реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Я-концепция у старших подростков

реферат

подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе,

жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма) (Реан А.А., 2001,с.362).

Характер самооценки и качества личности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных

качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию

у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней

самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь

характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с

адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет

резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и

личный статус.

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов,

активность их направлена на различные виды деятельности, а также на

межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на

познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют

достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на

общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо

максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной

тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом,

неумением находить выход из трудных ситуаций.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой

самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования

выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или

является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется

сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют

способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми

из них оказываются пять критериев: школьная успеваемость, внешность,

физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в

подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны

для оценки родителей, а три другие - для сверстников (Реан А.А.,2001,

с.363).

В результате анализа изученной литературы мы определили понятие Я-

концепции, охарактеризовали её структурные компоненты (когнитивный,

аффективный, поведенческий) в соответствии с работой Р. Бернса «Развитие Я-

концепции и воспитание». При раскрытии содержания стадий развития личности

от рождения и до подросткового возраста, мы опирались на теорию

психосоциального развития человека Э.Эриксона. Далее нами были выделены

факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование Я-концепции

подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания),

роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим

статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Нами также

были рассмотрены некоторые особенности Я-концепции в подростковом возрасте,

которые мы учитывали при создании программы тренинга личностного роста для

старших подростков.

Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков

2.1. Пояснительная записка

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются

фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют

кардинальное значение для всего последующего развития и становления

личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты

отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру

характера, обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В

подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание,

вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и

самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой

собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-

концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или

неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в

значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка,

является регулятором поведения и деятельности. Как показывают

многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом

возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного

развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков,

снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации

(Ремшмидт Х.,1994,с.112).

Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для

работы психолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).

Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции у

старших подростков.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

1) вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для

психологического анализа своей личности, социально-психологических

ситуаций;

2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания,

самосовершенствования, самопринятия;

3) развитие адекватного понимания самого себя;

4) развитие адекватной самооценки;

5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Ниже представлен тематический план занятий.

Тематический план занятий

|№ | Темы занятий |Количество |

|п/п | |часов |

|1. |Знакомство. |4 |

|2. |Путешествие к центру своего Я. |4 |

|3. |Я глазами других. |3 |

|4. |Принятие себя. |3 |

|5. |Уголки моей души. |3 |

|6. |Размышление о самом себе. |4 |

|7. |Завершение группы. |4 |

| |Итого: |25 |

Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.

1. Знакомство.

Цель - создание условий для включения личности в процесс самораскрытия;

знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий,

установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в

группе.

2. Путешествие к центру своего Я.

Цель- создание условий для включения личности в процесс самопознания,

осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе,

своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание,

развитие навыков рефлексии и обратной связи.

3. Я глазами других.

Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых

для психологического анализа своей личности, социально-психологических

ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других

людей,

отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс

самосовершенствования.

4. Принятие себя.

Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека

со своими индивидуальными особенностями принять себя.

5. Уголки моей души.

Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт,

формирование умения доверять группе и принимать себя и других.

6. Размышление о самом себе.

Цель – анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений

которые произошли в процессе работы.

7. Завершение группы.

Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения

своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.

Программа предусматривает систему занятий, проходящих 2 раза в неделю

в течение месяца.

Организация встреч.

Структура занятий.

Разминка.

Анализ домашнего задания.

Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).

Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс -

диагностика).

Рефлексия (о прошедшем занятии).

Ритуал конца (свеча).

Ниже раскроем предназначение указанных структурных элементов занятий.

Каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время

которой ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить

работу. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих

объективному пониманию себя, своих психологических состояний.

Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка, с целью

снятия усталости, напряжения или включения в работу.

Информирование предназначено для вооружения подростков системой

понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей

личности, социально-психологических ситуаций.

Этюды, упражнения, используемые на занятии, способствуют включению

участников группы в процесс самораскрытия, самосовершенствования,

самопринятия.

Домашнее задание, ведение дневниковых записей – метод, благодаря

которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется. Домашние

задания способствуют пониманию себя как личности, познанию своих сильных и

слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

Ритуал (начала и конца занятия) способствует созданию чувства

особенности общения в группе, климата психологической безопасности,

формированию установки на взаимопонимание.

Самоотчет (выполняемый письменно участниками группы) направлен на

осознание впечатлений, ощущений, мыслей, которые возникали во время

занятия.

Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к

основным процедурам.

В описание встречи включено информирование участников, которое ведущий

использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному

вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное и

закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.

В течение занятия ведущий даёт участникам задания на самопознание,

которое направлено либо на закрепление полученных в прошедшей встрече

знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса

работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится

экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего.

Работа осуществляется с помощью различных методов психологического

воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое

принятие), метод арттерапии, метод поведенческого тренинга, групповая

дискуссия, анализ ситуаций, элементы психогимнастики и другие.

3.2.Темтический план занятий.

|№ |цели, задачи, назначения |наименование форм |литература |

|тема| |работы, упражнения | |

|1. |-снятие напряжения |1.Разминка. | |

| |-знакомство с работой в |2.Информация о тренинге | |

| |группе, со структурой занятий.|знакомство со структурой | |

|з | |занятий. | |

|н | |3.Знакомство. | |

|а |-знакомство с каждым членом | | |

|к |группы, выбор имён. | | |

|о |-формирование видеть |4.Позитивные итоги. | |

|м |позитивные стороны поведения | | |

|с |участников. |5.Автопортрет. | |

|т |-определение индивидуальных | | |

|в |особенностей участников. |6.Выработка правил группы. | |

|о |-установление принципов работы| | |

| |в группе. |7. «Я хочу тебе подарить…» | |

| |-создание доброжелательной | | |

| |атмосферы. |8.Анкета участника. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.