реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические аспекты организационного конфликта

реферат

— конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен;

— он приводит к потере поддержки;

— конфликт ставит людей или организации в зависимость от публичных

заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

— он ведет к быстрому действию, вместо тщательно взвешенного ответа;

— вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

— конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или

даже стремится к нему;

— в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и

коалиций;

— конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

— он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие

интересы.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и

субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые —

субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается

конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональной сфере), хотя

процесс его разрешения может быть весьма длительным и вызывать напряженные

отношения между участниками конфликта. Субъективный конфликт, напротив, как

правило, разрешается деструктивно.

Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть

деловая и личностно-эмоциональная сфера.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию

истинности—ложности или реальности:

а) «подлинный» конфликт—существующий объективно и воспринимаемый

адекватно;

б) «случайный, или условный» конфликт — зависящий от легко изменяемых

обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

в) «смещенный» конфликт — когда имеется в виду явный конфликт, за которым

скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

г) «неверно приписанный» конфликт — конфликт между сторонами, ошибочно

понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных

проблем;

д) «латентный» конфликт — конфликт, который должен был бы произойти, но

которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается

сторонами;

е) «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания

конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и

понимания.

По типу разрешения конфликты можно разделить следующим образом:

а) конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из

противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или

группы — при антагонистическом характере конфликта (например, отказ от

асоциального поведения);

б) конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденции,

сторон (например, взаимные уступки, прибегание к личностным защитам и пр.);

в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной

из несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок

личности или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны

(например, договор о перенесении сроков выполнения заказа);

г) конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одной из одновременно

невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу

(например, признание правоты партнера по частным вопросам).

По форме выражения бывают:

а) конфликты того или иного направления действий, поведения («сближения

— удаления», «сближения — сближения», «удаления — удаления»);

б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения

(взаимные или односторонние несогласуемые действия, отказ от

взаимодействия, помехи, агрессивные акты, насилие);

в) конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербальной коммуникации

(молчание, взгляд, поза, мимика при восприятии соперника, тон речи, резкие

выражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие

особенности манеры обращения и общения);

г) конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные.

По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные и

неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты часто связаны с

бюрократической организацией предприятия и могут быть как

«горизонтальными», так и «вертикальными» (горизонтальные определяются

разделением труда, а вертикальные — отношениями руководства и подчинения).

По социально-психологическому эффекту конфликты делятся на:

а) конфликты развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из

конфликтующих личностей и группу в целом;

б) конфликты, способствующие самоутверждению или развитию одной из

конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой

личности или группы лиц.

Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами

авторитета и лидерства, стиля взаимоотношений и взаимодействия в группах и

должен быть центральным в социально-психологических исследованиях

конфликтных ситуаций.

В наиболее часто используемой классификации - основанием

является объем социального взаимодействия — выделяются конфликты

межгрупповые, внутригрупповые, межличностные (им посвящено наибольшее

количество работ в социальной психологии) и внутриличностные.

Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходимо

определить его сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина

конфликта? Что же можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф.

Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация,

структура, ценности, отношения и поведение, и соответственно выделяет пять

основных факторов (причин) конфликтов.

1. Информационный фактор — это та информация, которая приемлема для одной

стороны и неприемлема для другой. В качестве такой информации может

выступать неполная или неточная информация, представленная одной из сторон.

К этому «фактору автор относит нежелательное обнародование и недооценку

фактов, и их значения при решении спорных проблем, а также такие явления,

как невольная дезинформация, слухи, и пр.

2. Структурный фактор — это формальные и неформальные характеристики

группы. Они выражаются в специфике законной власти и законодательства, в

статусе, правах мужчин и женщин, их возрасте, роли традиций, системе

подотчетности и передачи информации, различных социальных нормах и т. д.

3. Ценностный фактор — это те принципы, которые провозглашаются или

отвергаются, которых придерживаются или которыми пренебрегают, о которых

забывают или даже которые намеренно нарушают. Это те принципы, которым

предположительно будут следовать все члены группы, поэтому ценности вносят

в социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются

по форме (цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, правила

поведения, чаи). Ценности описываются как:

— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения,

приоритеты в отношении принадлежности к группе);

— групповые системы верований и поведения;

— системы верований и поведения всего общества;

— общие нормативные ценности всего человечества;

— профессиональные ценности;

— способы действия и методы, свойственные отдельным социальным институтам и

организациям;

— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4. Фактор отношений — связан с удовлетворением от взаимодействия двух и

более сторон или его отсутствием. Здесь обращается внимание на следующие

аспекты:

— основа отношений (добровольные или принудительные);

— сущность отношении (независимые, зависимые, взаимозависимые);

— ожидания от взаимоотношений;

— важность взаимоотношений;

— ценность взаимоотношений;

— длительность отношений;

— совместимость людей в процессе взаимоотношений;

— вклад сторон во взаимоотношения и пр.

5. Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации:

избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К.

Томасу).

Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о

том, как сегодня понимаются конфликты.

Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие

влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть

сформулированы в нескольких простых тезисах:

1. Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и

неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент

человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм

нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не

лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать

его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально.

2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив,

это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных

условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению

жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует

воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно

оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт —

это необязательно плохо.

3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая

идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему:

«Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет

к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию»

(Goddard, 1986, р. 8).

Конфликт —?изменение —? адаптация—?выживание.

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к

нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем

более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они

предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт —

это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.

В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован

сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а

другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск

разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и

благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений,

конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных

возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное

начало, а значит конфликт — это может быть хорошо.

4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его

негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или

элиминированы, а конструктивные возможности усилены.

Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше время

работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.

§2: Структурно - динамические характеристики конфликта

Общий анализ понятий, предлагаемых специалистами для описания

конфликтов, равно как и «естественных» категорий, существующих в обыденном

сознании, позволяет прийти к следующим выводам.

Если исключить из рассмотрения понятия, которые скорее

относятся к описанию общей проблематики конфликтов (например, методы

изучения конфликтов, личность в конфликте и др.), то остальные категории

могут быть отнесены к структурным или динамическим характеристикам

конфликта. Структурные характеристики конфликта являются статичными

элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его

динамические характеристики связаны с тем. «какие именно события

происходят» в конфликте.

Структурные характеристики представляют собой составные

элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование

невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта

либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К

структурным компонентам конфликта относятся:

1) стороны (участники) конфликта

2) условия конфликта

3) предмет конфликта

4) действия участников конфликта

5) исход (результат) конфликта

Стороны (участники) конфликта

В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими

сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.