|и жестокий диктат, да еще | |
|сочетающийся с неблагополучием | |
|внутрисемейных отношений, так и | |
|гипоопека, безнадзорность могут | |
|служить стимулами к развитию | |
|гипертимно-неустойчивой | |
|психопатии. | |
|Гипертимно-истероидный вариант | |
|встречается значительно реже. На | |
|фоне гипертимности постепенно | |
|вырисовываются истероидные черты.| |
|При столкновении с жизненными | |
|трудностями, при неудачах, в | |
|отчаянных ситуациях и при угрозе | |
|серьезных наказаний возникает и | |
|желание разжалобить других | |
|(вплоть до демонстративных | |
|суицидных действий), и произвести| |
|впечатление своей незаурядностью,| |
|и прихвастнуть, "пустить пыль в | |
|глаза". Возможно, в развитии | |
|этого типа также важнейшую роль | |
|играет среда. Воспитание по типу | |
|"кумира семьи" (Гиндикин, 1961), | |
|потакание прихотям в детстве, | |
|избыток похвал по поводу мнимых и| |
|действительных способностей и | |
|талантов, привычка всегда быть на| |
|виду, созданная родителями, а | |
|иногда и неправильными действиями| |
|воспитателей, обусловливают в | |
|подростковом периоде трудности, | |
|которые могут оказаться | |
|непреодолимыми. | |
|Гипертимно-аффективный вариант | |
|психопатической личности | |
|отличается усилением черт | |
|аффективной взрывчатости. Вспышки| |
|раздражения и гнева, нередко | |
|свойственные гипертимам, когда | |
|они встречают противодействие или| |
|терпят неудачи, здесь становятся | |
|особенно бурными и возникают по | |
|малейшему поводу. На высоте | |
|аффекта нередко утрачивается | |
|контроль над собой: брань и | |
|угрозы вырываются без всякого | |
|учета обстановки, в агрессии | |
|собственные силы не соизмеряются | |
|с силами объекта нападения, а | |
|сопротивление может достигать | |
|"буйного безумства". Все это | |
|обычно позволяет говорить о | |
|формировании психопатии | |
|возбудимого типа. Возможно, в | |
|формировании этого варианта | |
|психопатизации существенную роль | |
|могут играть не столь редкие у | |
|мальчиков гипертимного типа | |
|черепно-мозговые травмы. | |
|ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП | |
|Как известно, этот тип был описан| |
|в 1921 г. Kretschmer и сперва | |
|стал широко использоваться в | |
|психиатрических исследованиях. П.| |
|Б. Ганнушкин (1933) включил в | |
|"группу циклоидов" четыре типа | |
|психопатической личности: | |
|"конституционально-депрессивных",| |
|"конституционально-возбужденных" | |
|(гипертимных), циклотимиков и | |
|эмотивно-лабильных. Циклотимия им| |
|рассматривалась как тип | |
|психопатии. | |
|В подростковом возрасте можно | |
|видеть два варианта циклоидной | |
|акцентуации: типичные и лабильные| |
|циклоиды. | |
|Типичные циклоиды в детстве ничем| |
|не отличаются от сверстников или | |
|чаще производят впечатление | |
|гипертимов. С наступлением | |
|пубертатного периода (у девочек | |
|это может совпасть с менархе) | |
|возникает первая субдепрессивная | |
|фаза. Ее отличает склонность к | |
|апатии и раздражительности. С | |
|утра ощущается вялость и упадок | |
|сил, все валится из рук. То, что | |
|раньше давалось легко и просто, | |
|теперь требует неимоверных | |
|усилий. Труднее становится | |
|учиться. Людское общество | |
|начинает тяготить, компании | |
|сверстников избегаются, | |
|приключения и риск теряют всякую | |
|привлекательность. Прежде шумные | |
|и бойкие подростки в эти периоды | |
|становятся вялыми домоседами. | |
|Падает аппетит, но вместо | |
|свойственной выраженным | |
|депрессиям бессонницы нередко | |
|наблюдается сонливость | |
|(Озерецковский, 1972). Созвучно | |
|настроению все приобретает | |
|пессимистическую окраску. Мелкие | |
|неприятности и неудачи, которые | |
|обычно начинают сыпаться из-за | |
|падения работоспособности, | |
|переживают крайне тяжело. На | |
|замечания и укоры нередко | |
|отвечают раздражением, порой | |
|грубостью и гневом, но в глубине | |
|души впадая еще в большее уныние.| |
|Серьезные неудачи и нарекания | |
|окружающих могут углубить | |
|субдепрессивное состояние или | |
|вызвать острую аффективную | |
|реакцию с суицидными попытками. | |
|Обычно лишь только в этом случае | |
|циклоидные подростки попадают под| |
|наблюдение психиатра. | |
|У типичных циклоидов фазы обычно | |
|непродолжительны и длятся две-три| |
|недели. | |
|У циклоидных подростков имеются | |
|свои "места наименьшего | |
|сопротивления". Важнейшим из них,| |
|вероятно, является неустойчивость| |
|к коренной ломке жизненного | |
|стереотипа. Этим, видимо, | |
|объясняются присущие циклоидам | |
|затяжные субдепрессивные реакции | |
|на первом курсе высших учебных | |
|заведений (Строгонов, 1973). | |
|Резкое изменение характера | |
|учебного процесса, обманчивая | |
|легкость первых студенческих | |
|дней, отсутствие ежедневного | |
|контроля со стороны | |
|преподавателей, сменяющееся | |
|необходимостью усвоить в короткий| |
|период зачетно-экзаменационной | |
|сессии гораздо больший, чем в | |
|школе, материал, - все это ломает| |
|привитый предшествующими | |
|десятилетиями учебный стереотип. | |
|Способность в период подъема на | |
|лету усваивать материал школьной | |
|программы здесь оказывается | |
|недостаточной. Упущенное | |
|приходится наверстывать | |
|усиленными занятиями, а в | |
|субдепрессивной фазе и это не | |
|приводит к желаемым результатам. | |
|Переутомление и астения | |
|затягивают субдепрессивную фазу, | |
|появляется отвращение к учебе и к| |
|умственной работе вообще. | |
|Лабильные циклоиды, в отличие от | |
|типичных, во многом приближаются | |
|к лабильному | |
|(эмоционально-лабильному или | |
|реактивно-лабильному) типу. Фазы | |
|здесь гораздо короче –несколько | |
|"хороших" дней сменяют несколько | |
|"плохих". "Плохие" дни более | |
|отмечены дурным настроением, чем | |
|вялостью, упадком сил или | |
|неудовлетворительным | |
|самочувствием. В пределах одного | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|