p>- сложность учебно-воспитательного процесса, зависимость его эффективности от многих факторов (помимо школы и семьи), - различия в отношениях к ребенку со стороны учителя и со стороны родителей, - разные уровни общей и педагогической культуры, - этическая неподготовленность учителя или родителя к педагогическому взаимодействию. 3. Отношения в системе “учитель-семья-ученик”должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей. От того, как будет обращено слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближает учителя с семьей и укрепляет его авторитет, чем прочитанная лекция. При работе с семьями учитель слабо представляет специфику семейного воспитания и воспитательный потенциал каждой семьи. Изучение семьи ведется стихийно. Нами было опрошено 22 учителя школы №15, и вот результаты мы предлагаем Вашему вниманию. Анализ степени информированности учителей о семьях учащихся у опрошенных нами учителей показал следующее.
Таблица 5.
Степень информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников.
(респонденты не ограничивались в выборе ответов) Виды информации о семье % информированных учителей 1. О материально-бытовых условиях. 78% 2. Охарактере взаимоотношений в семье. 23% 3. О нравственной позиции в семье. 47% 4. О месте и роли ученика в семье. 19% 5. Об организации жизнедеятельности ученика в семье. 52% 6. О воспитательных возможностях семьи, наличие трудностей и ошибок в семейном воспитании. 28%
Как видим из таблицы, информация преподавателя о семьях своих подопечных явно недостаточна. В сущности, каждый учитель осведомлен лишь о какой-либо одной стороне жизни семьи ребенка. Этот вывод подтверждают и сами учителя. На вопрос о степени информированности преподавателя о жизни семьи учащихся только 18% ответили, что имеют достаточно полную информацию, 78% - информированы лишь об отдельных сторонах жизни и 4% - совершенно не информированы. Приведенные нами данные указывают на недооценку контактов школы и семьи в целях успешного осуществления и управления воспитанием учащихся. ЕщеВ. А. Сухомлинский писал: “Чтобы узнать детей, надо хорошо знать его семью – отца, мать, братьев, бабушек и дедушек. Ребенок –зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца”. (47, 1988г. ) В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Повседневные заботы, переориентация сознания взрослого поколения на другие, преимущественно материально-жизненные ценности приводит к все большей рассогласованности действий в двух социальных институтах. В ходе анализа полученных результатов нами были сделаны выводы, что в настоящее время в школе отсутствует целенаправленная работа администрации с преподавателями и педагогическим коллективом по вопросам подготовки их к педагогическому руководству семейным воспитанием. В данном разделе дипломной работы рассмотрены возможности и пути индивидуальной и групповой работы с родителями и детьми. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что им необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. Во время индивидуальной консультации родитель должен стать свидетелем и участником психолого-педагогического анализа сложной ситуации, сложившейся у него в семье. Были приведены несколько примеров для анализа. Групповые занятия с родителями направлены на совершенствование во взаимопонимании, позволяющие родителям посмотреть на себя со стороны, а может быть, скорректировать свои педагогические меры воздействия и уровень психолого-педагогического образования.
Также мы предложили занятия в детской игровой группе.
Параллельное ведение двух групп позволяет получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей. Также в этом параграфе дипломной работы затронута проблема информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников. Педагог наблюдает ученика в общении со сверстниками, в процессе обучения, т. е. в ситуациях большей частью не доступных наблюдению родителей. Но учитель не знает домашней жизни ребенка, не видит его общения с близкими, поэтому у него нет целостной картины развития ребенка. Взаимодействие школы и родителей может способствовать предупреждению либо коррекции возникновения сложной педагогической ситуации. Итак, в заключительной главе нашей дипломной работы мы рассмотрели процесс глубинного воспитания, где ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка. Процесс воспитания не должен осуществляться насильно, где ребенок избегает родителя, а последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. В этой главе нами предложены пути индивидуальной и групповой работы с родителями и детьми. Параллельное ведение двух групп позволяет получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей. Здесь же затронута проблема информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников, что является немаловажным аспектом предупреждения и коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
Заключение.
Возникновение сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании связано с многообразными субъективными и объективными факторами. Здесь подразумевается, с одной стороны, ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания, неприятие во внимание особенностей развития детей на той или иной возрастной ступени, несогласованность родителей в воспитательной работе, с другой–неблагоприятное воздействие установившихся в семье взаимоотношений, неподготовленность родителей к воспитательной работе. Педагогически верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора системы педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация с ее многообразием различных обстоятельств требует творческого подхода воспитателя. Среди различных причин возникновения сложных педагогических ситуаций важнейшей является принятый в семье стиль воспитания. Императивный стильнаиболее распространенный в практике семейного воспитания, закономерно вызывает специфичные проявления конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Соответствующие формы конфликтных ситуаций обуславливаются также илиберальным стилемвоспитания. Своеобразное проявление сложных педагогических ситуаций можно наблюдать в условиях построения семейного воспитания наличностно-сотруднических началах. В этих случаях, во-первых, конфликтные ситуации значительно легко преодолимы, поскольку они редко вступают в высшую стадию своего развития, а во-вторых, становится возможным избежать многих конфликтных ситуаций. Преодоление сложных ситуаций в семейной воспитательной деятельности требует создания системы педагогической помощи родителям на научной основе. Родители часто воспринимают сложные ситуации в состоянии аффекта, в то же время у большей части родителей либо нет основы, либо недостаточно педагогических знаний. В этих условиях ситуация еще больше осложняется, перерастает в глубокий конфликт. Значительное число родителей осуществляет воспитательный процесс интуитивно, основным подходом к детям в их практике является императивный подход. При индивидуальных консультациях следует учитывать: глубокое изучение ситуации специалистом, основательный анализ обстоятельств родителем, разработку правильной системы действий, длительное наблюдение, в то же время должно быть защищено право родителей, чтобы семейный конфликт не стал известным посторонним лицам. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема взаимоотношений в семье, преодоление сложных семейных ситуаций, взаимодействие преподавателя и родителя по вопросам обучения и воспитания детей, на сегодняшний день остается в значительной степени не решенной. Решение задач, поставленных нами в соответствии с данной проблемой исследования, потребовало рассмотрения понятия“сложная педагогическая ситуация”. С этой целью нами была изучена педагогическая литература выдающихся педагогов и психологов. Проблема, поднятая в работе настолько многообразна, нами был рассмотрен и дан подробный анализ внутрисемейных отношений, которые являются ведущим фактором возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе воспитания детей; описаны причины возникновения внутрисемейных конфликтов и возможные пути их преодоления; затронули вопрос о влиянии семейных неурядиц на поведение, учебу и жизнь ребенка в целом. Для исследования состояния внутрисемейных отношений испытуемых, нами была проведена методика“Кинестетический рисунок семьи”(Р. Бернса и С Кауфмана). Также было проведено тестирование и анкетирование детей и их родителей с целью установления типов родителей как воспитателей. Сопоставление и анализ детских рисунков и ответов на тестовые задания дало возможность выявить 5 групп семей в зависимости от характера внутрисемейных отношений. Полученные результаты показали, что в семьях, где отсутствуют понимание, уважение и сопереживание близких людей, существуют не только негативные отношения к ребенку, но и отрицательные отношения к родителям со стороны самих детей. Дух такой семьи наполнен нервозностью, а обстановка порой просто взрывоопасна. Необходимо отметить и тот факт, что взрослые (родители) не всегда обладают достаточным багажом психолого-педагогических знаний и личного опыта, поэтому в данной ситуации помощь специалиста обязательна. Нами было предложено несколько вариантов занятий с родителями и детьми, направленных на совершенствование во взаимопонимании, позволяющие родителям посмотреть на себя со стороны, а, может быть, скорректировать свои педагогические меры воздействия и уровень психолого-педагогического образования. Также был затронут вопрос сотрудничества семьи и школы, в ходе анализа выяснилось, что учитель слабо представляет специфику семейного воспитания и воспитательный потенциал каждой семьи. Таким образом, наша работа явилась лишь попыткой изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. - М. , Просвещение, 1986. 2. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. , Знание, 1982.
3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М. , Знание, 1971.
4. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. - М. , Знание, 1977. 5. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. , Издательство политической литературы, 1985. 6. Алексеева Л. С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков, //в сборнике“Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников”/, М. , 1978. 7. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии 1988.
8. Афанасьева Т. М. Семья. - М. , Просвещение, 1988.
9. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. - М. , Педагогика, 1972. 10. Белкин А. С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. - М. , Просвещение, 1979. 11. Бернс Р. С. , Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание через кинетические рисунки/ Пер. с анг. – М. , 2000. 12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. , Просвещение, 1968. 13. Вершиловский С. К. , Махлин М. П. Что важно знать педагогу о семье школьника. // Воспитание школьников, № 2, 1991. 14. Воспитание детей в семье. // Рекомендательный библиографический указатель. М. , Педагогика, 1990. 15. Верницкая Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск, 1983. 16. Вульфов Б. З. , Семенов В. Д. Школа и социальная среда взаимодействия. - М. , Знание, 1981. 17. Вульфов Б. З. , Поташник М. М. Педагогические ситуации. - М. , Педагогика, 1983. 18. Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. // Вопросы психологии, 1984. 19. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. - М. , Педагогика, 1971. 20. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М. , Знание, 1976. 21. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М. , Просвещение, 1990. 22. Диалоги о воспитании / под ред. В. Н. Столетова, - М. , Педагогика, 1989. 23. Догонадзе М. Р. О стиле взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым. М. ,1979. 24. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании. - М. ,1953. 25. Домашняя педагогика / под ред. В. И. Логинова, - М. , Просвещение, 1987. 26. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика: раздумья о проблеме воспитания детей в семье. - Грозный, 1987. 27. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - Советская Россия, 1983. 28. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М. , Педагогика, 1987. 29. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. , Педагогика, 1987. 30. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М. , Педагогика, 1972. 31. Краткий психологический словарь/Ред. -сост. Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2изд. , - Ростов н/Д. 1988. 32. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М. , Просвещение, 1990. 33. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М. , Педагогика, 1983. 34. Минаваров А. К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитани. // Автореферат– Ташкент, 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|