| |Факторы провоцирующие аффекты: новизна – |
|2. чувства – это устойчивое, достаточно |новая ситуация, к которой мы не готовы; |
|длительное отношение субъекта к объекту, |необычность – потенциальная |
|переживаемое им (очень тесно связаны с |неопределённость ситуации; внезапность; |
|потребностями). |конфликт; фрустрация. Для аффекта |
|3. настроения – длительные эмоциональные |характерна чрезвычайная сила проявления |
|состояния, которые окрашивают все другие |вегетативных и поведенческих реакций. При |
|состояния и деятельность человека, создают |подавлении внешнего проявления аффекта |
|определённый свойственный данному человеку |усиливается физиологическое проявление и |
|колорит психики. Причины настроений |наоборот. Под влиянием аффекта происходит |
|(Левитов): 1) физиологические или |быстрая ломка поведенческих стереотипов. |
|психические состояния; 2) жизненные факты; |Объективные признаки аффекта: покраснение |
|3) природа и явления природы; 4) люди, |кожи; повышение артериального давления; |
|способны заражать своим настроением; 5) |учащение сердцебиения; изменение дыхания; |
|произведения искусства. |головокружение, вплоть до обморока. |
|4. аффекты – это сильные, захватывающие всю|Основные признаки состояния аффекта: 1) |
|личность, относительно кратковременные |изменение сознание (изм. восприятия); 2) |
|эмоциональные переживания, которые |нарушение контроля за действием; 3) утрата |
|сопровождаются резко выраженными |самообладания; 4) изменение всей |
|двигательными и висцеральными проявлениями.|жизнедеятельности (большая затрата сил); 5)|
|Факторы, провоцирующие аффекты: новизна |кратковременность; 6) сдвинутость, по |
|ситуации, к которой мы не готовы; |времени, к концу события – а. возникает в |
|необычность ситуации (потенциально |ответ на наступившую ситуацию. |
|неопределённая ситуация); внезапность; |Аффект как адаптивная реакция на |
|конфликт; фрустрация. |изменившиеся условия среды (лягушка в |
|5. стрессы – это неспецифическая реакция |крынке с молоком); регулирующая ф-ция |
|организма на любое предъявление извне |аффекта – состоит в образовании |
|(Селье). Стадии развития стресса: стадия |специфического опыта аффективных следов, |
|тревоги – ответные реакции на повреждающее |которые в дальнейшем определяют |
|воздействие (состоит из фазы шока и фазы |избирательность поведения в ситуациях |
|противошока); стадия резистентности – |схожих с той, которая вызвала этот аффект. |
|обеспечивает энергетический баланс |Стадии развития аффекта: 1. контроль над |
|организма; стадия истощения – наступает |собой и поведением присутствует; 2. |
|вследствие сильного и достаточно |выразительные движения становятся |
|длительного стрессогенда. |разнообразнее и безотчётнее; мелкие |
|6. фрустрация – психическое состояние, |движения расстраиваются от сильного |
|выражающееся в характерных особенностях |напряжения. Человек испытывает упорное |
|переживания и поведения, вызываемых |побуждение поддаться переживаемому чувству.|
|объективно непреодолимыми или субъективно |3. появляется дезорганизация мышления, |
|так понимаемыми трудностями на пути к цели.|человек теряет контроль над собой, |
|Это переживание неудачи, сопровождающееся |торможение охватывает кору больших |
|различными отрицательными эмоциями. |полушарий и гасит сложившиеся системы |
| |временных связей, в которых закреплён опыт |
| |человека, его культурные и моральные устои.|
| |4. характеризуется упадком сил, |
| |разбитостью, безразличием ко всему, |
| |неподвижностью, порой сонливостью. |
|27 |35 |
|отрицательные эмоции (Додонов) – играют |эмоции как ценность: «ценные» эмоции, т.е. |
|более важную биологическую роль по |те, в которых человек чаще всего испытывает|
|сравнению с положительными. Отрицательная |потребность, и которые придают |
|э. – это сигнал тревоги, опасности для |непосредственную ценность самому процессу |
|организма. Положительная – это сигнал |его деятельности, приобретающий благодаря |
|возвращённого благополучия. Ясно, что |этому качество интересной работы или учёбы,|
|последнему сигналу не нужно звучать долго, |«сладостных» мечтаний, отрадных |
|поэтому эмоц. адаптация к хорошему |воспоминаний. |
|наступает быстро. Сигнал тревоги должен |Такое понимание эмоции приводит Додонова к |
|звучать до тех пор, пока опасность не |представлению о том, что у человека имеется|
|устранена. Отрицательные эмоции вредны лишь|потребность в эмоциональном насыщении, т.е.|
|в избытке – страх, гнев, ярость повышают |в эмоциональных переживаниях. Для |
|интенсивность обменных процессов, приводят |доказательства этого он ссылается на |
|к лучшему питанию мозга, усиливают |известные последствия отрыва ребёнка от |
|сопротивляемость организма. Додонов |матери – феномен сенсорной депривации. |
|заключает, что для организма важно не |Отсутствие интимного контакта с матерью |
|сохранение однообразно положительных |приводит к плохому развитию, к частым |
|эмоциональных состояний, а постоянный |болезням, ущербной эмоциональности. Поэтому|
|динамизм в рамках определённой для данного |Додонов говорит о том, что эмоциональное |
|индивида интенсивности. С т. зр. Симонова |насыщение организма является его важной |
|положительные эмоции побуждают живые |врождённой и прижизненно развивающейся |
|системы активно нарушать достигнутое |потребностью. Додонов полагает, что |
|уравновешивание с окружающей средой: |потребность в эмоциональном насыщении |
|важнейшая роль положительных эмоций – |является физиологической и обосновывает это|
|активное нарушение покоя, комфорта. |тем, что всякий орган должен |
|Отрицательные эмоции обеспечивают |функционировать, в противном случае |
|сохранение того, что уже достигнуто |произойдёт его инволюция, деградация. |
|эволюцией или индивидуальным развитием |Следовательно, центры эмоций нуждаются в |
|субъекта. Положительные эмоции |функционировании, т.е. в проявлении эмоций |
|революционируют поведение, побуждая искать |для того, чтобы сохранить свою |
|новые, ещё неудовлетворённые потребности, |реактивность. |
|без которых немыслимо наслаждение. Это не | |
|свидетельствует об абсолютной ценности «+» | |
|эмоций – они могут быть обусловлены | |
|примитивными, эгоистичными, социально | |
|неприемлемыми потребностями, тогда нужно | |
|отдать предпочтение таким э. как тревога за| |
|судьбу человека и т. д. Положительная роль | |
|эмоций не связана только с положительными | |
|э., а отрицательная – с отрицательными. | |
|Последние могут служить стимулом для | |
|самосовершенствования, а первые являться | |
|поводом для благодушия. Многое зависит от | |
|целеустремленности человека и условий его | |
|воспитания. | |
|Связь эмоций с деятельностью: 1- ход и | |
|исход человеческой деятельности вызывают у | |
|человека те или иные чувства, 2- его | |
|эмоциональные состояния влияют на его | |
|деятельность. В зависимости от этого ход | |
|собственной деятельности породит у субъекта| |
|положительную или отрицательную эмоцию, | |
|связанную с удовольствием или | |
|неудовольствием. Эмоциональные процессы | |
|могут и повысить эффективность | |
|деятельности, а могут дезорганизовать её. | |
|Иногда это может зависеть от интенсивности | |
|процесса: положительный эффект может | |
|перейти в отрицательный, дезорганизующий | |
|при чрезмерном усилении эмоционального | |
|возбуждения. | |
|5 |
|стресс: стресс – это неспецифическая реакция |
|организма на любое предъявление извне (Селье).|
|Стадии развития стресса: |
|1. стадия тревоги – ответные реакции на |
|повреждающее воздействие (состоит из фазы шока|
|– депрессия ЦНС и многих других систем |
|организма; и фазы противошока – активация ЦНС |
|с вовлечение гормональных структур) при |
|реакции тревоги происходит мобилизация всех |
|защитных механизмов организма. 2. стадия |
|резистентности – обеспечивает энергетический |
|баланс организма; стадия истощения – наступает|
|вследствие сильного и достаточно длительного |
|стрессогенда. |
|Стресс порождают только отрицательные эмоции. |
|Дистрессы – сильные раздражители, которые |
|приводят к неадекватному поведению, которое |
|сопровождается « - « эмоциями. Лазарус: основа|
|его положения – роль субъективной |
|познавательной оценки угрозы стрессфактора и |
|своей возможности преодолеть стресс. |
|Стресс – это врождённый защитный механизм, |
|который на ранних этапах развития человека |
|помог ему выжить, т.е. стрессовая реакция |
|позволяет организму подготовиться к |
|возбуждению. |
|Психологический стресс: вызывается |
|стрессогентами, которые люди рассматривают как|
|вредные для своего благополучия, т.е. факторы |
|вызывающие отрицательные эмоции. |
|Основные реакции на стресс: 1. |
|активно-оборонительная – мобилизует все |
|психофизиологические ресурсы для борьбы; 2. |
|пассивно-оборонительная – подготовка организма|
|к поражению (при длительном воздействии |
|стрессогента). Критерий пользы заключается в |
|успешности предотвращения и устранения |
|стрессвоздействия. |
|Психологическая защита: это способность |
|предотвращения отрицательных клинических |
|последствий конфликта сознания и |
|бессознательного, посредством защитных форм. |
|9.Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации |
|согласно большинству определений является наличие |
|сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить |
|потребность) и преграды, препятствующей этому |
|достижению. |
|Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут |
|быть физические (например, стены тюрьмы), |
|биологические (болезнь, старение), психологические |
|(страх, интеллектуальная недостаточность) и |
|социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем |
|также деление барьеров на внешние и внутренние, |
|использованное Т. Дембо для описания своих |
|экспериментов: внутренними барьерами она называла те,|
|которые препятствуют достижению цели, а внешними — |
|те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. |
|Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, |
|применяемые взрослыми для управления поведением |
|ребенка, различает "физически-вещественные", |
|"социологические" ("орудия власти, которыми обладает |
|взрослый в силу своей социальной позиции") и |
|"идеологические" барьеры (вид социальных, |
|отличающийся включением "целей и ценностей, |
|признаваемых самим ребенком". Сочетание сильной |
|мотивированности к достижению определенной цели и |
|препятствий на пути к ней, несомненно, является, |
|необходимым условием фрустрации, однако порой мы |
|преодолеваем значительные трудности, не впадая при |
|этом в состояние фрустрации. |
|[pic]+ |
|Поведение первого типа, мотивосообразное и |
|подчиненное организующей цели, заведомо не является |
|фрустрационным. Причем здесь важны именно эти |
|внутренние его характеристики, ибо сам по себе |
|внешний вид поведения не может однозначно |
|свидетельствовать о наличии у субъекта состояния |
|фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным |
|использованием той же агрессии использованием, |
|сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с |
|разыгрыванием соответствующего эмоционального |
|состояния (ярости) и исходящим из сознательного |
|расчета таким путем достичь цели. Такое |
|псевдофрустрационное поведение может перейти в форму |
|поведения второго типа: умышленно "закатив истерику" |
|в надежде добиться своего, человек теряет контроль |
|над своим поведением, он уже не волен, остановиться, |
|вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.|
|е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не |
|значит, что полностью утрачен контроль со стороны |
|сознания. Поскольку это поведение более не |
|организуется целью, оно теряет психологический статус|
|целенаправленного действия, но, тем не менее, |
|сохраняет еще статус средства реализации исходного |
|мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется|
|смысловая связь между поведением и мотивом, надежда |
|на разрешение ситуации. Для поведения третьего тира |
|характерна как раз утрата связи, через которую от |
|мотива передается действию смысл. Человек лишается |
|сознательного контроля над связью своего поведения с |
|исходным мотивом: хотя отдельные действия его |
|остаются еще целенаправленными, он действует уже не |
|"ради чего-то", а "вследствие чего– то". Таково |
|упоминавшееся поведение человека, целенаправленно |
|дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время |
|как поезд отходит от станции. Поведение четвертого |
|типа можно назвать "катастрофическим". |
|23 |
|Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и |
|повышенную активность огромного количества мозговых |
|структур, мгновенно, подобно буре, вовлекая в |
|интенсивную деятельность многие органы и системы. |
|Есть разные классификации эмоций, но здесь на |
|основании по воздействию на организм: стенические и |
|отрицательные астенические. В первую очередь, нас |
|интересуют именно отрицательные эмоции. Как видим, |
|отрицательные эмоции делятся на стенические (это |
|гнев, негодование, ярость) и астенические (тоска, |
|страх, ужас). Стенические эмоции возникают и |
|протекают при повышении энергетической активности, |
|они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют |
|деятельность мышц, нервной и сердечно-сосудистой |
|систем. Астенические эмоции, наоборот, протекают на |
|фоне подавления энергетического и интеллектуального |
|потенциала организма, угнетения психической |
|деятельности, мышечной активности, торможения любых |
|ответных реакций организма. Стенические – |
|характеризуются повышением жизнедеятельности |
|(возникает состояние возбуждения, радостного |
|волнения, подъёма, бодрости). При переживании дыхание|
|становится глубоким и лёгким, сердце работает |
|энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус |
|выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения |
|действий, требующих затраты большей, чем обычно |
|энергии. Они активны, переживаются с положительным |
|эмоциональным тоном. |
|Астенические окрашены отрицательным эмоциональным |
|тоном чувства подавленности, уныния, печали, |
|пассивного страха. При них человек сутулится, дыхание|
|становится медленнее обычного, глаза тускнеют. |
|4 |
|настроения. Их характеристики, причины настроений |
|(Левитов): |
|настроения – длительные эмоциональные состояния, |
|которые окрашивают все другие состояния и |
|деятельность человека, создают определённый |
|свойственный данному человеку колорит психики. |
|Причины настроений (Левитов): 1) физиологические или |
|психические состояния; 2) жизненные факты; 3) природа|
|и явления природы; 4) люди, способны заражать своим |
|настроением. |
|Настроения по Рубинштейну: настроения – это |
|эмоциональное длительное состояние, которое |
|складывается, как сумма различных эмоций в общий |
|эмоциональный фон и обычно не связано в сознании |
|людей с определёнными объектами и событиями. |
|По современным представлениям физиологической основой|
|настроений является деятельность подкорковых структур|
|и ретикул формации. |
|Характерные особенности настроений: 1. диффузные |
|(размытые); 2. трудность в вербализации; 3. |
|настроения не предметны, а личностны – отражают |
|состояние субъекта; 4. настроения всегда оценочны – |
|они кодируют степень удовлетворённости; 5. настроения|
|многоуровневые – 3 уровня настроений: 1 – |
|приподнятое, характеризуется высоким уровнем |
|жизнедеятельности; 2 – ровное настроение – обычный |
|уровень жизнедеятельности, комфорт, спокойствие, |
|уравновешенность; 3 – подавленное, низкий уровень |
|жизнедеятельности – уныние, печаль равнодушие. |
|Остаются первичными формами эмоциональных переживаний|
|и индикаторами протекания физиологических процессов, |
|выступают как сигналы опасности, что вынуждает |
Страницы: 1, 2
|