реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)

реферат
p>- сложность учебно-воспитательного процесса, зависимость его эффективности от многих факторов (помимо школы и семьи),

- различия в отношениях к ребенку со стороны учителя и со стороны родителей, - разные уровни общей и педагогической культуры,

- этическая неподготовленность учителя или родителя к педагогическому взаимодействию.

3. Отношения в системе “учитель-семья-ученик”должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей.

От того, как будет обращено слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближает учителя с семьей и укрепляет его авторитет, чем прочитанная лекция.

При работе с семьями учитель слабо представляет специфику семейного воспитания и воспитательный потенциал каждой семьи. Изучение семьи ведется стихийно. Нами было опрошено 22 учителя школы №15, и вот результаты мы предлагаем Вашему вниманию.

Анализ степени информированности учителей о семьях учащихся у опрошенных нами учителей показал следующее.

    Таблица 5.

Степень информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников.

    (респонденты не ограничивались в выборе ответов)
    Виды информации о семье % информированных учителей
    1. О материально-бытовых
    условиях. 78%
    2. Охарактере взаимоотношений
    в семье. 23%
    3. О нравственной позиции
    в семье. 47%
    4. О месте и роли ученика в семье. 19%
    5. Об организации жизнедеятельности
    ученика в семье. 52%
    6. О воспитательных возможностях
    семьи, наличие трудностей и
    ошибок в семейном воспитании. 28%

Как видим из таблицы, информация преподавателя о семьях своих подопечных явно недостаточна. В сущности, каждый учитель осведомлен лишь о какой-либо одной стороне жизни семьи ребенка. Этот вывод подтверждают и сами учителя. На вопрос о степени информированности преподавателя о жизни семьи учащихся только 18% ответили, что имеют достаточно полную информацию, 78% - информированы лишь об отдельных сторонах жизни и 4% - совершенно не информированы. Приведенные нами данные указывают на недооценку контактов школы и семьи в целях успешного осуществления и управления воспитанием учащихся. ЕщеВ. А. Сухомлинский писал: “Чтобы узнать детей, надо хорошо знать его семью – отца, мать, братьев, бабушек и дедушек. Ребенок –зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца”. (47, 1988г. )

В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Повседневные заботы, переориентация сознания взрослого поколения на другие, преимущественно материально-жизненные ценности приводит к все большей рассогласованности действий в двух социальных институтах.

В ходе анализа полученных результатов нами были сделаны выводы, что в настоящее время в школе отсутствует целенаправленная работа администрации с преподавателями и педагогическим коллективом по вопросам подготовки их к педагогическому руководству семейным воспитанием.

В данном разделе дипломной работы рассмотрены возможности и пути индивидуальной и групповой работы с родителями и детьми.

Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что им необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. Во время индивидуальной консультации родитель должен стать свидетелем и участником психолого-педагогического анализа сложной ситуации, сложившейся у него в семье. Были приведены несколько примеров для анализа.

Групповые занятия с родителями направлены на совершенствование во взаимопонимании, позволяющие родителям посмотреть на себя со стороны, а может быть, скорректировать свои педагогические меры воздействия и уровень психолого-педагогического образования.

    Также мы предложили занятия в детской игровой группе.

Параллельное ведение двух групп позволяет получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей.

Также в этом параграфе дипломной работы затронута проблема информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников. Педагог наблюдает ученика в общении со сверстниками, в процессе обучения, т. е. в ситуациях большей частью не доступных наблюдению родителей. Но учитель не знает домашней жизни ребенка, не видит его общения с близкими, поэтому у него нет целостной картины развития ребенка.

Взаимодействие школы и родителей может способствовать предупреждению либо коррекции возникновения сложной педагогической ситуации.

Итак, в заключительной главе нашей дипломной работы мы рассмотрели процесс глубинного воспитания, где ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка. Процесс воспитания не должен осуществляться насильно, где ребенок избегает родителя, а последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания.

В этой главе нами предложены пути индивидуальной и групповой работы с родителями и детьми. Параллельное ведение двух групп позволяет получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей.

Здесь же затронута проблема информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников, что является немаловажным аспектом предупреждения и коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

    Заключение.

Возникновение сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании связано с многообразными субъективными и объективными факторами. Здесь подразумевается, с одной стороны, ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания, неприятие во внимание особенностей развития детей на той или иной возрастной ступени, несогласованность родителей в воспитательной работе, с другой–неблагоприятное воздействие установившихся в семье взаимоотношений, неподготовленность родителей к воспитательной работе. Педагогически верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора системы педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация с ее многообразием различных обстоятельств требует творческого подхода воспитателя. Среди различных причин возникновения сложных педагогических ситуаций важнейшей является принятый в семье стиль воспитания. Императивный стильнаиболее распространенный в практике семейного воспитания, закономерно вызывает специфичные проявления конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Соответствующие формы конфликтных ситуаций обуславливаются также илиберальным стилемвоспитания. Своеобразное проявление сложных педагогических ситуаций можно наблюдать в условиях построения семейного воспитания наличностно-сотруднических началах. В этих случаях, во-первых, конфликтные ситуации значительно легко преодолимы, поскольку они редко вступают в высшую стадию своего развития, а во-вторых, становится возможным избежать многих конфликтных ситуаций.

Преодоление сложных ситуаций в семейной воспитательной деятельности требует создания системы педагогической помощи родителям на научной основе. Родители часто воспринимают сложные ситуации в состоянии аффекта, в то же время у большей части родителей либо нет основы, либо недостаточно педагогических знаний. В этих условиях ситуация еще больше осложняется, перерастает в глубокий конфликт. Значительное число родителей осуществляет воспитательный процесс интуитивно, основным подходом к детям в их практике является императивный подход.

При индивидуальных консультациях следует учитывать: глубокое изучение ситуации специалистом, основательный анализ обстоятельств родителем, разработку правильной системы действий, длительное наблюдение, в то же время должно быть защищено право родителей, чтобы семейный конфликт не стал известным посторонним лицам.

Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема взаимоотношений в семье, преодоление сложных семейных ситуаций, взаимодействие преподавателя и родителя по вопросам обучения и воспитания детей, на сегодняшний день остается в значительной степени не решенной.

Решение задач, поставленных нами в соответствии с данной проблемой исследования, потребовало рассмотрения понятия“сложная педагогическая ситуация”. С этой целью нами была изучена педагогическая литература выдающихся педагогов и психологов. Проблема, поднятая в работе настолько многообразна, нами был рассмотрен и дан подробный анализ внутрисемейных отношений, которые являются ведущим фактором возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе воспитания детей; описаны причины возникновения внутрисемейных конфликтов и возможные пути их преодоления; затронули вопрос о влиянии семейных неурядиц на поведение, учебу и жизнь ребенка в целом.

Для исследования состояния внутрисемейных отношений испытуемых, нами была проведена методика“Кинестетический рисунок семьи”(Р. Бернса и С Кауфмана). Также было проведено тестирование и анкетирование детей и их родителей с целью установления типов родителей как воспитателей. Сопоставление и анализ детских рисунков и ответов на тестовые задания дало возможность выявить 5 групп семей в зависимости от характера внутрисемейных отношений. Полученные результаты показали, что в семьях, где отсутствуют понимание, уважение и сопереживание близких людей, существуют не только негативные отношения к ребенку, но и отрицательные отношения к родителям со стороны самих детей. Дух такой семьи наполнен нервозностью, а обстановка порой просто взрывоопасна.

Необходимо отметить и тот факт, что взрослые (родители) не всегда обладают достаточным багажом психолого-педагогических знаний и личного опыта, поэтому в данной ситуации помощь специалиста обязательна.

Нами было предложено несколько вариантов занятий с родителями и детьми, направленных на совершенствование во взаимопонимании, позволяющие родителям посмотреть на себя со стороны, а, может быть, скорректировать свои педагогические меры воздействия и уровень психолого-педагогического образования.

Также был затронут вопрос сотрудничества семьи и школы, в ходе анализа выяснилось, что учитель слабо представляет специфику семейного воспитания и воспитательный потенциал каждой семьи.

Таким образом, наша работа явилась лишь попыткой изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

    Литература:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. - М. , Просвещение, 1986. 2. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. , Знание, 1982.

    3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М. , Знание, 1971.

4. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. - М. , Знание, 1977. 5. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. , Издательство политической литературы, 1985.

6. Алексеева Л. С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков, //в сборнике“Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников”/, М. , 1978.

7. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии 1988.

    8. Афанасьева Т. М. Семья. - М. , Просвещение, 1988.

9. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. - М. , Педагогика, 1972. 10. Белкин А. С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. - М. , Просвещение, 1979.

11. Бернс Р. С. , Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание через кинетические рисунки/ Пер. с анг. – М. , 2000.

12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. , Просвещение, 1968.

13. Вершиловский С. К. , Махлин М. П. Что важно знать педагогу о семье школьника. // Воспитание школьников, № 2, 1991.

14. Воспитание детей в семье. // Рекомендательный библиографический указатель. М. , Педагогика, 1990.

15. Верницкая Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск, 1983. 16. Вульфов Б. З. , Семенов В. Д. Школа и социальная среда взаимодействия. - М. , Знание, 1981.

17. Вульфов Б. З. , Поташник М. М. Педагогические ситуации. - М. , Педагогика, 1983. 18. Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. // Вопросы психологии, 1984.

19. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. - М. , Педагогика, 1971. 20. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М. , Знание, 1976. 21. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М. , Просвещение, 1990. 22. Диалоги о воспитании / под ред. В. Н. Столетова, - М. , Педагогика, 1989. 23. Догонадзе М. Р. О стиле взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым. М. ,1979.

24. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании. - М. ,1953. 25. Домашняя педагогика / под ред. В. И. Логинова, - М. , Просвещение, 1987. 26. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика: раздумья о проблеме воспитания детей в семье. - Грозный, 1987.

27. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - Советская Россия, 1983. 28. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М. , Педагогика, 1987. 29. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. , Педагогика, 1987. 30. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М. , Педагогика, 1972. 31. Краткий психологический словарь/Ред. -сост. Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2изд. , - Ростов н/Д. 1988. 32. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М. , Просвещение, 1990. 33. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М. , Педагогика, 1983. 34. Минаваров А. К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитани. // Автореферат– Ташкент, 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.