реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

реферат

Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Содержание

Введение. 3

Глава I. Темперамент как психологическая категория. 5

1. Общее представление о темпераменте. 5

1.1 Типы темпераментов. 5

1.1.1 Холерик. 6

1.1.2 Сангвиник. 7

1.1.3 Флегматик. 9

1.1.4 Меланхолик. 10

1.2 Какой темперамент лучше? 11

2. Концепции и теории темперамента. 12

2.1 Ранние теории темперамента. 12

2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента. 14

2.3 Теория И.П.Павлова. 15

2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину. 20

2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова. 24

Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника. 31

1. Возрастные изменения темперамента. 31

2. Особенности проявления темперамента у младших школьников. 36

2.1 Сангвиник 36

2.2 Холерик 37

2.3 Флегматик 38

2.4 Меланхолик 39

3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-

воспитательной работе. 40

3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками. 40

3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками. 41

3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками. 43

3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами. 45

4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом

особенностей темперамента младших школьников. 47

Список использованной литературы. 52

Введение.

Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности

человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора»

наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего

сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик

общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно

которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в

бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с

его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не

винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В

деле создания условий для становления и развития таких личностей очень

многое может и должно сделать образование, в частности начальное

образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в

отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований

особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет

индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон

его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей

личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее

поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что

темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.

И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно –

воспитательной работе с ним.

Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно

создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не

учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку

будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей

личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших

школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них.

Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким

образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности,

но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и

учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени

выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход

существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с

младшими школьниками.

Объект данного исследования – личностные особенности ребенка младшего

школьного возраста.

Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников;

рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с

детьми, обладающими разным темпераментом.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;

2) рассмотреть общую характеристику четырех темпераментов;

3) выявить возрастные особенности темперамента;

4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших

школьников;

5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших

школьников;

6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных

особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Гипотеза данного исследования – учет возрастных особенностей

темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений

темперамента повышает эффективность учебно – воспитательной работы.

Глава I. Темперамент как психологическая категория.

1. Общее представление о темпераменте.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих

динамические особенности протекания психических процессов и поведения

человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность,

особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия

человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру

человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным,

стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать

как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота,

ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то

имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

1.1 Типы темпераментов.

Как отмечалось во введении, темперамент изучают с точки зрения его

физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в

виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые

исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на

протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался

с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в

античный период. Гипократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента,

исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в

организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь,

слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в

определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь,

соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по

названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме.

Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический

(от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь),

флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч.

melaina chole черная желчь).

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические

свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь,

желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания -

"портреты" различных темпераментов. Рассмотрим кратко эти описания,

опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания

французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания

Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о

темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.

1.1.1 Холерик.

Стендаль пишет о холерическом темпераменте следующее. "Желчь - один из

самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом

отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения

физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая

подобно дрожжам". Душевные свойства этого типа по Стендалю: повышенная

впечатлительность, движения резкие. порывистые. "Пламя, пожирающее человека

желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и

исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда

дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно

незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности.

Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей

телесной организацией",- считает французский писатель.

В психологической литературе холерический темперамент деятельности

характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он

слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и

успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты,

но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно

написать следующее. Холерик: 1)неусидчив и суетлив; 2)невыдержан и

вспыльчив; 3)резок и прямолинеен; 4)решителен и инициативен 5)упрям;

6)находчив в споре; 7) работает рывками; 8) склонен к риску; 9)незлопамятен

и необидчив; 10) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями

речью; 11)неуравновешен и склонен к горячности; 12)агрессивный забияка; 13)

нетерпим к недостаткам; 14) обладает выразительной мимикой; 15) способен

быстро действовать и решать; 16) неустанно стремится к новому; 17) обладает

резкими, порывистыми движениями; 18) настойчив в достижении поставленной

цели; 19) склонен к резким сменам настроения.

1.1.2 Сангвиник.

Сангвиник, по Стендалю, - это "человек с ослепительным цветом лица,

довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе

вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно,

быстром кровообращении и высокой температуре".

Душевные свойства сангвиника: "приподнятое состояние духа, приятные и

блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются

непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях;

уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной

крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца.

Подавляющая масса французов - сангвиники, и поэтому в их армии во время

отступления из России не было никакого порядка, считает классик французской

литературы".

Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует

человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным

надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь

же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень

волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда

сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с

незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его

отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или

физическая работа его быстро утомляет.

Сангвиник: 1)весел и жизнерадостен; 2) энергичен и деловит; 3) часто

не доводит начатое дело дол конца; 4) склонен переоценивать себя; 5)

способен быстро схватывать новое; 6) неустойчив в интересах и склонностях;

7) легко переживает неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливается к

разным обстоятельствам; 9) с увлечением берется за новое дело; 10) быстро

остывает, если дело перестает его интересовать; 11) быстро включатся в

новую работу и быстро переключается на другую; 12) тяготится однообразием,

будничной кропотливой работой; 13) общителен и отзывчив, не чувствует

скованности с новыми для него людьми; 14) вынослив и работоспособен; 15)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.