реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Я-концепция у старших подростков

реферат

с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение

отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует

богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об

отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут

оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к

самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).

Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты.

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей

личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс

психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции

личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э.

Эриксоном.

1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА

ЭРИКСОНА..

В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального

развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого

процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации

жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все

стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова

продолжительность его жизни.

Свою концепцию психологического развития личности Эриксон

рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из

биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального

развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о

последовательном формировании у человека психологических новообразований,

каждое из которых в определенный момент становится центром психической

жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает

отношение человека к обществу, к другим людям, к себе ( Абрамова Г.С.,

1999, с.328).

По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои,

присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не

оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит

как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от

общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти

соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его

концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая

идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание

ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на

выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность

формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта

чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения,

которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности,

продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий

(Обухова Л. Ф., 1999, с.95).

В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.

Таблица 1

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

Стадия Возраст Ведущее

экзестенциальное

противоречие

Старость

Поздняя зрелость 65 лет-смерть Эго-интеграция

разочарование в жизни

Зрелость

Средняя зрелость 26-64 года Творчество

(продуктивность)

застой

Молодость 20-25 лет Интимность

Ранняя зрелость

изоляция

Возраст 12-19 лет Эго-идентичность

Подростковая юность диффузия

идентичности

(латентная стадия)

Школьный возраст 6-12 лет Трудолюбие

(латентная стадия)

неполноценность

Возраст игры 3-6 лет Инициативность

(фаллическая стадия) чувство

вины

Детство 1-3 года Автономия

Ранний возраст

сомнение, стыд

(анальная стадия)

Младенчество до 1 года Доверие

(оральная стадия) недоверие

Ниже рассмотрим содержание стадий развития личности от рождения и до

подросткового возраста, так как именно содержание этих стадий оказывает

влияние на формирование Я-концепции подростка.

Формирование Я-концепции на разных стадиях развития.

1. Развитие основ доверия.

В соответствии с теорией Э.Эриксона основы личностного развития

человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18

месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к

окружающему миру. Это является основой формирования позитивного

самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения

нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития.

Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам

деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что

он любим, что его всегда готовы принять, у него закладывается прочная

основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования

позитивного отношения к самому себе. Все это формируется материнской

заботой. И поскольку доверие возможно только по отношению к чему-то, оно не

может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять людей и

объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он

является отдельным существом (Бернс Р., 1986, с.71).

2. Развитие автономии.

Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трех-четырех

лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого

себя как активно действующее существо.

Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение

чувства независимости. То есть, ребенок должен перейти от состояния полной

зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. В этом возрасте

ребенок стремится делать все по-своему, с негодованием отвергает попытки

кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь.

Однако мир взрослых накладывает на эти действия целый ряд ограничений.

Разумеется, эти запреты ему неведомы до тех пор, пока он их не нарушит. И

тогда может возникнуть конфликт. Стремление ребенка к автономии выражается

в экспериментировании и в самоутверждении, что время от времени вызывает

столкновения с родителями. Такого рода конфликты могут привести к появлению

чувства неуверенности как в своих силах, так и в своей автономии.

Автономия, чувство самостоятельности, самоконтроль без потери самооценки

развиваются затем в уверенность свободы выборов в конкретной ситуации. Это

формируется постепенным предоставлением ребенку свободы контроля своих

действий со стороны родителей( Бернс Р.,1986,с. 72).

В этот период ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке,

в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение

настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к

появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах.

Задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказывается

необычайно сложной. Единственное конструктивное правило, которому могут

следовать родители - это запрещать только то, что действительно совершенно

недопустимо, и быть в этом твердым и последовательным. Гиперопека, насилие,

ограничения, а также гипоопека развивают в ребенке стыд, сомнения, а в

поведении - покорность или упрямство.

Итак, согласно Эриксону, у младшего дошкольника должны развиться, во-

первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности

к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующееся в определенных

рамках.

Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего «Я»,

важной составляющей самооценки является способность к чисто физической

адаптации к окружающему миру. Ребенок более самостоятельный и более

любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой. Такой ребенок

активно стремится исследовать окружающий мир и обнаружить границы своих

возможностей. Вряд ли он обладает отчетливым самосознанием, но он уверен в

своей способности контролировать собственные передвижения, а также

передвижения других людей. На этом уровне развития критерием самооценки

может, следовательно, служить та или иная степень познавательного интереса

к окружающему миру, а также стремление, что называется, все крепче стоять

на собственных ногах.

Таким образом, детство, в особенности раннее детство, когда

закладываются основы будущей личности, является крайне важным периодом с

точки зрения развития Я-концепции. Для многих людей именно этот возраст

оказывается решающим в их личностном формировании (Бернс Р., 1986, с. 74).

3. Развитие инициативности или чувства вины.

Третья стадия развития начинается примерно в четыре года. В это время у

ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать

человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного.

Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность

ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Он уже

чувствует себя увереннее, так как может свободно передвигаться, достаточно

владеет речью, чтобы задавать вопросы, осмысливать происходящие на его

глазах события, расширяется его социальное окружение. Очень важной для

дальнейшего развития является реакция родителей на все проявления

исследовательского поведения ребенка. Главной опасностью этого периода

Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою

любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы.

Инициативность – способность планировать свои действия, принимать на себя

обязательства, энергично браться за дело. Вина формируется под давлением

родителей, развитием у ребёнка чувства страха перед наказанием за

потребность в любознательности, в родительской любви. Ребенок с чувством

вины скован, пассивен, у него нет целеустремленности, он легко подчиняется

другим детям. Чтобы инициативность преобладала над виной, родители должны

поощрять любознательность, творчество и фантазии своих детей ( Бернс Р.,

1986,с. 75).

4. Развитие трудолюбия или чувства неполноценности.

Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребенок

включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее

самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого

периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение,

осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные

инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются

стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия,

способность к самовыражению в продуктивной работе.

Эриксон исчерпывающе характеризует последствия неправильного развития

на этой стадии. Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не

может овладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнять

определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности

ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может вообще

разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. У него

должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых

ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак

неминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача

родителей и учителей – внушить ему, что успех обязательно придет к нему,

только позже.

Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, весьма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.