реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Шпора по общей психологии

реферат

| |Факторы провоцирующие аффекты: новизна – |

|2. чувства – это устойчивое, достаточно |новая ситуация, к которой мы не готовы; |

|длительное отношение субъекта к объекту, |необычность – потенциальная |

|переживаемое им (очень тесно связаны с |неопределённость ситуации; внезапность; |

|потребностями). |конфликт; фрустрация. Для аффекта |

|3. настроения – длительные эмоциональные |характерна чрезвычайная сила проявления |

|состояния, которые окрашивают все другие |вегетативных и поведенческих реакций. При |

|состояния и деятельность человека, создают |подавлении внешнего проявления аффекта |

|определённый свойственный данному человеку |усиливается физиологическое проявление и |

|колорит психики. Причины настроений |наоборот. Под влиянием аффекта происходит |

|(Левитов): 1) физиологические или |быстрая ломка поведенческих стереотипов. |

|психические состояния; 2) жизненные факты; |Объективные признаки аффекта: покраснение |

|3) природа и явления природы; 4) люди, |кожи; повышение артериального давления; |

|способны заражать своим настроением; 5) |учащение сердцебиения; изменение дыхания; |

|произведения искусства. |головокружение, вплоть до обморока. |

|4. аффекты – это сильные, захватывающие всю|Основные признаки состояния аффекта: 1) |

|личность, относительно кратковременные |изменение сознание (изм. восприятия); 2) |

|эмоциональные переживания, которые |нарушение контроля за действием; 3) утрата |

|сопровождаются резко выраженными |самообладания; 4) изменение всей |

|двигательными и висцеральными проявлениями.|жизнедеятельности (большая затрата сил); 5)|

|Факторы, провоцирующие аффекты: новизна |кратковременность; 6) сдвинутость, по |

|ситуации, к которой мы не готовы; |времени, к концу события – а. возникает в |

|необычность ситуации (потенциально |ответ на наступившую ситуацию. |

|неопределённая ситуация); внезапность; |Аффект как адаптивная реакция на |

|конфликт; фрустрация. |изменившиеся условия среды (лягушка в |

|5. стрессы – это неспецифическая реакция |крынке с молоком); регулирующая ф-ция |

|организма на любое предъявление извне |аффекта – состоит в образовании |

|(Селье). Стадии развития стресса: стадия |специфического опыта аффективных следов, |

|тревоги – ответные реакции на повреждающее |которые в дальнейшем определяют |

|воздействие (состоит из фазы шока и фазы |избирательность поведения в ситуациях |

|противошока); стадия резистентности – |схожих с той, которая вызвала этот аффект. |

|обеспечивает энергетический баланс |Стадии развития аффекта: 1. контроль над |

|организма; стадия истощения – наступает |собой и поведением присутствует; 2. |

|вследствие сильного и достаточно |выразительные движения становятся |

|длительного стрессогенда. |разнообразнее и безотчётнее; мелкие |

|6. фрустрация – психическое состояние, |движения расстраиваются от сильного |

|выражающееся в характерных особенностях |напряжения. Человек испытывает упорное |

|переживания и поведения, вызываемых |побуждение поддаться переживаемому чувству.|

|объективно непреодолимыми или субъективно |3. появляется дезорганизация мышления, |

|так понимаемыми трудностями на пути к цели.|человек теряет контроль над собой, |

|Это переживание неудачи, сопровождающееся |торможение охватывает кору больших |

|различными отрицательными эмоциями. |полушарий и гасит сложившиеся системы |

| |временных связей, в которых закреплён опыт |

| |человека, его культурные и моральные устои.|

| |4. характеризуется упадком сил, |

| |разбитостью, безразличием ко всему, |

| |неподвижностью, порой сонливостью. |

|27 |35 |

|отрицательные эмоции (Додонов) – играют |эмоции как ценность: «ценные» эмоции, т.е. |

|более важную биологическую роль по |те, в которых человек чаще всего испытывает|

|сравнению с положительными. Отрицательная |потребность, и которые придают |

|э. – это сигнал тревоги, опасности для |непосредственную ценность самому процессу |

|организма. Положительная – это сигнал |его деятельности, приобретающий благодаря |

|возвращённого благополучия. Ясно, что |этому качество интересной работы или учёбы,|

|последнему сигналу не нужно звучать долго, |«сладостных» мечтаний, отрадных |

|поэтому эмоц. адаптация к хорошему |воспоминаний. |

|наступает быстро. Сигнал тревоги должен |Такое понимание эмоции приводит Додонова к |

|звучать до тех пор, пока опасность не |представлению о том, что у человека имеется|

|устранена. Отрицательные эмоции вредны лишь|потребность в эмоциональном насыщении, т.е.|

|в избытке – страх, гнев, ярость повышают |в эмоциональных переживаниях. Для |

|интенсивность обменных процессов, приводят |доказательства этого он ссылается на |

|к лучшему питанию мозга, усиливают |известные последствия отрыва ребёнка от |

|сопротивляемость организма. Додонов |матери – феномен сенсорной депривации. |

|заключает, что для организма важно не |Отсутствие интимного контакта с матерью |

|сохранение однообразно положительных |приводит к плохому развитию, к частым |

|эмоциональных состояний, а постоянный |болезням, ущербной эмоциональности. Поэтому|

|динамизм в рамках определённой для данного |Додонов говорит о том, что эмоциональное |

|индивида интенсивности. С т. зр. Симонова |насыщение организма является его важной |

|положительные эмоции побуждают живые |врождённой и прижизненно развивающейся |

|системы активно нарушать достигнутое |потребностью. Додонов полагает, что |

|уравновешивание с окружающей средой: |потребность в эмоциональном насыщении |

|важнейшая роль положительных эмоций – |является физиологической и обосновывает это|

|активное нарушение покоя, комфорта. |тем, что всякий орган должен |

|Отрицательные эмоции обеспечивают |функционировать, в противном случае |

|сохранение того, что уже достигнуто |произойдёт его инволюция, деградация. |

|эволюцией или индивидуальным развитием |Следовательно, центры эмоций нуждаются в |

|субъекта. Положительные эмоции |функционировании, т.е. в проявлении эмоций |

|революционируют поведение, побуждая искать |для того, чтобы сохранить свою |

|новые, ещё неудовлетворённые потребности, |реактивность. |

|без которых немыслимо наслаждение. Это не | |

|свидетельствует об абсолютной ценности «+» | |

|эмоций – они могут быть обусловлены | |

|примитивными, эгоистичными, социально | |

|неприемлемыми потребностями, тогда нужно | |

|отдать предпочтение таким э. как тревога за| |

|судьбу человека и т. д. Положительная роль | |

|эмоций не связана только с положительными | |

|э., а отрицательная – с отрицательными. | |

|Последние могут служить стимулом для | |

|самосовершенствования, а первые являться | |

|поводом для благодушия. Многое зависит от | |

|целеустремленности человека и условий его | |

|воспитания. | |

|Связь эмоций с деятельностью: 1- ход и | |

|исход человеческой деятельности вызывают у | |

|человека те или иные чувства, 2- его | |

|эмоциональные состояния влияют на его | |

|деятельность. В зависимости от этого ход | |

|собственной деятельности породит у субъекта| |

|положительную или отрицательную эмоцию, | |

|связанную с удовольствием или | |

|неудовольствием. Эмоциональные процессы | |

|могут и повысить эффективность | |

|деятельности, а могут дезорганизовать её. | |

|Иногда это может зависеть от интенсивности | |

|процесса: положительный эффект может | |

|перейти в отрицательный, дезорганизующий | |

|при чрезмерном усилении эмоционального | |

|возбуждения. | |

|5 |

|стресс: стресс – это неспецифическая реакция |

|организма на любое предъявление извне (Селье).|

|Стадии развития стресса: |

|1. стадия тревоги – ответные реакции на |

|повреждающее воздействие (состоит из фазы шока|

|– депрессия ЦНС и многих других систем |

|организма; и фазы противошока – активация ЦНС |

|с вовлечение гормональных структур) при |

|реакции тревоги происходит мобилизация всех |

|защитных механизмов организма. 2. стадия |

|резистентности – обеспечивает энергетический |

|баланс организма; стадия истощения – наступает|

|вследствие сильного и достаточно длительного |

|стрессогенда. |

|Стресс порождают только отрицательные эмоции. |

|Дистрессы – сильные раздражители, которые |

|приводят к неадекватному поведению, которое |

|сопровождается « - « эмоциями. Лазарус: основа|

|его положения – роль субъективной |

|познавательной оценки угрозы стрессфактора и |

|своей возможности преодолеть стресс. |

|Стресс – это врождённый защитный механизм, |

|который на ранних этапах развития человека |

|помог ему выжить, т.е. стрессовая реакция |

|позволяет организму подготовиться к |

|возбуждению. |

|Психологический стресс: вызывается |

|стрессогентами, которые люди рассматривают как|

|вредные для своего благополучия, т.е. факторы |

|вызывающие отрицательные эмоции. |

|Основные реакции на стресс: 1. |

|активно-оборонительная – мобилизует все |

|психофизиологические ресурсы для борьбы; 2. |

|пассивно-оборонительная – подготовка организма|

|к поражению (при длительном воздействии |

|стрессогента). Критерий пользы заключается в |

|успешности предотвращения и устранения |

|стрессвоздействия. |

|Психологическая защита: это способность |

|предотвращения отрицательных клинических |

|последствий конфликта сознания и |

|бессознательного, посредством защитных форм. |

|9.Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации |

|согласно большинству определений является наличие |

|сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить |

|потребность) и преграды, препятствующей этому |

|достижению. |

|Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут |

|быть физические (например, стены тюрьмы), |

|биологические (болезнь, старение), психологические |

|(страх, интеллектуальная недостаточность) и |

|социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем |

|также деление барьеров на внешние и внутренние, |

|использованное Т. Дембо для описания своих |

|экспериментов: внутренними барьерами она называла те,|

|которые препятствуют достижению цели, а внешними — |

|те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. |

|Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, |

|применяемые взрослыми для управления поведением |

|ребенка, различает "физически-вещественные", |

|"социологические" ("орудия власти, которыми обладает |

|взрослый в силу своей социальной позиции") и |

|"идеологические" барьеры (вид социальных, |

|отличающийся включением "целей и ценностей, |

|признаваемых самим ребенком". Сочетание сильной |

|мотивированности к достижению определенной цели и |

|препятствий на пути к ней, несомненно, является, |

|необходимым условием фрустрации, однако порой мы |

|преодолеваем значительные трудности, не впадая при |

|этом в состояние фрустрации. |

|[pic]+ |

|Поведение первого типа, мотивосообразное и |

|подчиненное организующей цели, заведомо не является |

|фрустрационным. Причем здесь важны именно эти |

|внутренние его характеристики, ибо сам по себе |

|внешний вид поведения не может однозначно |

|свидетельствовать о наличии у субъекта состояния |

|фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным |

|использованием той же агрессии использованием, |

|сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с |

|разыгрыванием соответствующего эмоционального |

|состояния (ярости) и исходящим из сознательного |

|расчета таким путем достичь цели. Такое |

|псевдофрустрационное поведение может перейти в форму |

|поведения второго типа: умышленно "закатив истерику" |

|в надежде добиться своего, человек теряет контроль |

|над своим поведением, он уже не волен, остановиться, |

|вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.|

|е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не |

|значит, что полностью утрачен контроль со стороны |

|сознания. Поскольку это поведение более не |

|организуется целью, оно теряет психологический статус|

|целенаправленного действия, но, тем не менее, |

|сохраняет еще статус средства реализации исходного |

|мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется|

|смысловая связь между поведением и мотивом, надежда |

|на разрешение ситуации. Для поведения третьего тира |

|характерна как раз утрата связи, через которую от |

|мотива передается действию смысл. Человек лишается |

|сознательного контроля над связью своего поведения с |

|исходным мотивом: хотя отдельные действия его |

|остаются еще целенаправленными, он действует уже не |

|"ради чего-то", а "вследствие чего– то". Таково |

|упоминавшееся поведение человека, целенаправленно |

|дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время |

|как поезд отходит от станции. Поведение четвертого |

|типа можно назвать "катастрофическим". |

|23 |

|Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и |

|повышенную активность огромного количества мозговых |

|структур, мгновенно, подобно буре, вовлекая в |

|интенсивную деятельность многие органы и системы. |

|Есть разные классификации эмоций, но здесь на |

|основании по воздействию на организм: стенические и |

|отрицательные астенические. В первую очередь, нас |

|интересуют именно отрицательные эмоции. Как видим, |

|отрицательные эмоции делятся на стенические (это |

|гнев, негодование, ярость) и астенические (тоска, |

|страх, ужас). Стенические эмоции возникают и |

|протекают при повышении энергетической активности, |

|они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют |

|деятельность мышц, нервной и сердечно-сосудистой |

|систем. Астенические эмоции, наоборот, протекают на |

|фоне подавления энергетического и интеллектуального |

|потенциала организма, угнетения психической |

|деятельности, мышечной активности, торможения любых |

|ответных реакций организма. Стенические – |

|характеризуются повышением жизнедеятельности |

|(возникает состояние возбуждения, радостного |

|волнения, подъёма, бодрости). При переживании дыхание|

|становится глубоким и лёгким, сердце работает |

|энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус |

|выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения |

|действий, требующих затраты большей, чем обычно |

|энергии. Они активны, переживаются с положительным |

|эмоциональным тоном. |

|Астенические окрашены отрицательным эмоциональным |

|тоном чувства подавленности, уныния, печали, |

|пассивного страха. При них человек сутулится, дыхание|

|становится медленнее обычного, глаза тускнеют. |

|4 |

|настроения. Их характеристики, причины настроений |

|(Левитов): |

|настроения – длительные эмоциональные состояния, |

|которые окрашивают все другие состояния и |

|деятельность человека, создают определённый |

|свойственный данному человеку колорит психики. |

|Причины настроений (Левитов): 1) физиологические или |

|психические состояния; 2) жизненные факты; 3) природа|

|и явления природы; 4) люди, способны заражать своим |

|настроением. |

|Настроения по Рубинштейну: настроения – это |

|эмоциональное длительное состояние, которое |

|складывается, как сумма различных эмоций в общий |

|эмоциональный фон и обычно не связано в сознании |

|людей с определёнными объектами и событиями. |

|По современным представлениям физиологической основой|

|настроений является деятельность подкорковых структур|

|и ретикул формации. |

|Характерные особенности настроений: 1. диффузные |

|(размытые); 2. трудность в вербализации; 3. |

|настроения не предметны, а личностны – отражают |

|состояние субъекта; 4. настроения всегда оценочны – |

|они кодируют степень удовлетворённости; 5. настроения|

|многоуровневые – 3 уровня настроений: 1 – |

|приподнятое, характеризуется высоким уровнем |

|жизнедеятельности; 2 – ровное настроение – обычный |

|уровень жизнедеятельности, комфорт, спокойствие, |

|уравновешенность; 3 – подавленное, низкий уровень |

|жизнедеятельности – уныние, печаль равнодушие. |

|Остаются первичными формами эмоциональных переживаний|

|и индикаторами протекания физиологических процессов, |

|выступают как сигналы опасности, что вынуждает |

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.