|Но здесь нужно отметить, что агрессия явл.|чувство отражает степень |
|естественным следствием фрустрации, но |заинтересованности человека в общественной|
|необязательным. Б) теория социального |солидарности. Это чувство определяет стиль|
|научения (Бандура – наблюдающее научение).|жизни, который при гармоничном сочетании |
|2 блок – теории обмена. А) теория |личного и общественного приводит к |
|элементарных поведенческих актов (при |успешной компенсации комплекса |
|встрече - Хоманс). Б) теория |неполноценности. 2. Фромм: личность у |
|взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) – |Фромма описывается с помощью понятия |
|каждый из участников может получать как |«характер». Основным критерием для |
|вклады, так и потери (обмен лекциями). У |дифференциации характеров явл. отношение к|
|каждого индивида существ. свой уровень |смыслу жизни. Если человек ориентирован на|
|ценности, т.е. он всё сравнивает с ним. 2.|самореализацию, то он обладает |
|теории когнитивного со-ответствия – А) |продуктивным характером, означающим |
|теория структурного баланса Хайдера: |успешное сочетание личных и общественных |
|приписывание причин поведения и свойств |интересов. Доминирующий тип характера в |
|личности (определённые качества по |конкретном обществе составляет «социальный|
|популярности в классе). Б) теория |тип» этого общества, определяющий |
|коммуникативных актов (если 2 человека + |отношения между личностью и обществом и |
|относятся друг к другу, то они будут |между самими людьми. 3. Хорни: основное – |
|стремиться иметь схожие взгляды). В) |взаимоотношения между ребёнком и |
|теория когни-тивного диссонанса: 2 |родителями – главный фактор развития. |
|противоречивые инф. Об одном и том же |Базовые потребности: в безопасности и в |
|явлении приводят человека к диском-форту. |удовлетворении. Если неудовоетворена |
|Г) теория конгруэнтности (схожесть). Д) |потребн. в безопасности, то развивается |
|Аш, Крэч, Крачфилд: новые знания об |Базальная тревога. У каждого человека есть|
|индивиде обобщаются и структурируются со |10 невротических потребностей (одна из них|
|старыми. 3 психоаналитическое – Фрейд: |доминирует). 4. Эриксон: считает, что |
|взаимоотношения в семье и со взрослыми |развитие личности проходит на протяжении |
|переносятся на отношение к другим людям. |всей жизни. Социализация представлена на 8|
|А) трёхмерная теория межличностного |стадиях: (развитие соц. возможностей |
|поведения (основа 3 потребности: включения|человека поощряется обществом; каждая |
|в группу, в любви, в контроле - власть); |стадия сопровождается кризисом – на каждой|
|Б) динамическая теория группового |стадии должно развиться высшее базовое |
|функционирования: группа рассматривается |чувство). 1. грудной возраст (надежда – |
|как личность. В) теория группового |доверие-недоверие); 2. ползунковый возраст|
|развития: группы тренинга человеческих |(воля – автономия-стыд); 3. дошкольный |
|отношений. 4. интеракционистское |возраст (целеустремлённость – |
|направление – основа: взаимодействие между|инициатива-чувство вины); 4. |
|людьми. А) символический интеракционизм: |предпубертатный (компетентность – |
|некоторые символы, с помощью которых люди |прилежание-чувство неполноценности); 5. |
|взаимодействуют между собой (жесты и |юность (преданность, верность – |
|т.д.). Б) теория ролей: роль как |идентичность-диффузия); 6. ранняя зрелость|
|существующая система ожиданий в обществе |(любовь – интимность-изолированность); 7. |
|относительно индивида (по отношению к |средняя зрелость (творчество, забота – |
|себе, внешние проявления). Когда |продуктивность-застой); 8. поздняя |
|выполняешь несколько ролей одновременно, |зрелость (мудрость – внутренняя |
|может наступить межролевой конфликт. В) |стойкость-безнадёжность). 5. Роджерс: все |
|теория референтной группы: это те люди, |мотивы чел. включены в один – тенденция к |
|мнение которых для индивида значимо. |самоактуализации. Люди способны строить |
|Феномен референтности может быть |свою судьбу, явл. целеустремлёнными, |
|позитивным и негативным (мнения человека, |самосовершенствующимися. Условия |
|который любим, мнения противника). |межличностного общения: активн. Слушание, |
| |конгруэнтное (подлинное); позитивное, |
| |безусловное общение. |
|12 |13 |
|структура, функции и виды общения. |основные теоретические подходы к |
|Основные стратегии и психологические типы |исследованию общения. 1. информационный |
|взаимодей-ствия: общение понимается как: |подход – сформи-рован в 40-х годах: |
|1. взаимообмен – люди обмениваются опытом,|главный акцент делается на термин |
|информацией, поведенческими актами, |«коммуникация». Общение всегда взаимно, а |
|эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие – |коммуникация может быть как односторонней,|
|всякое общение можно назвать |так и двусторонней. Содержание – |
|взаимодействием (субъект-субъектные |информация. Основные положения: содержание|
|отношения). существует несколько стратегий|информации передаётся в различных символах|
|поведения при общении: А) стратегия |(слова, жесты, знаки, телодвижения и |
|содействия – активное содействие 1-го |т.д.). человек рассматривается как некий |
|партнёра другому, с целью достижения |экран на котором проявляется полученная |
|какого-либо результата. Б) стратегия |информация. По теории систем Шеннона: |
|противодействия – рассогласование общих |любая информация может измеряться. Единицы|
|результатов деятельности. В) уклонение от |измерения информации: само сообщение; |
|взаимодействия. Выделяют 7 типов |источник информации, передатчик |
|взаимодействия: 1. сотрудничество |информации, получатель информации, |
|(содействие 2 партнёров); 2. |обратная связь, шум при передаче. 60-е |
|противоборство (противоборство партн-ов); |годы – теория коммуникативного обмена |
|3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. |(Ирвин-Гоффман): элементы к. о.: |
|одностороннее содействие (1-содействует, |содержание, условия общения, форма |
|2-уклоняется); 5. одностороннее |представления информации, стратегии |
|противоборство (1-противоборство, |общения, коммуникативные ограничения, |
|2-уклонение);6. компромисс (оба – |критерии и оценки. 2. интеракционистский |
|противоборство, содействие); 7. |подход: начинается с работ Джона Мида – |
|контрастное взаимодействие (1-содействие, |общение как система взаимноориентированных|
|2-противоборство). 3. как частный случай |акций и реакций, развёрнутых во времени. |
|деятельности. Структура общения: 1. |Бейлз разработал схему анализа общения как|
|информационный (познавательный, |взаимодействия. Пример: «равновесная |
|когнитивный) компонент; 2. аффективный |модель» - в общении люди стремятся к |
|(эмоциональный) компонент; 3. |балансу: вопрос-ответ; «модель социального|
|поведенческий компонент. Функции общения: |навыка» - взаимные акции и реакции - |
|1. по содержанию: коммуникативная, |ответные реакции; «лингвистическая модель»|
|аффективно-коммуникативная (содержание + |- анализ отдельных звуков, то, как они |
|эмоции, чувства), |интегрируются в слова и т.д. 3. |
|регуляционно-коммуникативная (содержание +|реляционный подход: наиболее |
|поведение). 2. по цели общения: |разработанный. Начал формироваться в 50-е |
|организационная (происходит при совместной|годы. Суть общения это взаимные отношения,|
|деятельности), познавательная (познание |оценки. Социальный контекст: ребёнок |
|другого человека), отношенческая |включается в межличностные отношения с |
|(установить отношения с другим человеком),|самого рождения, посредством общения. |
|регуляционная (воздействие на другого). | |
|Виды общения: 1. эффективное, делится на: | |
|понимающее (безоценочное общение) и | |
|рефлексивное (правильно ли я вас понял?). | |
|2. неэффективное общение, делиться на: | |
|принижающее (ущемление прав другого), | |
|агрессивное (нападки одного партнёра на | |
|другого) и защитно-агрессивное. Главным | |
|критерием в2-х видах, (э. И неэф.) | |
|является психологический комфорт. | |
|Промежуточная форма между эффективным и | |
|неэффективным общением – директивное | |
|общение: прямое (указывающее) воздействие | |
|на другого человека без ущемления его | |
|прав. Наиболее часто встречаются: | |
|директивное и понимающее общение. | |
|15 |14 |
|социальная перцепция: понимание, функции, |невербальное общение: понимание, |
|типичные феномены: соц. перцепция – это |особенности, структура, функции: |
|восприятие соц. действительности, |невербальное общение – это коммуникация |
|восприятие жизни в целом (оценка человеком|между индивидами без использования слов, |
|действительности), наиболее элементарный |т.е. без речевых и языковых средств, |
|процесс – восприятие человека человеком. |представленных в прямой или какой-либо |
|(1. один человек воспринимает другого; 2. |знаковой форме. Инструментом общения |
|человек воспринимает группу; 3. группа |становится тело человека, обладающее |
|воспринимает одного человека; 4. группы |широким диапазоном средств и способов |
|воспринимают друг друга). Функции |передачи информации или обмена ею. |
|социальной перцепции: 1. инициация общения|Основными средствами являются: поза, |
|– запускающая функция – восприятие разных |движения (жесты), мимика, взгляд, |
|хар-к человека. 2. познавательная – |«пространственное поведение», |
|воспринимая человека, мы познаём, изучаем |характеристики голоса. Особенности. Это |
|его. Задачи соц. перцепции: Опознание |общение может быть осознанным и |
|другого чел., адекватно оценить другого |неосознанным, а также намеренным и |
|человека, установить отношения между |ненамеренным. В большинстве обычно люди не|
|людьми, воздействие на другого человека. |осознают или мало осознают своё |
|Основные феномены соц. перцепции: 1. |невербальное поведение. При помощи языка |
|феномен рефлексии. А) саморефлексия |тела люди передают от 60 до 70 % всей |
|(напр., оценка своего внешнего вида); Б) |информации в процессе общения. В одном |
|собственно рефлексия (сознание индивидом |случае инф. может передаваться одним |
|того, как он выглядит в глазах того, кто |субъектом с осознаваемой целью довести эту|
|его воспринимает); В) взаимная рефлексия |инф. до другого (указательный жест). А в |
|(2 человека задумываются, как они выглядят|другом отправитель не имел намерения |
|в глазах друг друга). Рефлексивные игры – |передавать какую-то инф. или даже пытался |
|человек задумывается, как он выглядит в |скрыть её (плохое настроение), а другие |
|глазах другого и при этом он сознаёт, что |тем не менее эту инф. получали |
|тот другой задумывается о том, как он |(воспринимали). Функции невербального |
|выглядит в глазах первого. 2. аттракция |общения: неверб. Средства общения помогают|
|(привлекательность для других людей). Эта |людям ориентироваться в различных |
|характеристика является динамичной – |ситуациях и регулировать своё поведение, |
|например, человек молчал и был |глубже понимать друг друга. Невербальное |
Страницы: 1, 2, 3
|