p>14. Основные виды психологического консультирования. Возрастно-психологическое консультирование. Психологическое консультирование (ПК) –один из видов психологической помощи населению. Эта область связана с анализом причин и психологических механизмов различного рода трудностей, испытываемых людьми. Виды ПК можно выделять по разным показателям: 1) В ПК–анализирует трудности, особенности, связанные с детьми (в подростковом возрасте дети сами могут обращаться со своими проблемами. Дети младше подростков получают психотерапию (направление на изменение личностных особенностей личности). 2) Семейное и супружеское. 3) Профессиональное консультирование. Сейчас очень модно организ. конс. В нем консультируются, представители, организаций, предприятий. 4) Консультирование по поводу межличностных проблем. 5) Контактное или дистанционное (очное или заочное консультирование). Дистанционное– по телефону или через переписку (интернет). Возрастно-психологическое консультирование (ВПК). Основой ВПК является возрастная психология. Проблемы с которыми сталкивается консультант–это проблемы нормального детства. Важно различать детей здоровых, но соц-но и пед-ки запущенных. 1-ая проблема –трудности, возникающее в общении детей (высокая тревожность, конфликты в семье, кризисные ситуации/болезнь ребенка, стресс, распад семьи). 2-ая проблема-контроль за развитием детей, профилактика его развития. Главная причина проблем - не учет школой и обществом закономерностей потребности возрастных этапов формирования личности и игнорирования индивидуальных особенностей детей. Задачи консультирования: 1) общая задача –контроль за ходом психологического развития ребенка на основе представлений о возрастных нормах психического развития. Эта общая задача вызывает ряд частных: а) активная пропаганда психологических знаний; б) профилактика отклонений от нормального хода психического развития; в) выявление различных отклонений у детей с слабым соматическим и нервно-психическим здоровьем. – составление совместно с педагогом, психологом рекомендаций по коррекции. – составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. –коррекционная работа в специальных службах. 3 подхода по консультированию: 1) работа с родителями, повышение их социально-психологической компетентности, навыков решения конфликтных ситуаций, общения. 2) Работа с семьей, как единым целым; диагностика внутрисемейных ситуаций. 3) Работа с ребенком. 15. Диагностика учебной деятельности подростков и старших школьников. Критериально-ориентировнная диагностика КОД. Диагностика сформированности учебных действий. Диагностика причин неуспеваемости школьников. КОД –это диагностика, ориентированная на критерий, связанный с содержанием деятельности, либо это сравнение ученика с самим собой, либо с группой. Приход ребенка в школу предполагает, что ребенок должен научиться читать за 0. 5 года. Для этой диагностики мы выделяем действия, которые должен делать ученик (задачи в несколько действий). Школьный тест умственного развития– это пример КОД. Задача диагностики неуспеваемости –найти причину: Какие психологические явления, особенности связанны с неуспеваемостью => выбирать методики. Причины неуспеваемости распространяются в 3-ч сферах: 1) познавательные процессы и организация учебной деятельности. 2) мотивационно-эмоциональная. 3) межличностные отношения (с учителем, между учениками). Если ученик не успевает налаживать контакт с классом, выявляем углубленно-диагностическую сферу. КОД ориентирована на критерии, сравниваемые с требованиями деятельности. Учебные действия в каждом классе ученик должен выполнять определенные учебные действия. Выяснение: - психологических компонентов и структуры (ШТУР)– это все действия. – большой объем наук. – самостоятельность. Диагностика неуспеваемости. Найти именно ту причину которая влияет на успеваемость школьников (какие психологические особенности ученика связаны с его неуспеваемостью): познавательных процессов и организации учебной деятельности, - мотивация учебной деятельности, - межличностных отношений. Затем установить возможности устранения этой причины.
16. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
Пиаже в 20-е годы. Он рассматривал психику с т. з. логического описания системы процессов действия, из которого состоят психические процессы. По Пиаже развитие начинается с сенсомоторного интеллекта. Действия и восприятия представляют собой первый уровень развития (e. g. Если я вижу какой-либо предмет, то я должен поднять это куда? – Логика). Он считал –это овладение обратимостью операций. Действия, могут быть выполнены и в обратном порядке. Такое простое описание, не проявляется в реальности, действиях детей. Они не учитывают возможности возраста. Эта система– представляет интеллект по Пиаже. Функцией психики по Пиаже является поддержание психики, во взаимодействии со средой. Приспособление психики к влиянию со средой (например: Ученики должны сначала усвоить какой-то материал, а потом применить к различным ситуациям). Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже. Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте– на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов “Речь и мышление ребенка”, “Суждение и умозаключение у ребенка”, используя метод беседы (Отчего движутся облака, вода? ) Сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (т. е. мысленно обращаясь к другим людям) даже тогда когда он остается один, то ребенок размышляет эгоистично, даже когда находятся в обществе других. Принцип эгоцентризма царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции и не способен встать на позицию другого. Стадии развития детской мысли: 1) мысль сдерживается в предмет. действиях (до 2-х лет). 2) интериорезация–действие ума (2-7). 3) (7-11) возникают конкретные операции. 4) (11-15) формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные умозаключения. Развитие системы психических действий от одной стадии к другой – такой представил Пиаже картину сознания. 17. Особенности использования стандартизированных психологических тестов и проективных методик в работе практического психолога. Статистические методы обработки психологических данных. Тесты проективные - совокупность методик целостного изучения личности, основана на психологической интерпретации (основанные на интерпретации - рисунки, ассоциации, рассказ, экспрессивные (психодрамма)). В психологии тесты делятся на стандартизированные (жесткая система проведение (Айзенка, MMPI, тесты на исследование познавательных процессов, личностных особенностей межличностных отношений) и не стандартизованные (проективные методики - Пятна Родшиха, 20-г классический проективная методика несуществующее животное, Автопортрет, рисунок семьи). Статистические методы обработки: 1) обобщающие статистические характеристики. размах (диапазон изменения хар-ки), - средние хар-ки (среднеарифметическое, мода, медиана), - коэффициент вариативности (данные однородны или различаются). 2) Нужно сравнивать между собой группы данных - случайность или закономерность различий. 3) Методы, позволяющие выявить закономерности - методы факторного и корреляционного анализа. 23. Теоретические основы возрастно-психологического консультирования. Общая задача ВПК - контроль за ходом псих. развития ребенка на основе представлений о возр. нормах псих. развития. Частные задачи - 1) активная пропаганда псих. знаний среди родителей. 2) проф-ка отклонений от нормального хода развития. 3) Составление рекомендаций. 4) Коррекционная работа. 5) Просвещение населения. Теоретические основы ВПК. Здесь учитывается биофактор наследственности, соц. фактор и фактор активности ребенка, а также направления: биогенетическое, социогенетическое, теория 2-ч факторов Штерна (конвергенции - схождение 2-х факторов и т. Выготского, онтогенетическая т. Выготского. С т. з. Выготского псих. развитие ребенка представляет собой процесс присвоения общественно-исторического опыта. Опыт включает в себя: предметный мир, действие с предметами, псих. кач-ва людей, культура (язык), нормы взаимоотношений, способности людей, наследственность представляет собой природные предпосылки псих. развития, т. е. наследственность дает ребенку возможность присваивать опыт. Существуют 2 особенности отношения ребенка со средой как источника, развития: 1) Ребенок активно присваивает опыт из среды, 2) посредником между ребенком и средой является взрослый. Теоретические основы ВПК: биогенетическое направление (содержит биофактор наследственности), Социогенетическое направление (содержит социальный фактор), теория 2-х факторов Штерна (содержит биофактор наследственности и социальный фактор), теория Выготского (содержит все факторы: биофактор наследственности, социальный фактор и активность ребенка). 24. Особенности и виды аномального развития детей. Принципы и организация отбора детей в спец учреждения. Организация деятельности медико-психолого-педагогической комиссии… Аномальный ребенок - это когда имеются нарушения через физ. и психические нарушения. Причины, вызывающие аномалии: 1) генетические, биолого-социальные, психологические нарушения м. б. (глухие, слепые, умственно отсталые, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, ЗПР (инфантильность). Дети с нарушением зрения: 1) слепые, 2) слабовидящие, 3) видят только свет и тень. Все они нуждаются в специальном обучении, т. е. у них м-т разв. комплексы, обидчивость, подозрения, состояние мщения, часто агрессивны. Существуют интернаты для слепых, группы по 5-6 человек. Слуховая агнозия: Дети подразделяются на: 1) глухие - повреждение в височном отделе, 2) тугоухих, 3) слабослышащих - нуждающихся в специальном аппарате, речь не нарушена, интеллект не нарушен. Глухие попадают в спец. учреждения, адаптация в общ-ве происходит легко. Умственная неразвитость: олигофрения, дебилы, идиоты, имбицилы. Дебила можно определить к 3-му классу. Спец. учеб. заведения для олигофренов - интернат (дети обуч. как в нормальной школе) и детские дома (род. отказываются от детей). Там разрабатывается определенная программа (класс до 12 человек). 1 класс проходят 2 года - дебилы, а 3 года - имбецилы. Для выявления, учитель подают в конце учебного года заявку психологу на исследование детей. Если находит отклонения - то на медико-психологическую комиссию. Она образуется в городе при РОНО, ГОРОНО. В нее входят - юрист, педиатр, психолог, психиатр, учитель. Комиссия определяет и направляет ребенка в спец. учреждение. Сущ-т детсады, школы, интернаты, классы по 5-6 человек: и дети только одной диагностики. Учатся примерно 12 лет, (14 лет) обучение здесь не главная цель. Главная цель - привить профессию, чтобы они адаптировались. Для олигофренов, имбицилов, дебилов - ручная работа. В детдомах, где от детей отказались им сразу оформляется инвалидность псих. х-ра и она остается на всю жизнь. 25. З. Фрейд как родоначальник психоанализа. Основные положения психоаналитической теории, ее применение в работе практического психолога. Возникнув в начале века одно из направлений мед. психологии психоанализ, сначала усилиями Фрейда постепенно превратился в учение, претендирующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и в особенности в США. Психоанализ не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке. По словам Бергера "если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумывать". По мнению Бергера, главной соц. причиной распространения психоанализа является разделение сфер публичной и частной жизни. Это ведет к "кризису идентичности"; лишь немногие люди имеют возможность найти свое "подлинное Я" в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику и симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, мораль, сознательные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов и "метапсихологии", т. е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и "судьбах влечения". Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в религиоведении, соц. психологии и т. д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и мед. психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчерчивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида. Фрейд конечно, ни в какой революции, тем более к "сексуальной", не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало. Одним из главных источников призывов к "раскрепощению чувственности". Здоровье или отклонившаяся от нормы психика истолковывается Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен "эдипов комплекс" или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из "доэдиповых" ступеней развития либидо, протекает в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному к архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучится принимать иллюзорное за очевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
26. Из истории создания школьной ПС за рубежом и в России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|