p>Рассмотрим, что же создает сложные педагогические ситуации и что вызывает конфликты между детьми и родителями. Некоторые родители усматривают источники возникновения конфликтов во внешних признаках воспитательного процесса: мы советуем, а он не слушает нас, наставляем, а он все равно поступает по-своему, приказываем, а он не подчиняется. Однако за этими внешними признаками скрывается сложный психологический механизм, что и объясняет природу противоречий, возникающих в воспитательном процессе. Но нельзя утверждать, что между всеми родителями и их детьми обязательно возникает конфликт, поскольку есть немало случаев, свидетельствующих об установлении между родителями и детьми отношений доверия, сотрудничества и взаимопонимания. "Основной признак, в соответствии с которым можно судить о трудновоспитуемости ребенка, это его активное сопротивление воспитанию, непринятие им признанных средств педагогического воздействия", - писалА. С. Макаренко. (32, 1983г. ) Сложные педагогические ситуации создаются, в основном, педагогически запущенными детьми, трудновоспитуемыми. Они действительно оказывают активное сопротивление воспитательным мерам, что порождает конфликты между родителем и ребенком. И поскольку в сложных педагогических ситуациях в основном фигурируют трудновоспитуемые, постольку, прежде всего, необходимо определить, кто такие "трудные" дети. По определению А. И. Кочетова, понятие "трудный ребенок" касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие. (30, 1972г. ) Одним из существенных признаков, характеризующих трудновоспитуемых, является их неправильные представления и неверные взаимоотношения с окружающими их людьми. На доброту и ласку трудновоспитуемый смотрит с недоверием, а иногда его реакция может быть грубой, поведение вызывающим. Исследователи выделяют три основных признака, присущих трудновоспитуемому: неравномерное развитие психики (чрезмерное развитие какой-либо ее стороны и отставание другой),
педагогическая запущенность, неадекватные взаимоотношения с окружающим миром. Э. Г. Костяшкин делит трудных детей на три большие группы: аномальных в психоневрологическом отношении, - педагогически запущенных, временно отстающих в умственном развитии.
Огромное значение для проведения воспитательно-профилактической работы с трудновоспитуемыми, для разрешения проблем и конфликтов имеет правильное и своевременное распределение детей по отдельным группам. И, если в работе с одной группой трудновоспитуемых может оказаться достаточным соответствующее педагогическое воздействие, то вторая группа трудных требует медико-педагогического наблюдения и воздействия. Таким образом, становится необходимым серьезно и всесторонне изучать ребенка, как только мы назовем его трудновоспитуемым. Исследователи, работающие по проблемам, связанным с трудновоспитуемыми, подчеркивают то обстоятельство, что особенно осложняется положение в переходном возрасте. Правда, "трудные" дети встречаются уже в дошкольном возрасте и на начальной ступени школьного обучения, однако практика все же свидетельствует, что как с количественной, так и качественной стороны трудности в воспитании наиболее явно проявляются в переходном возрасте. Трудные дети, как правило, нарушают порядок, плохо учатся (часть их составляют второгодники), дерутся, лгут, нецензурно выражаются, иногда воруют. Хотя существуют и исключения, когда трудновоспитуемый учится неплохо, однако в его поведении наблюдаются отклонения, а порой, напротив, в классе он не нарушает порядка, но не хочет учиться и попадает в число академически неуспевающих учеников. Для части трудных детей характерна потребность в ярких эмоциональных переживаниях, острых впечатлениях. Большинство трудновоспитуемых отличается эгоизмом, для них в любом деле главное - удовлетворение их личных желаний и интересов. Формы нарушения норм поведения трудновоспитуемыми девочками и мальчиками различны. Трудные девочки, на первый взгляд, часто ничем не отличаются от своих одноклассниц. На уроках они ведут себя прилично, выглядят аккуратно. "Трудность" девочек в большей степени касается их личной жизни, морали, чем их поведения в школе, а потому более скрыта и менее видна посторонним. Когда имеешь дело с трудновоспитуемым, как правило, обнаруживаешь в семье воспитанника нездоровую атмосферу; часто семья ребенка внешне выглядит вполне благополучной и надежной, однако при более тщательном ознакомлении с взаимоотношениями, связывающими членов семьи, становятся явными условия, которые порождают или усиливают свойства и качества характера, присущие трудновоспитуемым детям. Некоторые авторы (Л. С. Алексеева и др. ) основной причиной моральной деформации личности ребенка считают неполную семью. Как известно, отклонения от норм социального поведения могут начинаться еще в дошкольном возрасте, когда и закладывается фундамент основных компонентов социально-психологической структуры личности, база для создания как правильных, так и неверных представлений и взаимоотношений с людьми, предметами и явлениями окружающего мира.
Л. С. Алексеева выделяет два типа неблагополучных семей: - постоянно конфликтные семьи - семьи, где конфликты возникают эпизодически.
В постоянно конфликтных семьях прежние конфликты подготавливают почву для возникновения последующих. Ребенок воспринимает взаимоотношения взрослых, основанные на ругани, драках и взаимных угрозах, вне какой-либо критической их оценки и принимает их в качестве образца для собственного поведения, поэтому обстановка, складывающаяся в семье, оказывает своеобразное воздействие на формирование определенных свойств его личности. По мысли автора, опасней всего выработка у ребенка представлений о том, что якобы, формы поведения взрослых, воспринятые им в семье, представляют собой вполне приемлемые средства разрешения жизненных ситуаций. На основе учащающихся и развивающихся конфликтов между родителями у ребенка формируется представление, что в споре побеждает тот, кто более агрессивен, непокорен и кто обладает большим "запасом" конфликтности. В таких семьях родители настолько заняты постоянными ссорами друг с другом, что забывают о своих обязанностях по отношению к детям, не думают о необходимости создать для них элементарный психологический комфорт. Как следствие, у детей, выросших в подобных семьях, остаются неудовлетворенными потребности в любви, ласке и внимании со стороны родителей, что непременно доставляет им неприятные переживания и впоследствии становится основой формирования их отношения к окружающим людям. Таким образом, накопленный в семье запас агрессивности способствует неадекватному самоутверждению ребенка, и поэтому этот процесс протекает при помощи драк, стычек и других, порой сомнительных, "героических" поступков. Часто у таких детей формируется желание установить дружеские взаимоотношения с группой сверстников или старших ребят за пределами семьи, что способствует определенной компенсации дефицита внимания и дружеских взаимоотношений, ощущаемого ребенком в семье. Именно такие дети вызывают претензии за безоговорочное лидерство среди ровесников. Невозможность удовлетворения этой претензии в классе, в силу различного рода причин (плохая академическая успеваемость, недисциплинированность, отсутствие авторитета у актива класса и преподавателей), доводит их до того, что на улице такие дети превращаются в своего рода "вожаков" Мы также считаем, что невозможно не уделить внимания такому условию возникновения трудновоспитуемости ребенка, как наличие в семье отца-пьяницы. В такой семье и мать, и дети постоянно испытывают чувство унижения и часто подвергаются физическому оскорблению и побоям. Здесь нередко формируется "тихий" и "трусливый" тип ребенка, в большинстве это происходит с мальчиками. Поведение этих детей сведено к полному, но пассивному следованию требованиям и нормам, подсказываемым обстановкой и течением событий. Такие дети в последующем пополняют контингент ребят, попавших под влияние уличного "вожака". В. Г. Сенькоподчеркивает, что уже к моменту достижения школьного возраста ребенок накапливает достаточный нравственный опыт, у него формируются признаки индивидуального характера, вырабатываются привычки и навыки поведения, которые, в зависимости от условий воспитания, могут быть как положительными, так и отрицательными. Нежелательные с педагогической точки зрения условия воспитания ребенка способствуют накоплению отрицательных взаимоотношений, перерастающих в результате многократного их повторения в стойкое отношение, в привычку и проявляющихся в поведении ребенка в виде различных отклонений. (45, 1980г. ) Н. Н. Верцинскаяизучила и проанализировала особенности ситуаций развития ребенка и нравственных отношений. Она выделяет пять наиболее характерных ситуаций развития. Первая группа ситуацийхарактеризуется неупорядоченностью семейных взаимоотношений, низким уровнем духовных потребностей родителей, невниманием к интересам детей, негативным отношением к педагогам и конфликтами с ними, изолированностью ребенка от классного коллектива в результате его академической неуспеваемости. Эти обстоятельства стимулируют изменение поведения, способствуют концентрации внимания на отрицательных моментах из личного опыта ребенка. Для второй группы ситуаций характерны повышенные материальные потребности, чрезмерная забота о ребенке, которая связана с неумением установить в коллективе отношения взаимопонимания, с пренебрежительным отношением к родителям, с неспособностью ребенка наладить положительные контакты с другими детьми на равноправной основе. Ситуации, входящие в третью группу, характеризуют сложные взаимоотношения между взрослыми членами семьи, нравственное содержание этих взаимоотношений остается для ребенка непонятным, "борьба за ребенка", его вовлечение в нее отвлекает учащегося, мешая ему сконцентрировать внимание на школьной жизни. Переживая подобные ситуации, ребенок либо озлобляется, либо замыкается в сфере болезненных эмоций. Четвертая группа ситуаций- это ситуации, в ходе развития которых педагогическая запущенность проявляется уже на уровне системы отношений ребенка, дефекты которой незаметны для воспитателя. Причины следует искать в педагогической непросвещенности родителей, в их неумении понять индивидуальные свойства и качества собственного ребенка. В эту ситуацию дети часто, совершенно неожиданно, привносят целый комплекс аморальных проявлений. В пятой группе ситуацийведущим отношением, вызывающим педагогическую запущенность ребенка, могут стать его неудачи в учебе, отрицательно влияющие на атмосферу в семье, в такой ситуации в поведении ребенка иногда происходит поворот в сторону отрицательных поступков. Итак, взаимоотношения в семье для ребенка являются сферой приобретения опыта и, в силу этого, нравственный облик будущей личности во многом определяется именно семейным воспитанием. С того момента, когда ребенок осознает существование иных взаимоотношений, он начинает впитывать культуру через посредство родителей (или людей, выполняющих функции родителей), а позднее путем контактов с другими членами его семьи. В научной литературе выделяют следующие основные условия морального развития: а) наиболее прочным фундаментом воспитания моральной зрелости у ребенка является истинная, всеобъемлющая и безупречная родительская любовь. Удовлетворение потребности ребенка в такой любви со стороны родителей убеждает его в том, что жизнь и люди "хороши". В таких условиях у ребенка складываются отношения, дающие толчок к приближению его к жизни, другим людям. б) Вторым значительным условием морального развития является адекватное представление о собственной личности, формирование правильной оценки своего "я" в процессе взаимодействия с другими людьми и жизнью. Социальное окружение может внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он красив, лучше всех вокруг, или, напротив, плох и ничего не стоит. Особенно важны в данном случае взаимосвязи, которые складываются у ребенка в раннем возрасте. Грубость и постоянное порицание вырабатывает у ребенка мысль о том, что он плохой и не добьется успеха в жизни. Выработка правильной оценки собственной личности - обязательное условие морального роста, поскольку индивид возьмется за выполнение ответственной роли в какой-либо ситуации лишь в том случае, если ощущает в себе достаточно сил, чтобы внести свой вклад в решение поставленной задачи, и понимает, что он должен сделать это. Если в ранние годы самооценка чрезвычайно занижена, у ребенка нет альтернативы: он должен забыть об ответственности и жить за счет компенсационных представлений. Если родители многократно задевают чувство собственного достоинства ребенка, это может вызвать излишний конформизм, сформировать у ребенка мнение, что он ничего из себя не представляет и полностью зависит от других. Многочисленные исследования свидетельствуют, что преступники, несмотря на внешнее бахвальство и довольство собой, в действительности глубоко страдают из-за ощущения собственной бесполезности и тяжело переживают свою никчемность. Необъективное представление о себе, будь оно чрезмерно занижено или, напротив, необоснованно завышено, может повлечь за собой установление ложных взаимосвязей и отношений, духовное оскудение или совершение компенсирующих это представление поступков. Различные образцы поведения часто обусловлены одной и той же психической причиной. Когда вышеперечисленные условия не соблюдены, ребенком овладевает глубокое чувство недовольства обществом и у него рождается склонность отрицать социальные ценности, вместо того, чтобы принимать их. Так он может связаться с группой подростков, у которой появляется целый ряд критериев для статуса своих членов, защищая требования группы, ребенок может легче добиться успеха. Различия в окружении подростков могут быть достаточно широкими и разнообразными по форме, также чрезвычайно обширны и границы воспитательного воздействия - от одной крайности, когда нежеланного, незаконного ребенка откровенно отвергают, и по другой - когда ребенок окружен истинной любовью в единой и счастливой семье. Также не совпадают и мнения педагогов и родителей о воспитании. Встречаются школы и семьи, где господствует авторитарный, строгий стиль воспитания, и рядом с ними есть школы и семьи, в которых царит либеральная атмосфера. Различны и воспитатели - среди них есть проникнутые апатией и цинизмом, но есть и носители глубоко нравственных представлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|