip, 564. Об этом говорят его слова: «С Богом, Который над Словом и Мудростью, Сыном и Духом, через которых и в которых Он свободно творит все...» Там же. Известно так же, что Ириней мудрость из книги Притч относил не к Сыну, а к Святому Духу, следовательно, считал его вечным, несотворенным, «независимой личностью, подобно Логосу». Там же.

В понимании Иринея Лионского очевидны, во-первых, та же идея субординации в отношениях Отца, Сына и Святой Духа, и, во-вторых, учение о Его несотворенности. И хотя Святой Дух и является неким инструментом, через который Отец творит, Он не безликая Сила, Он определенное лицо, личность.

Ориген

Ориген - знаменитый христианский философ-богослов второго - начало третьего веков. Уже юношей Ориген преподавал в прославленной Александрийской школе. За свою жизнь написал около 6000 книг (по-нашему счету 9-ть томов). Прославился работой «Гекзапла» (список Ветхого Завета на шести языках, работа не сохранилась до наших дней). Писал толкования на отдельные книги Библии, апологии. Характерной чертой философии Оригена является стремление согласовать христианское учение с эллинизмом и миром античных представлений. Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. с.1706-1707.

Учение Оригена о природе Святого Духа мы находим в его учении о Троице. Ориген первый, кто произнес формулу, которая стала неотъемлемым достоянием церковного богословия: «Три ипостаси и одна Троица». М. Э. Поснов. с.192. Т.е. Ориген представлял Святого Духа самостоятельной личностью и частью поклоняемой начальственной Троицы, и не считал Его сотворенным существом. В своем труде «О началах» он пишет: «мы не нашли в Священном Писании ни одного изречения, где Дух Святой назывался бы тварью (factura)...» Ориген. О началах. Новосибирск, В.О. «Наука». Печатается по изданию Рига. 1936. с.70. Тем не менее, он относит происхождение Святого Духа через Сына, аргументируя это тем, что все произошло через Него.

И хотя Ориген и пишет, что «в Троице, конечно, не должно мыслить ничего большего или меньшего...» Там же, с.75. он очень определенно различает возможности действий Отца, Сына и Святого Духа:

«Я думаю, - пишет он, - что действие Отца и Сына простираются как на святых, так и на грешников, как на разумных людей, так и на бессловесных животных, и даже на неодушевленные предметы и вообще на все существующее. Действие же Святого Духа, ни в каком случае не простирается на предметы неодушевленные, или на одушевленные, на бессловесные существа, не простирается оно и на существа разумные, которые пребывают во зле и не обратились к лучшему. Действие Святого Духа, по моему мнению, простирается только на тех, которые уже обращаются к лучшему и ходят путями Иисуса Христа». Там же, с.72.

И еще:

«Сын меньше Отца, потому что Он второй от Отца; Святой же Дух ниже Сына и пребывает в святых». Там же.

И хотя Ориген не считает Святого Духа творением, все же говорит о Его происхождении через Сына и относит Его к Сыну, как Сына к Отцу, т.е. наделяет Его статусом ниже, чем статус Сына и Отца.

Итак, в учении Оригена о Святом Духе, налицо идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом, а так же не тварность и личностный аспект Святого Духа. Субординация Оригена выражается в отличающихся возможностях действий Святого Духа от деяний Сына и Отца.

Обобщая сказанное о природе Святого Духа в этом разделе можно выразить традиционный взгляд по этому вопросу до-никейского периода так:

- Святой Дух - несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух - не безликая сила, а определенное лицо, личность, ипостась.

- Святой Дух - ниже Сына и Отца, т.е. налицо определенная идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом.

Так же для нас важно будет посмотреть на причины, способствовавшие становлению именно такого понимания вопроса о природе Святого Духа в рассматриваемый нами период. Среди прочих ясно выделяются три:

- Особенности греческого менталитета. Греческому уму непонятна была формула, где Один плюс Один плюс Один равняется единый Бог. Если есть Отец, Сын и Святой Дух, то их трое, и если каждый из них Божественная личность, то Они не единый Бог, а трое Богов.

- Влияние Священного Писания. Ветхий Завет и еще не оформившиеся в канон книги Нового Завета были источником веры христиан второго, третьего века, и там-то как раз они и увидели Троицу - Отца, Сына и Духа Святого.

- Христианская религия утверждала, что она является монотеистической религией, в отличие от языческих религий, и проповедовала одного и единого Бога. И это не прошло мимо враждебно настроенных язычников. Язычники обвиняли христиан в политеизме. Христиане верили в Отца, Сына и Святого Духа, а говорили, что верят в одного и единого Бога. И христианству нужно было дать ответ на это обвинение.

Теперь, как христианам II-го века, видевшим в Писании Отца, Сына и Святого Духа, не до конца способным объяснить, как Один, Один и Один есть единый Бог, и проповедующим, тем не менее, единого Бога, объяснить это противоречие? Здесь-то и помогла им идея субординации. Один верховный Бог-Отец, а Сын и Святой Дух ниже Его, хотя и являются Божественными ипостасями, т.е. только им еще присуще Божество, т.к. они происходят от Отца. Притом идея субординации представлялась разными богословами по-разному, что мы можем утверждать из выше рассмотренного. Так Тертуллиан считал, что появление Сына и Святого Духа связано лишь с домостроительством Божьим М. Э. Поснов. с.182 ., и Святой Дух - это инструмент Отца. Ириней имел похожий взгляд, что Сын и Святой Дух - это руки Отца, через которые Он творит все. А вот Ориген, хотя и полагал, что в Троице не должно считать Кого-то большим, а Кого-то меньшим, поддерживал идею субординации тем, что ограничивал возможности Святого Духа по сравнению с возможностями Сына и Отца.

Теперь мы должны ответить на вопрос: Как понимание природы Троицы, в общем, влияет на понимание природы Святого Духа? Другими словами, зачем мы, изучая вопрос природы Святого Духа, касаемся в некоторых случаях учения о Троицы в целом? Когда говорится, что Святой Дух ограничен в возможностях, или ниже чем Отец, т.к. происходит от Него, или ниже чем Сын т.к. происходит от Него, то вместе с этим неизменно умаляется и природа Святого Духа по сравнению с Отцом и Сыном.

Окончательный вывод по этому разделу можно сформулировать в следующих трех слагаемых учения о природе Святого Духа, которое сложилось, как традиционное представление церкви в период середины II-го и III-го веков:

- Святой Дух - несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух - не безликая сила, а определенное лицо, ипостась (личность).

- По Своей природе Святой Дух ниже природы Отца и Сына, т.е. можно констатировать идею субординации между Отцом Сыном и Святым Духом.

ВЗГЛЯДЫ ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Помимо традиционного понимания природы Святого Духа и природы Бога и Троицы, в христианстве развились другие учения, по-своему объясняющие природу Божества. В нашей работе мы будем называть их еретическими, потому что такими они были признаны на вселенских соборах. Мы рассмотрим четыре еретических движения.

Евиониты-гностики

Евиониты-гностики, они же елкезаиты, они же самсеи - еретическое движение, происхождение которого не вполне выяснено. Начало этого движения относят к царствованию Домициана Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. с.818-819 . (81-96 года).

Их представление о Святом Духе следующее. Первый человек, Адам, обладал истинною религиею, т.к. в нем обитал Божественный Дух. Но мало помалу род человеческий, под влиянием злого начала - материи, потерял эту религию. Для освобождения людей от зла и поддержания в них истинной религии Бог посылал в мир Своего Божественного Духа, который и являлся в лице Авеля, Еноха, Авраама, Исаака, Иакова и Моисея. Учение Моисея по большей части было извращено евреями. Чтобы очистить Моисеев закон от примеси чувствительности и восстановить истинную религию, Бог снова послал Своего Божественного Духа, который явился во Христе и исполнил Свое дело. Н. Тальберг. История христианской церкви. М., «Интербук». 1991. с.56.

Анализируя учение Евионитов-гностиков, из-за недостатка информации о них, трудно увидеть, что конкретно оно представляло собой. Но точно известно, что Святой Дух, это некий Божественный Дух, который использует Отец для поддержания Своей религии на земле, т.е. Святой Дух - некий инструмент Отца. Но трудно говорить о личностном аспекте Святого Духа в их учении. Либо Он личность, либо просто сила, которую использует Отец. Тем более трудно говорить о добровольных или не добровольных мотивах прихода Святого Духа на землю, в том случае если Он личность.

Арианство

Ариани, последователи Ария, самого известного из еретиков, потрясших церковь в IV-м веке. Арий был пресвитером в Александрии, впервые сформулировал свою доктрину в 318 году. Он утверждал, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не являлся безначальным, т.е. был творением. Энциклопедический словарь «Христианство». с.113.

Что касается учения ариан о природе Святой Духа, то многое, о чем учили ариани по интересующему нас вопросу не известно. Известно, что они, как и Сына, считали Духа Святого творением. Картешев пишет, что ариани «определенно проповедуют, что Дух Святой есть творение». А. В. Картешев. Вселенские соборы. М., Изд. «Республика». 1994. с.96. Болотов пишет, что арианское славословие Бога выражается в форме: «слава Отцу чрез Сына во Святом Духе», в отличие от общепринятого церковью: «Слава Отцу и Сыну и Святой Духу».

В учении ариан видно, как минимум два слагаемых учения о природе Святой Духа:

- Святой Дух - творенье, было время, когда Его не было, и настал момент, когда Он был сотворен.

- Святой Дух - личность. Это можно заключить из одинаковости учения о тварности Христа и Святого Духа, и из признания Арианством Отца, Сына и Святого Духа. И если Христос проявил Себя, как личность, то логично предположить, что Святой Дух есть тоже личность, которая, так же как и Христос возвышается над другими творениями.

Манихейство

Манихейство - еретическое движение, появившееся во второй половине третьего века в Персии. Оно имеет сходство с гностицизмом, но отличается от него отсутствием идей греческой философии и религиозного иудейского учения. Оно представляет в себе смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Н. Тальберг. с.62.

Кратко учение манихейства о Святом Духе можно сформулировать так: Святой Дух - это эон, которого производит добрый Бог на помощь эону Христу для борьбы против злого демона, восставшего на добрый мир. Поснов пишет, что манихеи «»признавали три Божественных лица - Отца, Сына и Святого Духа; но это только внешнее сходство с христианством, продолжает он, ибо у них Сын и Дух - эманации Отца...» М. Э. Поснов. с.155.

В учении Манихеев о природе Святой Духа безошибочно можно увидеть что:

- Святой Дух - эон или эманация Отца?

Монархиантво

Монархиани (допускающие в Боге единое лицо) или антитринитариани (противо-троичники) - представители ереси конца второго и третьего веков. По своим представлениям о природе Троицы они делятся на динамистов и модалистов. И отдельно от учения динамистов и модалистов я бы выделил учение римского епископа Каллиста.

Учение модалистов, они же савелиани (так они были названы по имени основоположника Савелия), их так же называли патрипассианами (допускающие страдания Бога-Отца), о природе Троицы и в частности о Святом Духе следующее:

Бог, мыслимый вне отношения к миру, есть Бог молчащий. Бог, открывающийся миру, есть Бог говорящий. Бог говорящий открывает Себя в трех лицах: в лице Отца, в лице Сына и в лице Святого Духа. Бог в Ветхом Завете открывается, как Отец. В лице Сына Он открывается, как Бог Спаситель. С момента вознесения Христа Бог открывается в лице Святого Духа. Лицо в данном случае не тоже, что ипостась, а скорее три наименования одной ипостаси. Главное положение Савелия гласит так: «Один и тот же есть Отец и Сын и Святой Дух, так что эти три наименования одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке». Там же, с.151.

Учение динамистов следующее: Бог в строгом смысле есть единое существо. Лиц в Нем нет. Что же касается Сына и Святого Духа - это не Божественные лица, имеющие личное бытие, а божественные силы одного Бога. Сын есть божественная сила, осуществляющая посредничество между Богом и миром. Дух Святой есть божественная сила, которой свойственны освящение, сообщение благодатных даров и прочее. Н. Тальберг. с. 66

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.